История похищения Джоконды

Позвоните сейчас и закажите

«Портрет дамы Лизы дель Джокондо» или «Мона Лиза» или «Джоконда» — одна из самых загадочных картин в истории. К тому же, одна из самых известных картин в мире. Сложно найти человека, который никогда не видел или не слышал ничего об этой картине. В чем же кроется секрет такой безумной популярности?

Начнем с начала. Жемчужина коллекции Лувра была написана около 1503 года человеком, которого мы сейчас знаем, как выдающегося художника Возрождения. А в далеком 15 веке, известным как организатор праздников при дворе миланского герцога Лодовико Сфорца. Леонардо ди сер Пьеро да Винчи был изобретателем и всю жизнь мечтал делать военные машины и летательные аппараты. Ни одной, ни второй мечте не дано было реализоваться. Более того, амбициозный творческий проект — конная статуя на заказ Сфорца, также не была реализована. А самая масштабная живописная работа — фреска «Тайная вечеря» — начала разрушаться еще до своего окончания. Это связано с экспериментами художника над красками и нарушением технологии фресковой живописи.

Несмотря на невероятную популярность Леонардо сейчас, сложно себе представить, что после его смерти о нем забыли на долгие века. Дело в том, что Леонардо на много опередил свое время. Не ограничен классическим образованием (которое он не получил из-за того, что был незаконнорожденным) Леонардо интересовался всем, что его окружало. Сфера интересов мастера включала в себя живопись и скульптуру (благодаря обучению в мастерской Верроккьо), инженерное дело (одни попытки спроектировать летательный аппарат чего стоят), геологию (регулярные походы в горы для исследования горных пород), анатомию (птиц, животных и людей).

Джоконда

«Мона Лиза» несмотря на высокое качество работы и невероятную воздушную перспективу (сфумато), которую изобрел Леонардо, несмотря на это, известной эту картину сделало не это. Тайна популярности картины заключается в гениальном маркетинге Лувра и случайному стечению обстоятельств, которое дало толчок для популяризации картины. В частности, ее похищение в 1911 году.

Точно не известно кто эта загадочная женщина на картине. Хотя о загадочности Джоконды впервые заговорил в 1855 году французский писатель Теофиль Готье. Именно он впервые сформулировал понятие «таинственной улыбки». Именно он создал самый популярный художественный штамп — «улыбка Мона Лизы», которая до сих пор не дает покоя исследователям картины и несметным туристам, которые ежегодно приезжают в Лувр увидеть ее собственными глазами.

Интересно, что в Лувре экспонируется более 35 000 экспонатов, но подавляющее большинство посетителей приходит именно к «Джоконде». Несмотря на то, что к ней буквально не протолкнуться, она хранится за пуленепробиваемым стеклом и за счет своего не большого формата ее сложно разглядеть. Однако, тайна улыбки и огромная популярность картины в поп культуре делает ее одной из самых посещаемых картин мира.

Своё название картина получила, когда считалось, что на ней изображена Донна Лиза дель Джокондо — жена Флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Первое упоминание о картине в списке наследия Леонардо указывает именно на такую атрибуцию — «Ла Джоконда» было записано в документах. А первый искусствовед и автор биографий художников Джорджо Вазари поддержал эту версию и сделал ее на долгое время главной, если не единственной.

Неизвестным остается то, почему художник не отдал картину заказчику. Безусловно, Леонардо нельзя обвинить в излишней пунктуальности при выполнении работ. Его задержки выполнения контрактов не раз приводили художника в суд. Однако, Джоконда была законченной картиной, которую художник всю жизнь держал при себе. Первыми кто оценил качество картины были художники 16 века. «Мону Лизу» копировали множество раз, чтобы достичь нужного уровня мастерства. Среди почитателей картины был даже Рафаэль.

Переехав в Париж Леонардо якобы привозит картину с собой. Работая при дворе Франциска I Леонардо продолжает держать картину у себя, а после смерти «Мона Лиза» попадает на королевские стены. Но ее место кажется нам довольно странным — Джоконду размещают в бане в замке Фонтенбло. Такой выбор короля говорит о том, что Джоконду в те времена считали достаточно игривой и легкомысленной. Пребывание в бане не способствовало идеальному сохранению картины. Другой версией появления картины во Франции считают покупку картины Франциском I у Салаи (ученика Леонардо, которому да Винчи завещал свое имущество). В таком случае, получается, что Леонардо оставил картину в Италии перед своим отъездом в Париж.

После Фонтенбло картина побывала в Лувре, Версале и Тюильри. Картина потемнела, потеряла некоторые детали, а вместе с ними и свой шарм. Был период, когда ее хотел купить английский король Карл I. Он как раз занимался формированием своей коллекции. Но кардинал Ришелье отговорил французского монарха от продажи. Только представьте, как могла измениться история Лувра бы сделка состоялась.

В 18 веке «Мона Лиза» уже пилилась в темных закоулках французской художественной коллекции. Красоту картины в это время уже никто не ценил. Она стала старомодной и не нравилась придворным. Это мог быть конец бесславной истории шедевра Леонардо. Но, к счастью для «Джоконды» во Франции произошла революция. Картину конфисковали для показа в первом (но на самом деле втором) публичном музее — Лувре. Картину сразу же оценил один из величайших художников своего времени — Фрагонар. После этого картина на три года переехала в спальню Наполеона. А потом, вернулась в Лувр. Получив возможность быть увиденной, «Джоконда» наконец начала приобретать популярность.

Но настоящую славу картине принес 1911, когда 21 августа она была похищена средь бела дня из зала Лувра. Исчезновение картины заметили не сразу. Тревогу забил один из посетителей — художник, который пришел писать копию с картины. Лувр был любимым местом для всех, кто учился рисовать или стремился повысить свое мастерство. Копирование картин в музее — это важная часть обучения будущих художников. Однако, надзиратели музея успокоили озадаченного гостя. Мол, картину забрали фотографы или реставраторы.

Джоконда

Когда же стало ясно, что ни у фотографов, ни у реставраторов, ни где-либо в музее картины нет, музей забил тревогу. Директору Лувра Гомолле это похищение стоило работы. Как в предвкушении события, он незадолго до этого заявлял, что похитить «Мону Лизу» невозможно. Это, практически, равноценно похищению Нотр-Дам де Пари (Собора Парижской Богоматери).

Франция, а не только Лувр, восприняли это похищение, как скандал международного масштаба. В похищении «Джоконды» обвиняли кайзера Вильгельма II. Вся полиция Парижа и Франции в целом была задействована в поисках шедевра. Пресса ежедневно освещала последние новости о похищении века. Вторым подозреваемым стал Пабло Пикассо. Молодой, скандальный художник оказался тоже не причастен. Следующие два года бесплодных поисков наконец вывели французскую полицию на след.

2 декабря 1912 флорентийский антиквар получил предложение купить «Мону Лизу». Продавец говорил, что хочет вернуть похищенную Наполеоном (а мы уже знаем, что во Франции картина была задолго до его прихода) выдающуюся итальянскую картину. Винченцо Перуджа — бедняга, который похитил картину и не смог ее продать, оказался бывшим сотрудником Лувра. Именно во время работы в музее, он похитил картину. Сделал это незамеченным, но благодаря журналистам, которые сообщили о краже на весь мир не смог ее продать. Самым интересным было то, что горе преступник два года держал картину у себя под кроватью. Он буквально спал на похищенном шедевре под носом у парижской полиции. Еще одним уколом для правоохранителей было то, что на найденной сразу после похищения раме от картины, был отпечаток пальца. Но, детектив не знал, как воспользоваться этим доказательством.

Возвращение «Моны Лизы» стало вторым информационным поводом, который создал репутацию картине. Вероятно, не было такой газеты в мире, которая не написала бы об этом событии. Перед возвращением в Лувр картину выставляли в нескольких городах Италии. А потом Лувр организовал гастроли картине. Правда произошло это уже в 1962 году при поддержке Шарля де Голля.

Именно де Голль поставил цель перед французским правительством создать крупнейший и лучший музей мира на базе Лувра. Одним из шагов к популяризации музея были гастроли «Моны Лизы». Жаклин Кеннеди стала покровительницей картины в США. В Вашингтоне и Нью-Йорке за два месяца «Джоконду» увидели более полутора миллиона людей. Говорят, что большинство посетителей впервые пришли в музей, чтобы увидеть известную картину.

1974 картина продолжила путешествие и отправилась в Японию. Здесь за месяц картину увидели больше людей, чем в США за два. «Джоконда» произвела невероятное впечатление на японцев. Картина стала культовой в стране.

Путешествие «Джоконды» делает картину одной из самых узнаваемых работ мира. Она становится культовой в поп культуре. Регистрируется торговая марка «Мона Лиза» и ее образ тиражируется повсеместно. Лувр же делает заявление, что «Джоконда» больше не покинет своего дома и если кто-то хочет увидеть картину, то нужно ехать в Париж. С 2005 года шедевр хранится в 711 зале галереи Денона (об этом удивительном человеке, первом директоре Лувра стоит написать отдельную статью), который носит название своей самой известной картины. «Джоконда» выставляется рядом с картинами Веронезе, Тициана и Тинторетто. Здесь представлена самая большая коллекция венецианского живописи за пределами Италии. Но именно благодаря жемчужине Леонардо этот зал является одним из самых посещаемых — по год здесь бывает до 8 млн. человек.  То есть, почти каждый, кто приходит в Лувр идет смотреть на «Мону Лизу».

Художники ХХ века также не проходят мимо шедевра Леонардо да Винчи. Казимир Малевич, Марсель Дюшан, Рене Магритт, Сальвадор Дали, Энди Уорхол делали собственные интерпретации на тему «Джоконды». Самый загадочный художник современности — Бэнкси, тоже не остался в стороне. Он, по крайней мере, дважды обращался к культовому образу в своем творчестве: рисунок Моны Лизы, которая поворачивается спиной к зрителю и поднимает юбку вверх и Мона Лиза с гранатометом.

Больше о «Джоконде» и другие детективные истории из жизни картин можно почитать в прекрасной книге Григория Козлова «Покушение на искусство». А послушать об истории искусства можно на наших курсах: «История европейского искусства», «История украинского искусства» и «Женщины в искусстве».

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам