Сандро Боттичелли

Позвоните сейчас и закажите

Сандро Боттичелли (имя при рождении — Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи) теперь не просто имя — сейчас это культурный феномен, о котором знает едва ли не каждый человек. Этот художник стал символом живописи не только в родной Италии, но и во всем мире. Как ему удалось заслужить себе такую славу? Состоятельные покровители? Незаурядный талант? А что, если Боттичелли просто оказался в нужном месте в нужный момент? Давайте разложим все по полочкам. 

Во времена Боттичелли люди переживали культурное возрождение. Наконец установки Средневековья начали таять, как в лед на реке. И бурный культурный водоворот захватил целые нации. После нескольких веков забвения, античные идеалы начали вспоминать, люди начали стремиться к ним, внедрять в жизнь. Начались даже археологические раскопки в местах, где могли проживать древние греки – так сильно людям хотелось иметь кусочек той высокой и давно забытой культуры. Средневековье утомило всех, поэтому новые идеи Возрождения распространялись городами со скоростью света. Возрождение! В воздухе пахло гуманизмом. Благодаря замечательным идеям гуманизма человек из обычного грешника превратился в венец природы. И это восприятие человека является ключевым для эпохи Возрождения. Это восприятие стало причиной появления уважения к индивидуальности, к самостоятельному мышлению — а в этом, как известно, залог прогресса.

Почувствовав вкус свободы, художники начали безосудно изображать не только святых, а еще и античных богинь, и богов. Художники получили широкий круг тем для изображения, а также начали писать картины в том виде, в котором мы привыкли любоваться ними сегодня. Речь идет о картинах на холстах. Дело в том, что до эпохи Возрождения картины не существовали как отдельный арт объект. Изображениями только украшали книги или какие-то прикладные предметы — сундуки, створки шкафов, амфоры, в конце концов; но их не создавали на холстах как независимое произведение искусства. Именно Ренессанс изменил эту ситуацию — со времен Возрождения картины начали писать, как самостоятельные произведения. Одним из художников, которые начали это делать, был Сандро Боттичелли.

Как известно, на каждого человека влияет его окружение. К счастью для Сандро Боттичелли, он оказался в самом центре флорентийского возрождения. Нигде в его родной Италии художники не имели столько перспектив, сколько получили художники Флоренции. Вполне возможно, что флорентийские художники никогда не стали бы настолько известными и плодовитыми, если бы их не поддерживали управляющие города — Медичи. Благодаря щедрым и сознательным покровителям из рода Медичи, люди искусства во Флоренции получали регулярные заказы и чувствовали полную свободу мысли. Медичи были настолько либеральными и гуманными управленцами, что художники могли смело критиковать их устройство, а те отвечали не гонениями, а финансовой поддержкой и новыми заказами. Развитие и сохранение культурных ценностей было совместной целью для многих Медичи. Поскольку городом-резиденцией их рода была Флоренция, сверхмощное развитие культуры Италии в начале XVI в. наблюдался именно здесь. В развитие города-резиденции особый вклад сделал Лоренцо Медичи Великолепный – очевидно так называют только достойных руководителей, не так ли? За время правления Лоренцо Флоренция достигла пика своей красоты и развития. И инструментом в руках Медичи для достижения этого культурного величия стали художники — Сандро Боттичелли, Брунеллески, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и др. Обратите внимание на этот список — попадали в него не кто-нибудь, а мастера, которые действительно имели талант. Это явно свидетельствует о двух вещах: во-первых, Медичи понимали в искусстве, а во-вторых, Боттичелли получил шанс на успешную карьеру прежде всего благодаря своему мастерству. Благодаря установке Медичи на культурное обогащение Боттичелли постоянно имел заказы. Но он бы не получил ни одного из них, если бы не показал, на что способен.

Так же он бы не получил заказ от самого Папы Сикста IV на роспись Сикстинской капеллы.

Фото Сикстинской капеллы
Фото Сикстинской капеллы

Конечно, Боттичелли был не единственным художником, который создавал эти величественные росписи — слишком много работы для одного человека. Работа над капеллой продолжалась не одно десятилетие. Во времена Боттичелли рядом с ним здесь работали такие художники, как например, Доменико Гирландайо, Козимо Росселли, Пьетро Перуджино. Но почему Папа назначил именно Боттичелли главным в этой группе художников. Очевидно, его считали лучшим из лучших. Собственноручно живописец создал в капелле три фрески. Они занимают центральную часть в помещении. Одна из них — «Исцеление прокаженного и искушение Христа», вторая — «Призвание и испытания Моисея», а третья — «Наказание восставших Левитов» («Наказание Корея, Дафана и Авирона»). После того, как он их закончил, Боттичелли досрочно вернулся в Флоренцию.

«Исцеление прокаженного и искушение Христа»
«Исцеление прокаженного и искушение Христа»

Доказавши свое мастерство многочисленными удачными работами, Боттичелли получил должность придворного художника и декоратора во Флоренции. Он был связан с домом Медичи не только деловыми отношениями, но и дружескими. Брат Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи был близким другом Боттичелли. Причины их дружбы можно объяснить характером Боттичелли. Как свидетельствует искусствовед Паола Волкова, с ним было трудно не дружить. По ее словам, молодой Сандро был настоящим джентльменом, которому удавалось легко завоевать симпатию людей своей вежливостью. Кроме всех своих добродетелей, Боттичелли был довольно привлекательным. Посмотрите на картину «Поклонение волхвов», которая представлена ниже. Особое внимание обратите на молодого человека, стоящего справа рядом с толпой и который пристально всматривается в зрителя. Он улавливает ваш взгляд и четко дает понять, что он здесь не только для поклонения маленьком Иисусу. Он появился на картине, чтобы вы знали, как выглядит автор этой картины. Поэтому русый господин в нижнем правом углу картины — это сам Сандро Боттичелли. Приятно познакомиться.

«Поклонение волхвов» (1475-1476 гг.)
«Поклонение волхвов» (1475-1476 гг.)
Часть картины «Поклонение волхвов», где Боттичелли изобразил себя.
Часть картины «Поклонение волхвов», где Боттичелли изобразил себя.

Мы уже упомянули, что Боттичелли продемонстрировал свое мастерство перед Медичи. Но как он дошел до такого уровня, что ему начали давать заказы правители города? Как сын кожевника превратился в культовую фигуру Возрождения?

Все началось с непоседливого характера маленького Алессандро. Чтобы из него вышло что-то путное, отец пристроил его на работу подмастерьем у одного из своих сыновей, который работал ювелиром. Работая в мастерской, Сандро должен был много рисовать. Там он также имел возможность наблюдать за филигранной работой брата и таким образом становиться ближе к искусству. В тот период к нему «прилипло» прозвище брата — «Боттичелли» — означающее не что иное, как «бочонок». Брата Сандро так прозвали, потому что он был невысокого роста и толстеньким. Но Сандро так называли, потому что он был просто младшим братом круглолицего ювелира. Шло время, а Сандро рисовал. Впоследствии Сандро из мастерской брата «перекочевывает» в монастырь, где творил и жил еще один выдающийся художник итальянского Возрождения — Фра Филиппо Липпи (больше о нем здесь). Господин Липпи стал учителем Боттичелли и занял в его карьере ключевое место. У этого художника Боттичелли научился многих нюансов, но мы выделим один. По мнению искусствоведа Александра Таирова, Боттичелли научился у Филиппо Липпи изображать полупрозрачную одежду. И с тех пор это стало его козырем и отличительной чертой его картин. Присмотритесь к одной из самых известных картин Боттичелли:

«Весна» (1482 г.)
«Весна» (1482 г.)
Часть картины «Весна», изображение трех граций
Часть картины «Весна», изображение трех граций

И сейчас художники и ценители его искусства восхищаются умением художника передать легкие неуловимые одеяния. Эти наряды свидетельствуют не только о мастерстве художника, но и о его романтической натуре. В ХV веке быть романтиком и писать о красоте и любви считалось общим трендом. И Боттичелли был в этом тренде. Высокие идеалы пронизывают все его работы. Что касается трендов, то Боттичелли также часто одевал античных персонажей в цвета и элементы одежды, современные ему самому. Примером этого является красная накидка Венеры — девушки в самом центре картины.

Фигура Венеры заслуживает отдельного комментария. Посмотрите на ее смиренный и печальный вид, на ее нежную склонившуюся фигуру — она является идеалом красоты в эпохе Возрождения. Тоскливое меланхолическое выражение лица — этого женщине было достаточно, чтобы понравиться мужчине в эпохе Ренессанса. Поэтому на всех картинах Возрождения мы видим не улыбающихся румяных женщин, а лица, окутанные дымкой грусти. То, что Венера идеал, доказывает также место, которое Боттичелли выделил ей на холсте. Она стоит в самом центре под сводами деревьев, которые вместе образуют над ее головкой нимб. Возможно, такое размещение на картине подчеркивает ее недостижимость и духовность. Также здесь стоит отметить, что такое изображение Венеры было унаследовано из традиции иконографии — во времена Средневековья подобным образом изображали Пресвятую Богородицу.

Кроме волшебной Венеры, на картине присутствуют и другие мифические существа. Расскажем о них, начиная с правой стороны картины. Итак, самая неприятная и самая холодная фигура на картине как будто бы зависла справа между деревьев. Этого персонажа зовут Зефир, и он западный ветер. Он врывается в гармоничную картину сада, потому что пытается поймать Хлорис, чтобы сделать ее своей женой. Хлорис (или Хлорида) — это испуганная нимфа, у которой изо рта спустилась веточка хмеля и которая пытается ухватиться за Флору — украшенную цветами даму.

Существует множество толкований по поводу того, кем является Хлорис и кем является Флора. По одному из них, Флора — это ребенок Хлорис и Зефира. А по-другому, Флора — это нимфа, в которую превратилась Хлорис после женитьбы с Зефиром. В каких бы отношениях не были Хлорис и Флора, они точно были нимфами весны и цветов. Обратите также внимание на то, что у Хлорис изо рта спускается хмель. Как известно, он является символом плодородия, поэтому логично, что он изображен на картине, и логично, что его порождает нимфа весны. Оставим Хлорис – Флора не менее важна, поскольку из нее берет начало всё цветение на картине. Посмотрите: над Хлорис еще не цветут деревья, а над Флорой уже цветут. Именно Флора разбрасывает цветы в траве, сея жизнь вокруг. Особенно много у нее красных цветов — красный является символом крови, а следовательно — символом жизни. Немного дальше от Венеры и Флоры танцуют три грации, которые тонко сплелись в тандеме. Эти изящные переплетенные руки символизируют единство любви, мудрости и невинности. А ихнее наряды доказывают то, что Боттичелли — поэт линий. У этих граций все в теле прекрасное и сверхреальное. Даже их прически — это тема для отдельной беседы. Наверное, можно было бы создать целый фэшн блог, посвященный укладкам, которые придумывал Боттичелли. Художник всегда уделял большое внимание прическам своих героев — поэтому это еще одна фишка художника. Последняя фигура на картине – это юноша, который слева – кажется он посетил сад случайно. Это бог ремесел — Меркурий, который пытается отогнать облака из сада.

В общем, искусствоведы отмечают музыкально-ритмический строй картины. Каждая фигура / пара воспринимается ими как аккорд. А фигуры на ней намеренно написаны удлиненными, чтобы дарить ощущение возвышенности и создавать эффект полетного звучания композиции. Её считают симфонией в красках. Кажется, все здесь дышит красотой и любовью. Но написана эта картина была уже после того, как Боттичелли прошел немалый путь и успел «выпить горькой». К моменту написания картины, он похоронил двух важных людей в своей жизни — Симонетту Веспуччи, которая была его натурщицей и самой красивой женщиной Флоренции, и Джулиано Медичи — своего близкого друга. Их уход оставил неизгладимый след на сердце Боттичелли, ведь эти двое близких людей трагично умерли в молодом возрасте. Симонетта была для Боттичелли такой дорогой, что он даже завещал положить его тело в ее ногах, когда и его не станет. О том, насколько он дорожил Симонеттой свидетельствует и то, что она была изображена на нескольких его картинах. Одна из них — «Рождение Венеры». На нем прекрасная Симонетта перевоплотилась в центральную фигуру — Венеру.

«Рождение Венеры» (1486 г.)
«Рождение Венеры» (1486 г.)

Как мы отмечали чуть раньше, в эпоху Возрождения религиозные мотивы отступают на второй план. Первую скрипку играет, вместо этого светская философия. Согласно философии того времени, прекрасный человек является прекрасным и внешне, и духовно. Поэтому главной задачей Боттичелли в этой картине было продемонстрировать взаимосвязь между духовной красотой и физической. В центре сюжета — фигура прекрасной античной богини, рожденной из морской пены. Ее раковину подгоняет теплый западный ветер — Зефир — со своей любимой Хлорис. Помните этих персонажей? Они, оказывается, лейтмотивные в творчестве Боттичелли. А главная героиня в своем образе соединила идеалы нескольких эпох. Она красивая, как скульптуры античности, и святая, как Пречистая Мария. Ее поза не вызывающая, а смиренная — так в Средневековье изображали святых, и отдельно Богородицу. Таким образом Боттичелли установил взаимосвязь между античным и средневековым искусством.

И хотя мы считаем «Рождение Венеры» и «Весну» выдающимися шедеврами художника, стоит сказать, что среди его работ больше картин на христианскую тематику, чем на мифологическую.

«Благовещение Честелло» (1489 г.)
«Благовещение Честелло» (1489 г.)

Боттичелли был человеком своей эпохи, поэтому в его картинах сочетались как мифологические сюжеты, так и христианские. Более того, последний период его творчества и жизни связан с влиянием мощного религиозного лидера — Джироламо Савонаролы. Влияние этого монаха на общественное мнение было чрезвычайным, поэтому неудивительно, что и Боттичелли проникся его идеями.

Так случилось, что последний правитель из рода Медичи — Пьеро Медичи — был, мягко говоря, не талантливым. Он был неровня своему предшественнику — Лоренцо Медичи, и флорентийцы осуществили государственный переворот и выгнали Пьеро прочь. Но радость от его изгнания быстро изменилась на осознание того, что кто-то же должен поддерживать порядок в городе. И все единогласно решили, что их новым руководителем должен быть Савонарола — их местный религиозный деятель. Как только Савонарола стал их государственным лидером, он начал активно проповедовать духовное очищение флорентийцев. Часто его методы были слишком жесткими, а проповеди — слишком удручающими. И это не могло не влиять на творчество Боттичелли. Постепенно его светлая палитра цветов затемняется, поскольку последние произведения живописца отражали изменение настроений в обществе. Светские карнавалы остались позади, интриги при дворе — также. Пришло время сосредоточится на себе.

«Оплакивание Христа» (1495 г.)
«Оплакивание Христа» (1495 г.)

Хотя палитра художника под конец творчества несколько изменилась, он так же стремился изобразить высоту человеческого духа в своих картинах, он так же искусно передавал сплетение тел и каждую деталь одежды своих персонажей. На наших мастер-классах мы можем показать вам, как правильно работать в разных техниках, чтобы и вы смогли стать искуснее. Мы не обещаем, что вы станете следующим Боттичелли. Но мы обещаем, что вы овладеете теми секретами рисования, которые помогут вам стать лучшими художниками.

Больше о художниках и их творчестве вы сможете узнать на курсе лекций по истории искусства в арт-студии «Лихтарик».

Также на все мастер-классы и лекции по искусству можно приобрести подарочный сертификат.

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам