История живописи

Позвоните сейчас и закажите

Давайте вспомним, что нам известно об истории живописи? Мало мыслей приходит в голову, не так ли? Мы обращали внимание на картины Ренессанса и шедевры родом из ХХ в. — то есть говорили о живописи в общем. Мы понимаем, что существовали различные техники и материалы, но с чего все начиналось? Сегодня мы исследуем, как живопись возникла и развивалась. Мы уверенны, что вы не только пополните свой словарный запас, но и проникните в самые недра истории. Поэтому поезд отправляется, прыгайте в него!

Энкаустика

Энкаустика — это один из самых древних видов живописи, который выполняется восковыми красками. Этот вид живописи был известен в Древнем Египте и получил распространение в античной Греции, а в Средневековье потерял свое значение. Наиболее древними видающимися образцами этой техники являются так называемые фаюмские портреты, найденные в 1886 году в некрополе Фаюм (Египет) британской экспедицией. Их было изготовлено в Римском Египте I-III ст. в качестве альтернативы традиционной египетской погребальной маске. Неожиданно … аж мурашки пошли по коже, когда представляешь, что эти портреты использовались как погребальные маски.

Фаюмский портрет
Фаюмский портрет

Как видим, время не повлияло на картины, и они не утратили насыщенности цветов, блеска и реалистичности изображений. Исследователи узнали, что для создания этих портретов использовали деревянные дощечки, которые подогревались с обратной стороны в процессе нанесения красок. Это позволяло поддерживать краски в жидком состоянии и предотвращало их смешивание. Вероятно, мастера того времени были достаточно умелыми и использовали качественные материалы, если картины сохранились до XIX в. в хорошем состоянии. Что же известно об основных технических приемах энкаустической живописи в древности? Из «Естественной истории» Плиния Старшего и произведения теоретика архитектуры Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре» мы знаем о существовании как минимум двух видов энкаустической техники: холодный и горячий. Если красящие вещества, которые были смешаны с воском накладывались на расписанную поверхность с помощью сухой кисти, а затем по ним проводили горячим металлическим шпателем — это был холодный вид энкаустики. От тепла восковые краски будто распускались, сливаясь друг с другом и прочно приклеиваясь к поверхности. При использовании горячей техники восковые краски брали в жидком состоянии, предварительно подогрев их на огне. Такими красками писали над огнем.

Энкаустические краски сразу после охлаждения твердели. Однородный блеск на них получался благодаря обжигу, метод которого заключался в использовании каутерия. Его форма исторически видоизменялась от жаровни к специальному металлическому инструменту в виде лопатки, которые в процессе работы нагревались до высоких температур (70-90 °). В современном мире его заменили электронагревательные приборы (такие как утюг, паяльник и т.д.).

В эпоху Средневековья было создано много шедевров религиозной живописи. Иконы, написанные с использованием энкаустики, отличаются прочностью, объемностью, яркостью и блеском красок. Таковыми являются одни из древнейших известных нам образцов энкаустической техники — знаменитый синайский образ Христа Спасителя (Пантократора), Богоматери, апостола Петра.

Считается, что традиции византийской энкаустики переплетаются с греко-римскими традициями. В то же время, они значительно видоизменились, поскольку исключали использование каутерия, о чем сохранились свидетельства греческого монаха Дионисия в трактате о живописи.

Исследователи считают, что основными компонентами энкаустики в древности были: воск, растительное масло (льняное, ореховое, маковое, подсолнечное и т.д.), смола (канифоль, даммара). Примерно в Х в. зарождается и широко распространяется живопись на маслах, а позже и живопись темперными красками, которые позволили на долгое время забыть о классической энкаустической технике. В XX-XXI вв. энкаустику применяют преимущественно при реставрационных работах для укрепления красочного слоя и заполнения его потерь, в монументально-декоративных росписях на мраморе, дереве, цементе.

Синайский образ Христа Спасителя (середина XVI в.)
Синайский образ Христа Спасителя (середина XVI в.)

Темпера

Что общего между яйцом и живописью? «Хм, наверное, ничего», — скажете вы. А вот и нет. Темпера происходит от латинского слова «temperare», что означает смешивать. Технология получения красок для темперной живописи заключается в том, что пигмент растворяется с водой, а затем его высушивают. Впоследствии полученную смесь объединяют с яичной массой и вином или уксусом. Такая краска применялась в настенной или станковой живописи. Яичный желток — это эмульсия, состоящая из альбумина (владеет способностью склеивать), лецитина (играет роль эмульгатора), яичного масла (обладает способностью связывать элементы). Альбумин желтка при нанесении на поверхность высыхает и создает прозрачную, устойчивую пленку.

Техника яичной темперы пришла в Киевскую Русь из Византии в конце Х в. вместе с искусством иконописи.

Художники-иконописцы вплоть до конца XIX в., говоря о процессе смешивания пигмента со связующим веществом, употребляли выражение «тереть краски», или «растворять краски». А сами краски именовались «творимые». С начала XX века «творимыми» стали называть только краски, смешанные с порошками серебра и золота. Остальные краски называли просто темперой.

Сначала самым простым способом работы с темперой было нанесение краски на сухую поверхность — техника, которая иногда называется сухой фреской. Позже, темперу начали наносить на влажную основу, что требовало от художника больших знаний и умений. Как известно, темперу использовали для росписи в саркофагах египетских фараонов. В Средневековье темпера стала основной техникой живописи, а иногда ее использовали и для росписи зданий. Средневековые иконописцы писали темперой на загрунтованных досках и покрывали законченную живопись слоем масляного лака.

Яичная темпера появилась на Западе благодаря художникам Византии тоже рано — еще до начала XV в. Этому способствовало несколько факторов: доступность основных ингредиентов, простой рецепт приготовления краски, долговременное хранение художественных изображений на различных типах поверхностей. Но в XVIII в. с приходом масляных красок значение темперы для художников значительно уменьшилось. Однако яичная темпера продолжала применяться в Российской империи, Греции и на Востоке почти до XIX в., когда началось всеобщее восхищение масляной живописью.

Техника темперной живописи в Киевской Руси постоянно совершенствовалась и изменялась под влиянием искусства других стран. Особенно значительные изменения наблюдаются в ней со второй половины XVII в. под влиянием искусства Западной Европы. В этот период сочетались стилевые особенности древнерусского и западноевропейского искусства, и еще сразу две техники — темперы и масляной живописи. Последняя, вероятно, была завезена в Российскую империю итальянскими мастерами. С XV в. в Западной Европе темпера вытесняется масляной живописью. В конце XIX в. — начале XX в. темпера снова широко применяется в станковых и декоративно-прикладных работах. Первые попытки возродить этот вид искусства попробовал английский поэт, художник и гравер — Уильям Блейк. Но его работы не были оценены публикой и получили свое признание лишь через полвека после смерти мастера. Полноценное возрождение темперы в мировой живописи произошло в середине ХХ в. благодаря активному развитию химической промышленности. В это время появилось много новых полимеров и были изобретены удобные для пользования темперные краски на основе искусственных красок. Также для темперы используется специальная палитра, потому что те, которые используются в масляной живописи, здесь не подходят. Палитры для темперы производят из оцинкованного железа и жести, которая не ржавеет. На палитре содержатся глубокие лунки для краски. С двух сторон палитры имеются выступы, которые предотвращают выливание жидкой краски. Современные картины, написанные темперой, не покрывают лаком, и поэтому они имеют бархатную, матовую фактуру. Цвет и тон в произведениях, написанных темперой, проявляет несравненно большую стойкость к внешним воздействиям и дольше сохраняет первоначальную свежесть по сравнению с красками масляной живописи.

«Спас из Звенигородского чина», Андрей Рублев, XIV-XV вв.
«Спас из Звенигородского чина», Андрей Рублев, XIV-XV вв.

Масляная живопись

Масляная живопись пленила Европу в начале XV в. благодаря таланту и мастерству нидерландского художника Яна ван Эйка. Долгое время именно ему оказывали почетное право быть первооткрывателем масляной живописи. Теперь выяснилось, что первооткрывателей было несколько и на разных континентах, что никоим образом не приуменьшает значения вклада Яна ван Эйка. Больше о нем мы охотно расскажем в курсе истории европейского искусства.

Масляные краски вытеснили яичные краски, ведь имели преимущества, которые делали их легче в использовании. Краски на яичной основе дольше сохнут и не имеют блеска. Недостатком органических масел была способность очень темнеть через 80 — 100 лет. Возникала необходимость возобновлять изображения. Поэтому уже в XIII в. не видели оригиналов XII в., а оригиналов XIII в. не видели в XIV в. Известны случаи, когда прославленные иконы возобновляли по три-четыре раза. Холст с потемневшим изображением заново грунтовали и наносили сверху новое изображение, иногда даже вверх ногами на прежнее. Что касается масляных красок, то их изготовляли путем растирания на курантах (ручных блинах) пигментов минерального, животного и растительного происхождения и их смешивания (затирания) с растительными маслами. Термин «масло» в то время распространялся и на растворы смол. Такие краски наносились кистью на предварительно проклеенную и загрунтованную поверхность доски или холста. Часть масла впитывалась в слой грунта и обеспечивала надежную связь со слоями дальнейших прописок. Все материалы масляной живописи имели натуральное происхождение. Это обеспечивало достаточную устойчивость красок к воздействию солнечного света, температурных и атмосферных колебаний, соответственно — дальнейшую сохранность произведений живописи. Тесные религиозные и культурные связи между тогдашними Нидерландами и Италией способствовали заимствованию относительно новой техники в Италии. Среди самых смелых мастеров был Антонелло да Мессина, который плодотворно работал в Венеции. Влажный климат Венеции не способствовал сохранению фресок (стенописей с использованием известняковых красок). Поэтому венецианские мастера достаточно быстро перешли на масляную живопись, а художественные традиции и внимание к колориту способствовали расцвету уникального явления в искусстве Европы — Венецианской школы живописи.


На наших мастер-классах и курсе масляной живописи вы убедитесь, что масляные краски позволяют легко править живопись на холсте. Это дает возможность создавать прекрасные картины даже новичкам. Кроме того, вы можете самостоятельно выбрать способ нанесения красок — писать гладко или пастозно. Особенно красивыми у наших посетителей выходят картины в импрессионистическом стиле.

«Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка, 1434 г.
«Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка, 1434 г.

Акрил

Живопись акриловыми красками — очень молодое направление в искусстве. Его история развития насчитывает чуть более 60 лет. Но за это время акрил успел получить невероятную популярность и у молодых художников — новичков, и в опытных зрелых мастеров. Акриловые краски появились в 1940-х в США и были использованы во всех видах живописи благодаря быстроте высыхания и устойчивости. Масляные краски сохли сравнительно дольше, и это было недостатком для профессиональных художников. Как видим, с каждыми новым веком, понимание понятий «быстро» и «долго» меняются — для художников Венецианской школы использования масляных красок было быстрой техникой работы. Но если бы они только имели доступ к акрилу, это бы точно перевернуло их представления о работе.

В 20-х годах прошлого века в Мексике был популярным стиль, который назывался «мурализм» — общественные здания оформлялись фресками и сюжетами из истории страны. Перед художниками стояла задача: как изобрести краску, которая сможет противостоять дождю и быстро высыхать? Как говорят, потребность — самая большая мотивация. Так начались эксперименты со смолами. Вы, наверное, подумаете, что фресками украшали стены со времен Леонардо Да Винчи, и так, вы правильно рассуждаете. В те времена использовали темперу и редко расписывали здания извне. Акриловая смола была впервые изобретена немецким химиком Отто Ромом. Со временем это изобретение было использовано в создании красок. Леонард Бокур и Сэм Голден создали компанию по производству художественных материалов «Бокур Артист Колорс» («Bocour Artist Colors»). Сначала они занимались изготовлением традиционных масляных красок, но уже через 10 лет заинтересовались акриловыми красками. В 1947 году они выпустили на рынок первый художественный акрил «Магна» («Magna»), изготовленный на основе органического скипидара. Это привело к эксперименту со стороны известных художников, а именно Кеннета Ноланда, Марка Ротко, Барнетта Ньюмана. В дальнейшем в 1950-х и в 1960-х годах на акриловые краски начали обращать внимание и другие художники, такие как Энди Уорхол — известный своими коллажами консервных банок и Мэрилин Монро, Роберт Мазервелл — абстракционист и коллега господина Ротко и господина де Кунинга (больше о них вы найдете в этой статье. По картинам, которые создавали эти художники, можно представить в частности стиль господина Мазервелла), а также Бриджет Райли — уникальная современная художница, которая создает оптическое искусство.

В 1950-х годах появляются водорастворимые акриловые краски. Американский живописец Фрэнк Стелла начал изучать возможности акриловых красок. Сначала он начал с простых монохромных работ и закончил картинами, которые отличались своей колористикой. Рой Лихтенштейн и Энди Уорхол основали американский поп — арт. Поп — арт делает из потребительских товаров художественные проекты — так каждый продукт в нашем холодильнике или каждое гигиеническое средство получает право быть включенным в художественный контекст. Кто сказал, что эти бытовые вещи недостойны быть изображенными художниками? А чтобы изображение бросалось в глаза, стали использовать другой вид красок. Акриловые краски позволили получать четкие и яркие изображения, отражали представления художников о современном мире. Позже акриловые краски получили распространение в Англии, где художники создавали картины, основанные на сюжетах из фотоснимков.

В наше время акриловые краски прекрасно подходят для начинающих и опытных художников. Возможно, вы слышали о рисовании по номерах? Так это рисования акриловыми красками. Это такая своеобразная терапия, которая помогает многим расслабиться и окунутся в другой мир, отвлечься от надоедливых мыслей. При работе с акрилом следует помнить, что он высыхает очень быстро.

Больше об истории искусства мы расскажем на наших онлайн-курсах по истории искусства. Прослушав курс, вы узнаете не только о красках и техниках, с которыми работали художники, но и об идеалах красоты каждой эпохи, о том, как менялось мировоззрение человечества на протяжении веков, о выдающихся художниках, скульптуре и т.п. Вашему вниманию лекции по истории европейского искусства, украинского искусства и лекции о женщинах в искусстве.

А посетив наши регулярные творческие мастер-классы — можно собственноручно написать картину масляными красками или создать абстрактную картину акриловыми красками в технике fluid art, в чем мы с удовольствием вам поможем.

Сделаейте приятно своим близким — подарите сертификат на мастер-классы или лекции от Арт-студии Лихтарик.

Марк Ланкастер «Кембридж красный и зеленый», 1970 г.
Марк Ланкастер «Кембридж красный и зеленый», 1970 г.
«Начало», Кеннет Ноланд, 1958 г.
«Начало», Кеннет Ноланд, 1958 г.
Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам