Самые загадочные картины мира

Позвоните сейчас и закажите

Заходя в зал музея, мы часто не задумываемся над смыслом, который художник заложил в ту или иную картину. Мы стараемся как можно быстрее пробежать музей, чтобы больше увидеть. Но, лучше увидеть меньше и качественнее, чем больше и ничего не запомнить. А чтобы лучше понять, какие же загадки скрывает от нас искусство, предлагаем Вам рассказ о самых загадочных картинах западного искусства.    

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Наверное, это самая известная картина в истории. А с другой стороны, она больше всего окутана различными предположениями, загадками и версиями происхождения. Точно даже не известно кто эта таинственная женщина на портрете. Наиболее достоверной версией является портрет Лизы дель Джокондо — жены флорентийского купца. Но, в последнее время существует достаточно много спекуляций о том, что под портретом, который можно увидеть сейчас находится другое изображение (и там уже присутствуют варианты от беременной Донны Лизы к автопортрету Леонардо или и вовсе женского портрета, написанного с любимого ученика художника Салаи). Безусловно, под цветным слоем, который мы видим сейчас могут быть несколько других изображений. Художники нередко перегрунтовывали свои старые работы и писали на них новые картины.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Загадка картины еще заключается в том, что портрет не был передан заказчику. Но для Леонардо это тоже не новость. Он редко завершал свои работы. Возможно Леонардо именно здесь пытался довести до идеала технику сфумато (рассеивание света, которое приводит к эффекту воздушной перспективы).

Но настоящей звездой «Джоконду» сделал Лувр, который использовал все достижения современного пиара после похищения и возвращения картины в начале ХХ в. Подробнее об этой истории можно почитать в статье «История похищения Мона Лизы».

Фреска «Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти — это без преувеличения самый известный фрагмент фресок Сикстинской капеллы и одна из самых узнаваемых фресок в мире. Считается, что за основу этой композиции Микеланджело взял фрагмент из Порта дель Парадизо (Райские Врата) Лоренцо Гиберти, которые он видел во Флоренции.

«Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти

Всемирную узнаваемость этой работе принесла рекламная компания «Нокиа», где была использована реплика с фрески. Но вернемся к созданию фрески. Колоссальная работа над росписью плафона Сикстинской капеллы означала, что нужно было так построить фигуры, чтобы они пропорционально и органично смотрелись снизу. Микеланджело много экспериментировал с ракурсами. Бог изображен в активном движении, он летит как будто бы в раковине (символ, который пришел еще с античных времен), он полон энергии. Этого нельзя сказать об Адаме, который как будто бы просыпается. Микеланджело сделал невероятную вещь: показал, что создание Адама не только акт физический, но и духовный, в Адама как будто бы вдыхается жизнь.

Еще одну интересную особенность заметил американский врач Фрэнк Линн Мешбергер: раковина в которой летит Бог похожа на строение человеческого мозга в разрезе. Совершенно невозможно утверждать, что Микеланджело сделал это случайно. Ведь он, как и другие художники эпохи Возрождения хорошо разбирались в анатомии и даже проводили вскрытия.

«Ночной дозор» Рембрандт ван Рейн на самом деле не ночной. Такое название картина получила среди зрителей благодаря темному фону. Но как выяснилось во время реставрации, события разворачиваются днем, а потемнели краски уже со временем. «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрха» — вот настоящее название огромной картины.

«Ночной дозор» Рембрандт ван Рейн

Первая загадка картины раскрыта: краски потемнели от времени. Но почему художник нарушил правила парадного коллективного портрета? Кто эта таинственная девочка, залитая солнечным светом и которая похожа на недавно умершую жену художника Саскию?

«Юдифь и Олоферн» Караваджо да Меризи. Сюжет о смелой иудейской женщине Юдифь и вавилонском военачальнике времен Навуходоносора Олоферна был одним из самых любимых у живописцев. Но Караваджо иначе трактовал образ Юдифь. Он отказался от ее дорогих нарядов и изобразил женщину в обычной, повседневной одежде. А кроме того, он всячески подчеркивает отвращение Юдифь то ли к Олоферну, то ли к усечению его головы, которое Юдифь проводит со своей служанкой. Если же обратиться к ранним изображениям этого сюжета, то Юдифь не наделена такими яркими эмоциями. Она или спокойно отсекает голову врагу, либо уже с гордостью несет ее своему народу. Почему же Караваджо, который, как полагают, сам неоднократно был виноват в человеческой смерти акцентировал свое внимание именно на ужасе происходящего события? Может ли это говорить о том, что художник не был таким негодяем, как принято о нем думать?

«Юдифь и Олоферн» Караваджо да Меризи

«Сад земных наслаждений» Иероним Босх. Триптих, в котором вопросов больше чем ответов, как и во всем творчестве Босха. Точно не известно даже название триптиха, как и названий всех других работ Босха. Названия его картинам давали исследователи в более поздние эпохи.

События триптиха разворачиваются слева направо: от Рая до Ада. Босх насыщает картину большим количеством страшных образов и видов пыток. Он демонстрирует грехи и не только очевидные телесные, но и те, которые современному человеку сложно понять. Например, пытки, связанные с музыкальными инструментами. Дело в том, что в Средневековье полифония считались дьявольским изобретением (как впоследствии и печатная книга). А с другой стороны, огромные уши, пронизанные стрелой, могут указывать на глухоту людей к евангельским истинам. Еще один яркий образ — это существо с головой птицы, которая поедает грешников и сбрасывает их тела через пищевод в виде песочных часов. Такая аллегория времени, которое безжалостно к каждому.

«Сад земных наслаждений» Иероним Босх

«Девушка с жемчужной сережкой» Ян Вермеер — визитная карточка художника. А девушку часто называют голландской Моной Лизой. О картине известно очень мало сведений. Точно не известно, кто на ней изображен. Возможно это дочь Вермеера — Мария. Картина полна нежности и имеет характерный для Вермеера колорит. В начале ХХ века известный фальсификатор Хенрикюс Антониус «Хан» ван Мегерен написал картину очень похожую на «Девушку с жемчужной сережкой» и выдал ее за оригинал XVII века. Она даже попала в Национальную галерею искусств в Вашингтоне. Но сейчас уже доказано, что это была искусная подделка. В общем, благодаря Мегерену работы у исследователей творчества Вермеера прибавилось.

«Девушка с жемчужной сережкой» Ян Вермеер

«Менины» Диего Веласкес — это фантастический шедевр, который вдохновлял множество художников, включая Пабло Пикассо. А сам Веласкес взял идею сложного построения пространства у Яна ван Эйка, в картине, о которой написано ниже.

Загадка картины заключается в том, что, присмотревшись внимательно становится понятным, что художник пишет не тех людей, которые ему позируют. То есть, на картине явно позирует маленькая инфанта, но художник стоит за ее спиной. А вот в зеркале за спиной художника мы видим отражение королевской четы. Холст, который больше человеческого роста, перед которым стоит Веласкес, явно рассчитан на парадный портрет короля и королевы. Но мы видим их прекрасную дочь со свитой, художника за мольбертом и еще два пространства (в зеркале и за дверью в которые выходит камердинер).

«Менины» Диего Веласкес

«Портрет четы Арнольфини» Ян ван Эйк — это картина с которой Веласкес заимствовал прием с зеркалом. Самая известная картина ван Эйка показывает нам семейную пару: флорентийского купца Джованни Арнольфини с женой. Возможно картина изображает их дом в Брюгге. Существует версия, что жена Арнольфини умерла (над ее головой угасла свеча) и человек заказал семейный портрет в знак верности жене. Это утверждение поддерживается изображением собачки на картине.

«Портрет четы Арнольфини» Ян ван Эйк

И еще обратите внимание на прекрасное зеркало, в котором видно двух человек. Вероятно, это сам Ян ван Эйк с братом Хубертом или со своим учеником. Это не единственная картина ван Эйка где появляются эти двое. Зеркало оформлено в раму с изображением Страстей Христовых в медальонах. И здесь Панофський (ведущий историк и теоретик искусства, который исследовал иконологию картин старых мастеров) находит еще одно доказательство тому, что женщина, которая изображена на картине умерла. Страсти со стороны мужчины рассказывают историю до смерти Иисуса, а со стороны женщины – после распятия.

Выдающийся исследователь Эрвин Панофський считает, что на картине изображена свадьба, а два человека, которые отражаются в зеркале — свидетели. Правда, возникает вопрос, где же находится священник, который должен был освятить этот брак и зарегистрировать его.

«Сикстинская мадонна» Рафаэль Санти — самое известное изображение Богоматери. Огромная картина 265 х 196 см была написана по заказу Папы Юлия II в знак победы над французскими войсками, которые вторглись в Ломбардию.

«Сикстинская мадонна» Рафаэль Санти

В XVI веке итальянцы еще много писали на досках, но Рафаэль взял для такой монументальной работы холст. На картине изображена Мадонна (существует версия, что она была написана с любимой Рафаэля Форнарины, однако нет окончательных доказательств, что это действительно так) с маленьким Иисусом на руках. Рядом с ней папа Сикст II (собственно поэтому Мадонна и называется Сикстинская) и Святая Варвара. Сикст II был дядей Юлия II, поэтому новый Папа старался как можно больше прославить своего родственника и развенчать память о понтифике из семьи Борджиа. Внизу мы видим двух ангелочков, которые опираются как будто бы на нижнюю часть рамы картины. Но, в действительности, это Гроб Господень. То есть, Рафаэль завязывает в свою композицию всю историю Христа от рождения до своего жертвоприношения. И Мария, которая парит на картине, знает, чем закончится земной путь ее сына.

«Буря» Джорджоне да Кастельфранко — это еще одна загадочная картина эпохи Возрождения. Сама фигура Джорджоне довольно загадочная. Непревзойденный художник, в мастерской которого начинал свой творческий путь Тициан. Джорджоне мог бы сделать еще много прекрасных картин, но он умер от чумы в 1510 году.

«Буря» Джорджоне да Кастельфранко

Что же касается картины «Буря», то ее сюжет не выяснен до сих пор. Возможно здесь проиллюстрирована поэма Джованни Боккаччо «Фьезоланские нимфы». Возможно здесь изображена цыганка и воин, который ее охраняет. Но остается открытым вопрос от чего охранять женщину с ребенком на безлюдном пространстве. Но больше всего поражает изображение природы, которое и дало название картине исследователями более поздних поколений. Если же взять фрагмент картины с изображением молнии, то это может быть полноценной картиной. Видение природы Джорджоне вдохновляло на исследования пейзажей не одно поколение будущих художников. Больше об истории пейзажа можно почитать в статье «Пейзаж. Становление жанра».

Подробнее о загадочных картинах мира узнавайте на лекциях по истории европейского искусства. А почувствовать особенности живописи и попробовать технику масляных красок можно на мастер-классах масляной живописи в арт-студии «Лихтарик».

Каждый мастер-класс или лекции арт-студии «Лихтарик» можно подарить в виде подарочного сертификата. Знакомьтесь с искусством, занимайтесь творчеством и наслаждайтесь жизнью вместе с любимыми мастер-классами и лекциями.

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам