Зачем детям нужны гуманитарные науки

Позвоните сейчас и закажите

Недавно ты встретил одну девушку, а она подписана на блогеров-художников, называет неизвестные фамилии, разбирается в стилях и течениях искусства. Тебе ужасно интересно слушать ее, но оказывается, что ты не можешь поддержать с ней разговор. Дело в том, что ты почти ничего не понимаешь в искусстве.

Ты приходишь на рисование и бьешь баклуши, в то время как учитель отчаянно пытается рассказать о разных техниках живописи. Ты отлично отдыхаешь, а тогда идешь на ненавистную алгебру, где изо всех сил пытаешься решить уравнение, но ответы убегают. Тест провалено. В чём же проблема?

Твоя учительница рассказывает, что чудак-Городецкий построил свой Дом с химерами на спор. И ты удивляешься, что это реальная история, а не фильм-екшн. Ко всему, это случилось здесь, в Киеве. Ты же наверняка думаешь, что в нашей истории – только страдания, а в искусстве – только белая хата и хрущи. Но, может быть, это не всё?

Все предыдущие ситуации коротко объясняют, для чего детям нужны гуманитарные науки. Понятно, что они обеспечат им всестороннее развитие и пригодятся в разные жизненные моменты. Но давайте чётче разберём аргументы.

Гуманитарные науки нужны:

1. Для социализации и открытых дверей.

Если ваш ребёнок всесторонне развит, ему легче налаживать отношения, потому что он готов к любому разговору. Умение беседовать будет вызывать уважение у его собеседников, а также желание поддерживать связь. Про него сложится впечатление как о прогрессивной и интересной личности. Стоит ли говорить, что это отношение – залог ощущения самоценности, самоуважения, а также активной вовлеченности в жизнь. Имея большой круг знакомств, ваш ребёнок будет находиться в центре социальной жизни, слышать последние новости и знать, куда можно присоединиться, где стоит себя попробовать. Ведь наши хорошие знакомые присылают нам вакансии, рекламы проектов и конкурсов, благодаря которым мы пробуем себя в разных видах деятельности, познаём свой характер, склонности, а ещё сильные и слабые стороны. Кто бы мог подумать, что уроки рисования, музыка и литература не только расширяют кругозор, но и стают залогом успеха.

Заглянем теперь в будущее: работодатели часто тестируют не только профессиональные компетентности будущего работника, но и обращают внимание на ценности человека, его характер, умение коммуницировать. Часто это становится препятствием для получения желанного рабочего места. Если же мы хотим облегчить жизнь нашему ребёнку, развить его харизму и обеспечить уважение общества, нам стоит дать ему возможность познать себя. В таком случае вспомним, что театральное, изобразительное и музыкальное искусства побуждают ребёнка думать, спрашивать себя: «А что я чувствую? А что я думаю об этом?» – и в такой способ он учится понимать себя.

Добавим, что заняты творчеством дети пребывают в постоянном развитии, потому что они полны мыслей о том, как воплотить творческие идеи в жизнь. Вместо того, чтобы просиживать часы, листая ленту новостей, дети отвлекаются от гаджетов и ищут возможности для воплощения своих идей. Так они учатся работать и совершенствовать сделанное. Ведь из-за того, что наши арт-проекты часто выглядят не так, как хотелось изначально, мы их анализируем и переделываем. Про аналитический состав ума, который развивается в процессе художественной деятельности, поговорим в следующем пункте.

2. Для критического мышления

Оказывается, гуманитарная сфера влияет на креативный подход в вопросах точных наук. Математические задачи решаются легче, если ребенок умеет мыслить нешаблонно и привык смотреть на вопрос с разных ракурсов, искать ответы в неочевидных местах. А умение рассматривать идею с разных точек зрения развивается именно благодаря опыту просмотра / слушания / создания образцов искусства. Поэтому, когда мы пренебрегаем музыкой или историей, литературой или языком, то ребенку труднее овладеть другими предметами школьной программы.

Как было отмечено, гуманитарные науки заставляют ребенка задавать вопросы и искать ответы. Это означает, что ребенок учится анализировать, аргументировать и воспринимать идеи критически. А это позволяет ему развить те аналитические навыки, которые так культивируются работодателями. Аналитические способности незаменимы при создании стратегий развития бизнеса / бренда / рекламной кампании. Так, в хорошо известном факте или привычном продукте ваш ребенок однажды найдет что-то инновационное – и это станет трамплином для его успеха.

К примеру, вспомним Казимира Малевича. По словам Дмитра Горбачова – украинского искусствоведа – Малевич сейчас считается «самым популярным художником в мире начала ХХ-го века». И славой он обязан своему нешаблонному мышлению. Знаете ли вы, например, что он экспонировал работы каждый раз меняя их положение? Сегодня вы смотрите на нее под одним углом, а завтра – уже кверху дном. И это была не ошибка художника, а своеобразное «воспитание» зрителя с целью изменить способ его мышления и натолкнуть на новые мысли. И даже больше. Кто бы мог предположить, что Малевича будут считать зачинателем минимализма – стиля, который оккупировал сейчас наши дома и одежду?

Итак, вовлеченность ребенка в сферу культуры – это не только интересное, но и безумно полезное занятие. Позволим себе также отметить, что оригинальное мышление спасает от жизненных трудностей, например, когда нужно найти способ, чтобы заработать немного денег, или даже когда надо сориентироваться на местности в новом городе. Личность, привыкшая к пространственному мышлению и поискам, найдет выход из таких ситуаций.

3. Уважение к собственной культуре

Как часто дети закатывают глаза, когда слышат о том, что украинское – это свежее, перспективное и актуальное. На самом деле, их можно понять – тяжело воспринимать пафосные речи об украинской культуре, если ты не имеешь собственного, живого опыта переживания этой культуры. А увлечься ею никак не удастся, если ты держишься от нее на расстоянии.

Почему это важно вообще?

Мы все идентифицируем себя как украинцев. Кроме того, мир всегда будет воспринимать нас как украинцев. Как правило, это не вызывает у нас повода для гордости. Более того, мы считаем, что лучше всего нашу нацию представляет борщ. И дети растут с представлением о том, что борщ – самое ценное, что у нас есть.

Но если ребёнок знает, что хорошего было в прошлом его страны, что достойного в его гражданстве, то он, соответственно, знает, что сам является носителем хорошего и достойного. Он знает, что нет причины стыдиться своего происхождения и страдать от комплекса неполноценности, он осознаёт, что не хуже других – и это значит, что он не позволит другим унижать себя и своих близких. Он сумеет рассказать о себе и будет знать, что говорить. Он скажет, что Иван Марчук – украинец, как и он. А этот художник по версии британской газеты Дейли Телеграф (The Daily Telegraph) пополняет ряды 100 гениев современности, придумав прекрасную технику пльонтанизма. Немного ниже – одна из его работ, узнаёте?

Ваш ребёнок скажет, что украинские авангардисты были не менее передовыми, чем французские. Одна из них – Александра Экстер – превратила кубизм и футуризм с бледных пастельных течений в яркие, наполненные цветами всего спектра. И, что удивляет больше всего, к использованию ярких красок ее побудило украинское народное искусство. А позже абстракционизм Александры Экстер так понравился Пикассо, что тот тоже начал использовать больше ярких цветов в творчестве. Так французский гений поучился в украинской коллеги.  

Пока Александра Экстер жила в Киеве, она сумела организовать здесь свою студию, в которой занимались не только взрослые, но и дети. По ее мнению, они наиболее подвержены авангарду, поскольку имеют сильный жизненный порыв, они чрезвычайно эмоциональные, лаконичные и стремятся использовать открытые цвета. Процесс письма в студии происходил так: сначала художница прочитывала детям сказку, а потом давала задание рисовать и никак не сдерживать себя в живописи. Это похоже на то, как мы занимаемся с детьми в нашей студии. Между прочим, позже госпожа Экстер стала преподавательницей Академии современного искусства в Париже. Интересным фактом является отзыв студентов о ней: «… блестяще преподаёт, но раздражает тем, что часто вспоминает Украину, которую никто не знает». Вот одна из ее работ также:

«Венеция»

Хотим также упомянуть о подопечной Александры Экстер – о Ганне Собачко. Она рисовала фантазийные картины напоминающие петриковскую роспись – и эти работы экспонировались в Париже, Берлине, Мюнхене, Нью-Йорке и Санкт-Петербурге. Вот одна из них:

«Жар-птицы»

По словам одного из советских госчиновников: «У нас таких Собачек – в каждом селе». С одной стороны, это упрек с претензией, что картины художницы не уникальны. А с другой, если в каждом селе также рисовали и украшали все вокруг – вспомните сейчас своих бабушек – не повод ли это для гордости?

Ваш ребёнок также скажет, что еще не брался за книги Юрия Выннычука, но уже знает, что его «Танго смерти» читает полмира (4), потому что в этом романе есть все: и мистика, и история, и серьезный конфликт, и любимый Львов. Он скажет, что хочет наконец купить сборник Издрыка, потому что его «другой» (укр. «інший») воспринимается как нечто гениальное и простое. Этот же Издрык бесстыдно избегает знаков препинания и заглавных букв – но он позволяет поставить каждому читателю паузы и акценты самостоятельно.

Но самое главное, ваш ребёнок точно будет знать, что всё, к чему он относится, заслуживает уважения. И что среди своих есть и талант, и перспективы, а не только борщ.

Поэтому история искусства, как собственно история и другие гуманитарные науки, для детей становится причиной для самоуважения. Рисование для детей становится способом изучения и понимания своего, потому что во время таких уроков дети узнают что-то со своей истории. Чтение украинских авторов убеждает их, что талантливые писатели есть всюду. Они есть даже дома. Значит, ваш ребенок тоже может быть таким. И для этого не обязательно иметь французское или американское гражданство, можно быть собой, знать о своих — и таким образом заставить весь мир уважать своё родное.

К сожалению, школа не всегда может научить ребенка мыслить оригинально, ценить себя и свою культуру, и даже учиться. Но с этой функцией успешно справится внешкольное учреждение или художественная студия в Киеве. В нашей студии, в частности, мы предлагаем вашим детям познакомиться с петриковской росписью и гончарством. Кроме того, мы с радостью покажем вам не только техники традиционной живописи, но и современной кофейной. К вашему вниманию мастер-классы по флюид-арте – технике, при которой краска наливается на холст, и картина создается без помощи кисти (читайте об этом здесь), а также уроки восточного эбру – живописи на воде. А чтобы понять, как между собой сочетались художественные течения, как они ссорились и учились друг у друга, мы приглашаем вас на курс истории искусства. Среди тех, что мы предлагаем, есть курс «Женщины в искусстве», а для деток – специально разработанный полупрактический курс истории искусства: первая часть урока – это нетривиальные факты об основных эпохах, а вторая – воспроизведение техник этих эпох – от наскальной живописи до мозаик Византии.  

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам