Художники эпохи Возрождения

Позвоните сейчас и закажите

1. Андреа дель Верроккьо, 1435 — 1488 гг.

Художник родился во Флоренции в семье мастера по обжигу кирпича. О его детстве известно очень мало. Впервые о нем упоминается в документах 1452 года в связи с непреднамеренным убийством взрослого во время игры. Андреа оправдали. 

Уже в 1457 году Андреа получил право называть себя мастером. Он занимался изготовлением пуговиц для одежды священников, разной церковной утвари и был довольно известным ювелиром того времени. С 1463 по 1487 год Верроккьо также работал над различными скульптурными композициями, в частности в 1476 году он создал статую Давида. Вместе с Донателло он сделал мраморную кропильницу для флорентийской церкви. В это же время Верроккьо начинает интересоваться живописью. Успехи Верроккьо как живописца не очень значительны. Довольно часто он поручал выполнять некоторые элементы картин своим ученикам — Леонардо да Винчи, Франческо Боттичини, Лоренцо ди Креди и другим. Среди работ Верроккьо самая известная — это «Мадонна с младенцем».

«Мадонна с младенцем», Андреа дель Верроккьо
«Мадонна с младенцем», Андреа дель Верроккьо

2. Сандро Боттичелли, 1445 – 1510 гг.

Хотя теперь его считают одним из самых известных флорентийских живописцев конца ХV века, почти три столетия Боттичелли был забыт, пока в середине XIX века не возродился интерес к его творчеству. Сандро Боттичелли был младшим сыном в семье ремесленника. Он три года учился у известного флорентийского художника Филиппо Липпи, а затем продолжил обучение в уже упомянутого Андреа Верроккьо. В 1470 году была создана первая картина художника — «Аллегория силы». Согласно представлениям, которые были характерными для Флоренции, Боттичелли написал фигуру, которая воплощает в себе моральную силу и уверенность. Контуры ее четко очерченные, ясно выделяя пластические объемы; одежда спокойно спадает, образуя широкие складки наподобие тех, что мы видим в скульптуре Верроккьо.

В середине 1470-х годов Сандро обращается к портретному жанру искусства. В этот период появляется «Портрет не известного с медалью Козимо Медичи Старшего». Кем был этот молодой человек — неизвестно. Существует мнение, что это автопортрет.

В 1482 году папа Сикст IV попросил Боттичелли помочь в оформлении Сикстинской капеллы. Тогда Сандро Боттичелли выполнил три библейские фрески. После этого он вернулся во Флоренцию и создал там главный шедевр — «Весна», — где изображено царство Венеры. В конце 1470-х и в начале 1480-х годов Боттичелли работает над иллюстрацией для «Божественной комедии» Данте. Из этой серии картин к нашему времени сохранились несколько, среди них — «Карта ада».

В 1490 — 1500 гг. Боттичелли попадает под влияние учения монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы, который критикует церковные порядки того времени. Проникнутый идеями аскетизма и покаяния, Сандро начал использовать более темные и сдержанные цвета.

3. Фра Филиппо Липпи, 1406 – 1469 гг.

Флорентийский художник, монах, учитель Боттичелли и обладатель одной из самых авантюрных биографий среди художников Возрождения. Фра Филиппо Липпи был сиротой с раннего детского возраста, поэтому его воспитывала тетя. Она была небогатой и не могла его прокормить, поэтому художник с восьми лет жил и учился в монастыре. Монахи были хорошими педагогами, но и они признавали, что гуманитарные науки даются Филиппо плохо, а точные науки — вообще не даются. Только на уроках рисования этот рассеянный парень был собранным и внимательным. И монахи быстро поняли: если воспитать его в талантливого художника, то не нужно будет платить за росписи церквей другим людям. С тех пор вместо того, чтобы проводить время за грамматикой и геометрией, Филиппо проводил свое время в капелле Бранкаччи, росписью которой как раз занимался Мазаччо. Уже в 1426 году Филиппо становится правой рукой настоятеля монастыря в Сиене. Первые упоминания о нем как о художнике появляются в 1430 году. Похвала так повлияла на Филиппо, что он оставил монастырь и выбрал жизнь свободного художника. И вот Фра Филиппо (от итальянского «Фрателло» — брат) отправляется в свободное плавание. Этот авантюрист даже провел полтора года в Африке в рабстве, но его отпустили благодаря портрету его хозяина, который так его поразил. Вернувшись на родину, он пишет картину «Коронование Марии». Он внес некоторые изменения в трактовку сюжета коронования Богоматери. У Липпи Марию коронует не Иисус Христос, а Бог Отец, при этом Мария стоит на коленях перед Всевышним. Но за характером Фра Филиппо был светским мужчиной слабым до женщин и вина. Как результат, это мешало Филиппо, и он мог забывать о своих делах, когда ему нравилась какая-то женщина.

В период с 1447 по 1456 гг. Фра Филиппо Липпи написал картины в которых сформировался стиль художника. К таковым относится «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» — работа, отражающая максимальную жизненность, которая особенно заметна в образе Мадонны. Исчезла византийская плоскость в продолговатых руках и лице. Мария выглядит как реальная женщина и мать, которую можно встретить на улицах Флоренции. Поэтому не только жизнь Фра Филиппо Липпи шла в разрез с церковным и канонами, но и его творчество.

4. Джотто ди Бондоне, 1267 – 1337 гг.

Несмотря на то, что существует много историй и легенд о Джотто и его жизни, очень мало из них может быть подтверждено как факт. В трудах историка Вазари указано, что художник родился в семье земледельца неподалеку Флоренции. Его заметил в поле известный тогда художник Чимабуэ, когда Джотто рисовал что-то камне. Зато в анонимных комментариях «Божественной комедии» автор утверждает, что парня отдали в мастерскую ткача, но Джотто убежал от ремесленника в мастерскую художника. В 1303 – 1306 гг. Джотто работал в Падуе. Там художник выполнял заказ местного богача Энрико Скровеньи — украшал его фамильную капеллу фресками на сюжеты из жизни Иисуса Христа и Девы Марии. Фрески капеллы Скровеньи называют лучшими творениями художника. В это время Джотто уже окончательно сформировал собственные творческие методы и стиль, а фрески в храме сохранились очень хорошо, поэтому они являются ценной находкой для искусствоведов. В зените славы художник вернулся во Флоренцию. Там он расписывает стены двух капелл церкви Санта-Кроче, а в 1310 году создает для церкви Всех Святых знаменитую картину «Мадонна Оньиссанти», где изображено Деву Марию с младенцем в окружении ангелов и святых. Трактовка образа Марии у Джотто вышла свежее и светлее по сравнению с классическими религиозными образами Средневековья. Также на его картинах можно заметить тонкий психологизм, который виден, например, в произведении «Поцелуй Иуды». На ней, несмотря на многолюдность картины, всё внимание привлекают прежде всего фигуры Иисуса и Иуды. Близость этих противоположных персонажей и плащ Иуды, который будто поглощает фигуру Иисуса, вмещают в себе весь конфликт и всю идею картины.

5. Карло Кривелли, 1430 – 1495 гг.

Как известно, Карло Кривелли родился в семье художника Якова Кривелли в Венеции. Вероятно, его обучение проходило под руководством отца. Первый документ о художнике имеет скандальную славу и является свидетельством мощных страстей и пылких чувств, на которые он был способен. Дело в том, что Карло влюбился в жену моряка и похитил ее — этим поступком он нарушил святые принципы семейной жизни. Любовное приключение закончилось для молодого художника судебным наказанием в шесть месяцев заключения и денежным штрафом (как будто бы любовь лечится тюремным заключением). После этих приключений он был вынужден покинуть Венецию, чтобы спастись от человеческого осуждения. Но в 1468 году он вернулся в Италию и работал в провинциальных городах.

«Святой Бернардин Сиенский» относится к периоду раннего творчества художника. Изображение святого немного шаржированное, несколько карикатурное. Видно, что, создавая свои картины для алтаря, Кривелли получал большое удовольствие от необычных приемов изображения, которые кажутся иногда странными. Авторство картин этого алтаря часто ставили под сомнение, предполагая, что в их создании участвовал младший брат Кривелли — Витторе. Однако они настолько превосходят работы его брата, что не могут быть зачислены до творчества Витторе.

«Святой Бернардин Сиенский», Кривелли
«Святой Бернардин Сиенский», Кривелли

6. Мазаччо, 1401 – 1428 гг.

Мазаччо прожил очень короткую жизнь, поэтому биографических свидетельств о художнике сохранилось немного. Прозвище художник получил за свою невнимательность и равнодушие (с итал. его можно перевести как «тот, который промахивается») к вещам, которые были за пределами искусства. Художник стал сиротой в пять лет, когда умер его отец. Предполагают, что учителями Мазаччо были Донателло и Брунеллески. Мазаччо рано переехал во Флоренцию и после получения звания мастера живописи начал работать в цехе. Венцом творчества Мазаччо называют росписи капеллы Бранкаччи — части церкви Санта Мария дель Кармине. Расписывать капеллу начал Мазолино да Паникале, продолжил Мазаччо, а закончил художник Филиппино Липпи (сын Филиппо Липпи). Характерны две фрески: «Чудо с динарием» (также «Чудо со статиром») и «Изгнание из рая». В первой автор пересказывает библейскую историю о сборщике налогов, который решил взыскать пошлину с Иисуса и апостолов. Иисус сказал апостолу Петру выловить рыбу из озера и извлечь из ее рта динарий. Петр действительно нашел во рту рыбы монету, которую и отдал налоговику. В «Изгнании из рая» художник решил острую проблему правильной передачи строения обнаженного человеческого тела. Не только собственно само изображение Адама и Евы анатомически правильное, но и видно ихнее трагическое выражение отчаяния на лицах; позы тела очень естественные и пластические в отличие от традиционных средневековых статических поз.

7. Леонардо да Винчи, 1452 – 1519 гг.

Леонардо да Винчи родился недалеко от городка Винчи, близ Флоренции. Его отец — состоятельный нотариус, мать — крестьянка. Только первые годы Леонардо провел с матерью, ведь, когда отец женился на богатой женщине, то забрал его к себе. Считается, что разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать ее образ в своих шедеврах. Заинтересовался живописью Леонардо в юном возрасте: в 15 лет он учился в мастерской итальянского скульптора и художника Верроккьо.

Леонардо долгие годы путешествовал по Италии, занимался математикой, инженерными делами. Он оставил нам десятки изобретений, чертежи которых были найдены только после его смерти. В частности, да Винчи придумал парашют, прототип для пулемета и водолазный костюм.

В возрасте 24-х лет Леонардо и еще трое молодых людей были привлечены к судебному разбирательству по анонимному обвинению в содомии, но их оправдали. О его жизни после этого события известно очень мало, но вероятно, у него была собственная мастерская во Флоренции в 1476 — 1481 гг. В 1481 году, когда Леонардо было 29 лет, монастырь Сан Донато а Систо заказал у него большой алтарный образ «Поклонение Волхвов». Эта его работа не была завершена. Кстати, да Винчи известен своей чертой не заканчивать свои проекты. «Дама с горностаем» относится к одному из четырех самых известных женских портретов Леонардо да Винчи. Вероятно, на картине изображена одна из любовниц герцога Сфорца — Чечилия Галлерани. Горностая было выбрано для картины не случайно — за свой белый мех горностай считался символом чистоты и целомудрия. По легенде, если его шкура пачкались и теряла белый цвет, горностай умирал.

«Дама с горностаем», Леонардо да Винчи
«Дама с горностаем», Леонардо да Винчи

8. Рафаэль Санти, 1483 – 1520 гг.

Рафаэль Санти родился в семье художника Джованни ди Санти ди Пьетро в городе Урбино. Его отец был под покровительством герцогов Урбино и работал их придворным художником. Юный Рафаэль помогал выполнять многочисленные заказы герцога Монтефельтро. Вскоре отец понял, что талант сына превосходит его собственный, и отправил того на обучение в Перуджу к известному мастеру Пьетро Перуджино. Однако юноша не захотел выполнить волю отца. Лишь после его смерти в 1496 году Рафаэль прибыл в Перуджу. Через три года семнадцатилетнего художника признали зрелым мастером. В 1503 году, воспользовавшись отсутствием учителя, Рафаэль выполнил частный заказ на изготовление картины для семейной часовни. Работа «Обручение Девы Марии» свидетельствует об опытной руке и достижениях, которые были равны умением Перуджино.

Сюжет картины взят из христианских легенд. Когда Марии исполнилось четырнадцать лет, претендентам на ее руку раздали по ветке. У кого она расцветет, то должен был стать ее мужем. В картине показан момент, когда Иосиф с цветущей веточкой одевает кольцо Марии.

В следующем году стремление к совершенствованию приводят Рафаэля во Флоренцию. Молодой художник познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Микеланджело и осознал, что он еще не видел настоящего большого искусства.

«Обручение Девы Марии», Рафаэль Санти
«Обручение Девы Марии», Рафаэль Санти

9. Микеланджело Буонарроти, 1475 – 1564 гг.

Будущий гений был рожден на территории Тосканы в небольшом поселке Капрезе в семье аристократа, который разорился. Мать умерла, когда мальчику было шесть лет. Не имея возможности самостоятельно воспитать детей, Людовико Буонарроти вынужден был отдать сына кормилице. К счастью, семья, в которую он был отдан, была любящей и относилась к воспитаннику хорошо. Он получил скорее способности к скульптуре и лепки, чем к чтению или письму. Вскоре его отец снова женился, и было принято решение отдать мальчика в школу Франческо Галатея да Урбино. Обучение шло очень медленно и большую часть своего времени юный художник проводил, срисовывая иконы и фрески. Понимая, что обучение мальчика результатов не принесет, его отец отдал Микеланджело в мастерскую к Доменико Гирландайо. Здесь он познакомился с основными художественными материалами и техниками. «Мучения святого Антония» характеризуют ранний период творчества художника. Картина показывает известный средневековый сюжет, в котором святой Антоний подвергается нападениям демонов в пустыне и пытается противостоять ихним соблазнам. Эта работа сосредоточена на моменте, когда преподобный Антоний, который обычно передвигался с поддержкой ангелов, попадает в дьявольскую засаду.

«Мучения святого Антония», Микеланджело Буонарроти
«Мучения святого Антония», Микеланджело Буонарроти

10. Тициан Вечеллио, 1490 – 1576 гг.

Тициан Вечеллио родился в родовитой семьи и первые шаги в искусстве сделал в мастерской мозаичиста – Себастьяно Дзукатто. После этого он учился у мастеров Джованни Беллини, Джентиле Беллини, Джорджоне (О «Спящей Венере» Джорджоне больше здесь). С 1517 года занимал должность официального живописца Венеции и ее республики. Его клиентами были Карл V, испанский король Филипп II, папа Павел III, правители Мантуи, Феррари, Урбино и другие не менее известные личности. Если разместить всю его живопись в порядке появления, то можно проследить путь осознания художником этого мира. В раннем творчестве, например, преобладает радость, а позже — драматические коллизии. Выдающееся свойство поздних работ Тициана — ихний тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористическую гамму, подчиненную приглушенному золотистому тону на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, бледно-зеленого. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов и характеризуются легкостью. Манера письма художника приобретает исключительную свободу. Об одной из самых известных его картин можно прочитать здесь.

На самом деле, список художников эпохи Возрождения значительно превышает наш. А истории об искусстве Возрождения неисчерпаемы. Если вам интересно узнать больше, рекомендуем наши лекции.

Сделаейте приятно своим близким — подарите сертификат на мастер-классы или лекции от Арт-студии Лихтарик.

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам