Ренуар

Позвоните сейчас и закажите

Вероятно, это один из тех художников, которые никогда не рекламировали себя, но всегда были на пике популярности. Вероятно, это один из тех художников, которые всю жизнь только и делают, что учатся писать, а потом их картины продаются за миллионы долларов на «Сотбис». Вероятно, это один из тех художников, которым нет времени думать о карьере, потому что слишком много работы в мастерской. Это Ренуар — парадоксально традиционный художник.

Ренуару удалось стать художником с мировым именем еще при жизни, но он никогда не надеялся на такой успех. Он открыл для себя искусство скорее случайно уйдя работать мастером на фабрику фарфора. Там в свои 13 лет Пьер-Огюст уже начал зарабатывать приличные деньги. Его руководитель злился, что парень быстро выполняет работу и получает столько же, сколько и взрослые мастера. Но этот успех длился недолго — скоро на фабрике автоматизировали процесс росписи фарфора, поэтому Ренуару пришлось искать новые источники заработка. И он нашел — роспись кафе стало следующей ступенью в его карьере. С каждой зарплаты молодой человек начинает откладывать долю на обучение по специальности, и, в конце концов, ему это удается — Ренуар вступает в Академию изящных искусств Института Франции, а параллельно также учится в частной студии вместе с Сезанном и Мане. Мастерская Шарля Глейра в Академии изящных искусств была одной из многих, но именно здесь он встретил людей, которые сильно повлияют на его художественное становление. Через год после Ренуара в мастерскую Глейра попали Альфред Сислей, Фредерик Базиль и Клод Моне.

И хотя при поступлении в Академию он был в рейтинге 68 из 80 студентов, его это не пугало. Благодаря отцу, который сам был трудолюбивым человеком и приучил сына к работе и порядку, Ренуар активно и настойчиво учился. Но практические навыки, по словам Ренуара, еще не залог успеха. Их совсем не достаточно, когда речь идет об искусстве. По его мнению, искусство всегда включает иррациональное, поэтому есть вещи, которые нужно просто почувствовать. Ренуар происходил из ремесленной семьи, поэтому хорошо знал, как тяжела ручная работа. Его дед был плотником, а отец портным. Ничто не предвещало юному художнику всемирную славу.

Кроме обучения в двух институтах и подработки, он использовал свободные минуты для того, чтобы сходить в Лувр — впоследствии художник скажет, что научился рисовать именно в музее. Чтобы развить умения, Ренуар копировал картины признанных художников и никогда не надеялся на то, что и его картины со временем окажутся в этом музее. Традиция копировать картины старых мастеров была определяющим способом обучения живописи для европейских художников.

В Лувре Ренуар просматривал множество картин, среди которых выделял картины Буше и Фрагонара, созданные в XVIII в. Они настолько пришлись ему по душе, что будущий импрессионист перенял некоторые их черты.

Весной 1864 года Шарль Глейр закрыл свою мастерскую по состоянию здоровья. На тот момент Ренуар занимал 10 место в рейтинге из 106 студентов. В это время Ренуар увлекся картинами на девять лет старшего Мане. Эдуард Мане уже написал свои картины «Завтрак на траве» и «Олимпия». Его нещадно критиковали в Салоне и для молодых художников он был новатором и своеобразным ориентиром в мире живописи.

«Диана после охоты», Франсуа Буше, 1745 г.
«Диана после охоты», Франсуа Буше, 1745 г.
«Музыкальное пари», Жан-Оноре Фрагонар, 1754 г.
«Музыкальное пари», Жан-Оноре Фрагонар, 1754 г.

Картины, которые вы видите выше, важны для нас, потому что они рассказывают о двух вещах: откуда взялось утверждение о том, что Ренуар – солнечный художник, а также почему можно говорить о том, что Ренуар — это прилежный студент. Что касается первого, то посмотрите, какие светлые картины у Буше и Фрагонара. Художники показывают жизнь красивой и нежной, их сюжеты приятные, а цвета успокаивающие и радостные. Ни одного намека на тревогу или ужасы, которые люди переживают в жизни. Это то, что позаимствовал у художников рококо Ренуар. Его картины лишены черного, они всегда светоносные, в этих картинах всегда играет симфония прекрасного. Сам Ренуар говорил, что в мире хватает страшного, поэтому изображать это еще и на картине нет смысла. Поговорим и о другом аспекте — женщины на картинах. Все натурщицы Ренуара будто выхваченные из эпохи рококо, представителями которой опять-таки были Буше и Фрагонар — розово-белые полные руки и тела на картинах импрессиониста наследуют идеалы той эпохи. В конце концов, Ренуар всегда считал себя преемником классического французского искусства, а не революционным художником. Об этом свидетельствуют и его многочисленные попытки завоевать Салон и стать наконец «настоящим» и «традиционным».

В начале своей карьеры Пьер-Огюст Ренуар писал картины по канонам Салона — массивные изображения на мифологические сюжеты. Вот одна из них:

«Диана-охотница», Пьер-Огюст Ренуар, 1867 г.
«Диана-охотница», Пьер-Огюст Ренуар, 1867 г.

Наверное, если бы мы не знали, что эта картина создана во второй половине XIX в., невольно отнесли бы её к более ранним — чисто литературное, нереалистичное изображение. Но почему-то Салон отклонил эту попытку художника. Ренуар, в итоге не опустил рук и продолжил писать так, чтобы расположить к себе жюри.

«Алжирская женщина» («Одалиска»), Пьер-Огюст Ренуар, 1870 г.
«Алжирская женщина» («Одалиска»), Пьер-Огюст Ренуар, 1870 г.

Он отчаянно хотел получить статус салонного художника — это было вершиной карьеры для любого художника — но Салон четко указывал на то, что не стоит и пытаться. Даже после обращения к модным восточным сюжетам в картине «Алжирская женщина», Салон не признавал Ренуара. Поэтому художник начал все больше экспериментировать со своими собственными подходами, неклассическими — терять-то ведь нечего. А в ходе творческих поисков и общения с такими же отвергнутыми молодыми художниками, как и он сам, даже подумал: «Что же, можно организовать выставку и без Салона», — и он объединился с несколькими друзьями (среди них были будущие основатели импрессионизма), чтобы наконец показать свои картины широкой общественности. И хотя на этой выставке было больше критики, чем похвалы (как мы знаем из статьи об импрессионистах), о Ренуаре говорили всё больше.

Общаясь с импрессионистами, он по умолчанию перекочевал с ранга классических художников к бунтарям. Но Ренуар не считал себя таким. Скорее наоборот — он видел себя искренним наследником традиций. Благодаря синтезу этих живописных традиций и собственного подхода, ему удавалось прекрасно изображать быстротечные мгновения жизни, а еще детей и женщин. Он увлекался последними, поэтому все женские фигуры писал с нежностью, которая видна на картинах.

Ренуар известный ценитель женской красоты, но красота — это широкое и отчасти субъективное понятие. К счастью, Ренуар позволяет современной женщине выдохнуть с облегчением, потому что его понимание женской красоты совпадает с трендами бодипозитива. Ему хотелось рисовать натурщиц с пышными формами и полноватыми руками, потому что он считал, что круглолицее и румяное тело является свидетельством здоровья и естественной красоты. Круглые лица и матовая кожа были самыми милыми для него — эти вкусы уже видны на картинах «Диана — охотница» и «Алжирская женщина». Так как у Пьера-Огюста был любимый тип натурщиц, в основном среди созданных им портретов мы встречаем женщин, имеющих те черты внешности, о которых сказано выше. А вот бледные щеки и кисти рук его раздражали. Как-то ему заказали написать портрет аристократки, которая имела именно такой «неренуаровский» тип внешности, поэтому все время, пока художник ее писал, он очень нервничал. Ей приносили холодную воду, чтобы она опускала в нее пальцы — и те сохраняли бледность, а Ренуар, в это время, не мог найти себе места. Ей приносили небольшую порцию еды, бы она подкрепилась, а он все думал: «Почему же она не может нормально поесть? Может, на щеках появился бы румянец».

«Белокурая купальница», Пьер-Огюст Ренуар, 1881 г.
«Белокурая купальница», Пьер-Огюст Ренуар, 1881 г.

Заказы на портреты сыпались, как из рога изобилия. Особенно мощный наплыв начался после создания картины «Портрет мадам Шарпантье с детьми». Мадам Шарпантье всячески поддерживала импрессионистов, в частности поддержкой было то, что она организовала салон, в котором частенько собирались молодые художники, которым хотелось подискутировать на художественные темы. Ренуар туда тоже приходил. Но он считал, что никакие дискуссии и теории об искусстве не объяснят это ремесло исчерпывающе, поскольку в искусстве есть непостижимая сторона. Через такие взгляды Ренуар не принимал участия в теоретических спорах, которые любили другие художники. В конце концов, художник от природы был неразговорчивым — он мало разговаривал даже с родными, поэтому неудивительно, что он отказывался выдвигать концепции и приобретать славу теоретика среди знакомых. Но вернемся к мадам Шарпантье и ее детям:

«Портрет мадам Шарпантье с детьми», Пьер-Огюст Ренуар, 1878 г.
«Портрет мадам Шарпантье с детьми», Пьер-Огюст Ренуар, 1878 г.

На первый взгляд, это просто милая семейная картина. Но как минимум две вещи заслуживают детального рассмотрения. Первая — Ренуар вовсе не использовал черные краски. Вторая — уметь рисовать детей считалось вершиной мастерства. Что касается черного цвета, то художник достигал близких к нему оттенков благодаря смешиванию разных красок. Но он сознательно отказывался от использования чистого черного цвета из тюбика. В принципе, это совпадает с его отказом хоть как-то намекать на печальные реалии жизни, не так ли? Обманчивый черный на наших экранах на самом деле окажется чем-то темно-синим, если взглянуть на портрет вживую.

Что касается рисования детей, то каждый художник считал этот процесс экзаменом на мастерство. Но для Ренуара это было как дышать. Непоседливые дети не знают слова «статика», но Ренуар его также не знал. По воспоминаниям знакомых, он был несколько нервной и быстрой натурой. Разговаривая с кем-то, он обычно занимался еще каким-то делом параллельно. Даже его стройная фигура говорила, что он живет движением. И эта природная скорость помогала ему писать детские портреты. Дети не ждали, пока господин Ренуар закончит, а художник не ждал, что дети будут сидеть, как смирные овечки. Поэтому он без труда писал их используя фрагментарные мазки. Эти мазки создают эффекты быстротечности, эфемерности каждой минуты, а еще бесконечного движения. Идеальная техника для изображения энергичных детей. Следует отметить, что однажды его скорость помогла ему написать портрет Рихарда Вагнера менее чем за полчаса. Композитор пришел позировать, но четко сказал Ренуару, что имеет не более чем 25 мин. Как только те прошли, Вагнер собрался уходить. Но Ренуар спокойно ему сказал: «Я уже закончил».

«Портрет Вагнера», Пьер-Огюст Ренуар, 1882 г.
«Портрет Вагнера», Пьер-Огюст Ренуар, 1882 г.

Поэтому, как только парижский бомонд узнал, что господин Пьер-Огюст быстро и славно рисует детей, всем срочно захотелось иметь портрет с ребенком. Ситуации случались чисто комедийные — женщины, бывало, занимали детей у знакомых, чтобы только иметь модный портрет с малышами. Но сам Ренуар не относился к своим работам, как к чему-то особому и модному. Он не мог не писать, но и не считал себя искусным художником. Лишь накануне смерти он наконец-то сказал, что начинает что-то понимать в искусстве …

Важно также упомянуть и о одном женском портрете. На нем изображено Жанну Самари — молодую парижскую актрису.

«Портрет актрисы Жанны Самари», Пьер-Огюст Ренуар, 1877 г.
«Портрет актрисы Жанны Самари», Пьер-Огюст Ренуар, 1877 г.

По словам Ренуара, как-то за спиной он внезапно почувствовал свет, а когда обернулся — там стояла Жанна Самари. Первая встреча художника с актрисой дала ему понять, что перед ним идеальная модель для картины — ее искренний веселый нрав, а также типичная «ренуаровская» внешность покоряла. Как видим, её характер озарял все вокруг — и цвета на портрете четко это передают. В общем Ренуар напишет три портрета девушки, а при написании одного из них мать Жанны не оставит дочь без присмотра: ей очень не хотелось, чтобы между ее Жанной и художником возникли чувства.

Портрет, который вы видите выше, стал одним из поводов для последовавшей критики в адрес Ренуара. Его обвиняли, что он не умеет обращаться с цветом — здесь, например, кожа написана с помощью розового и зеленого. Эти зеленые оттенки тела на его картинах вызывали различные острые ремарки, в частности Альберт Вольф интерпретировал эти оттенки как те, что напоминают цвет кожи умершего … Но Ренуар пожимал плечами. Он считал так: «Закрой глаза. Какой цвет видишь — такой и рисуй». На наших мастер-классах мы также призываем к свободе творчества и мысли. Но рядом с вами всегда будет мастер, чтобы помочь Вам воплотить задуманное в жизнь.

«Большие Купальщицы», Пьер-Огюст Ренуар, 1884- 1887 гг.
«Большие Купальщицы», Пьер-Огюст Ренуар, 1884- 1887 гг.

Возможно, цвета на картинах Ренуара являются свидетельством его светлого простого отношение к жизни. Знакомые и родные Ренуара рассказали о его «пробковой метафоре». Он считал, что нужно подчиняться течению жизни, как кора пробкового дерева. Именно оно с течением времени укажет, к какому берегу пристать. Стоит просто делать то, что возможно в конкретной ситуации. Так, в частности, можно объяснить то, что Ренуар только под принуждением обстоятельств — сокращение на фабрике — вынужден был раскрашивать стены кафе и задуматься о серьезном обучении. Молодой Пьер-Огюст всячески пытался соперничать с машинами по росписи, но в итоге его тарелки, расписанные от руки, не продавались. Так, течение жизни заставило его думать о живописи. Если бы этой автоматизации не произошло, возможно, Ренуар остался бы работником на фарфоровой фабрике. И мир не узнал бы этого импрессиониста.

Ренуар скончался в возрасте 78 лет 3 декабря 1919 года. В этом году он написал последнюю свою картину — последнюю версию работы «Большие купальщицы». Вдохновением для картины стало перемирие 11 ноября 1918 года, которое принесло мир в Европу. Получив славу, Ренуар поддерживал молодых художников.

За два года до смерти он должен был познакомиться, благодаря агенту Полю Розенбергу, с двумя тогда еще неизвестными художниками Анри Матиссом и Пабло Пикассо. Встреча с Матиссом, у которого было четыре картины Ренуара состоялась, а вот Пикассо не успел встретиться с метром.

Через год после смерти Ренуара прошли три его масштабные выставки. Дюран-Рюэль выставил в Париже 63 картины, 13 пастелей и несколько рисунков, а в Нью-Йорке — 41 картину художника. На осеннем Салоне была представлена ​​31 картина периода 1915 — 1919 годов.

Цены на работы Ренуара продолжали расти в геометрической прогрессии. Вскоре после смерти художника его картина «Новый мост» (1872 г.), за которую он получил 300 франков, была продана за 93 000 франков.

В 1923 году Дюран-Рюэль продал «Завтрак гребцов» (1881 г.) Дункану Филлипсу за 185 000 долларов, а в 1982 году эта картина была застрахована на 10 миллионов долларов.

Сегодня картины Ренуара находятся в музеях по всему миру. Кроме крупнейших коллекций Фонда Барнса в Филадельфии (181 картина) и Художественного института Кларка в Уильямстауне (32 картины), картины Ренуара можно встретить во многих музеях Европы и мира.

Ренуар имел значительное влияние на Майоля, Матисса, Пикассо и других художников ХХ века.

Больше о Ренуаре и других импрессионистах Вы можете узнать на лекциях по истории европейского искусства в арт-студии «Лихтарик».

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам