Самые дорогие картины 20 века

Позвоните сейчас и закажите

Мы путались в обнаженных женщинах Модильяни и возлюбленных Климта, больших поражениях и судебных процессах, разбрызгиваниях и расцарапываниях — и теперь наконец готовы рассказать вам о самых дорогих картинах ХХ-го века.

Наш хит парад открывают абстракции на миллионы. Список аукционных рекордов перед Вами. 

1. «Обмен», Виллем де Кунинг, 1955 год, около $ 300 млн.  

Пока вы скептически поднимаете бровь, мы введем вас в исторический контекст, и таким образом попытаемся уменьшить возмущение по поводу цен на такие абстракции. Эта картина, а также некоторые из тех, которые будут описаны ниже, — «Номер 17А», «№5», «Женщина III» и «№6 (Фиолетовый, зеленый и красный)» — созданные в послевоенное время. До войны картины рассказывали о всем, чем жило общество, — о свободе и угнетении, роскоши и безденежье, красоте и смерти и тому подобное. Во время гонки вооружений и во время войны искусство кричало о партиях и силе, агитировало и … дискредитировало себя этим. Люди устали постоянно считывать его агитационные программы. Абстракционисты же стали теми, кто заставил искусство замолчать, — и таким образом они вернули ему лицо, освободили его от функций «научить» и «побудить». Теперь оно апеллировал только к подсознательному, не навязывая ничего конкретного и однозначного. Зрителю дали свободу мысли.

Теперь подробнее о картине «Обмен».

Эта масштабная картина с размерами почти 2х2 метра находится на постоянной экспозиции в Чикагском художественном институте, хотя принадлежит она миллиардеру Кену Гриффину. Тут и заканчивается вся фактическая информация о шедевре. Остальные — домыслы. По одному из них, автор воссоздал здесь экспрессию Нью-Йорка, в котором тогда жил. Точная стоимость картины тоже неизвестна, поскольку она перешла из рук в руки не на аукционе, а частным образом, по договоренности между прежним и новым владельцем. Тайной остается и ее название. Отгадаете, в чем суть?

2. Виллем де Кунинг стал автором еще одного дорогостоящего произведения – оно имеет чисто прагматическую название — «Женщина III». Как было отмечено ранее, эта абстракция также создана в послевоенное время (в 1953 году), а продано она была за $137,5 млн.

Картина экспонировалась в Тегеранском музее (Тегеран — столица Ирана) до 1970 года, но в результате исламской революции общественные изменения в стране повлияли и на судьбу картины. «Женщина III» стала изгнанницей, потому что не вписывалась ни в какие каноны обновленной исламской страны.

Что касается самого Кунинга, то он известен, как один из наиболее авангардных художников ХХ-го века. Техника художника отмечается многообразием инструментов рисования — ножи, скребки, художественные шпатели — а также скоростью создания картин. И хотя он учился в Брюссельской королевской академии, в своей художественной жизни он пошел неакадемическим путем — и попал в наш рейтинг самых дорогих художников ХХ-го века. Показательно, что с каждым годом творчества, четкие образы на его картинах все больше смешивались с фоном и становились с ним одним целым.

Часто вы можете услышать о Кунинге, как о создателе 6 женских портретов. В частности, у него есть Сидячая и Желтая женщины, женщины на зеленом и бежевом, но эта наша самая дорогая женщина № 3, отличается от остальных своим положительным характером. Когда 5 других женщин вдумчивые и серьезные, эта — просто добродушная смехотушка. Через абсолютно абстрактный вид, толкования этой картины очень варьируются. Одно из них, в частности, акцентирует внимание на том, что изображенная девушка имеет широко открытые наивные глаза и придерживает края своего прозрачного платья — поэтому вполне возможно, что она молодая. Кроме того, она имеет какой-то головной убор, похожий на корону, — а это в свою очередь может свидетельствовать о знатном происхождении натурщицы.

До 2006 года владельцем картины был Дэвид Геффен, который продал ее миллиардеру Стивену Коэну. Запомните это имя. Стивен Коэн приобрел еще одну картину, которая будет в нашей статье.

Следующие три картины еще раз доказывают, что экспрессия + абстракционизм = мировое признание. Предварительно мы уже их анонсировали, поэтому наслаждайтесь:

3. «Номер 17А», Джексон Поллок, 1948 год, $200 млн.  

Сейчас Джексон Поллок чуть ли не возглавляет топы самых дорогих и наиболее провокационных художников, но, во время, когда эта картина появилась из-под его кисти, современники не знали, как воспринимать так называемую технику разбрызгивания, дриппинга, или даже расцарапывания. Через такую манеру письма художника прозвали «Джек-Разбрызгиватель» (Jack the Dripper) по созвучию с пресловутым «Джеком-Потрошителем» (Jack the Ripper). Парадоксально, но из-за того, что никто не мог понять этого стиля, дискуссии вокруг него подогревали интерес к художнику.

4. В 1948 году Джексон Поллок создал картину «№5», что также украшает рейтинги самых дорогих картин ХХ века. Вот она, купленная за $140 млн

Пикассо назвал вышеприведенное произведение «Марсельезой абстрактного». Однако критики считают, что эта картина нечестно вошла в списки самых дорогих, поскольку ажиотаж вокруг неё раздувался искусственно. Так или иначе, но уже в 1949 году — через год после создания «Номеру 17А» и «№5» — в американском журнале «LIFE» вышла статья «Джексон Поллок: Самый гениальный живой художник США?» Очевидно, что к тому моменту о Поллоке уже говорило множество людей. Но сама статья, по правде, была смешанного характера: она частично высмеивала художника, а частично отдавала должное. В любом случае, черный пиар — тоже пиар. Сейчас исследователи творчества Поллока утверждают, что в этих картинах прослеживается его увлечение психоанализом. Теперь, когда «Номер 17А» и «№5» проданы за колоссальные суммы, нам следует хорошенько обдумать скрытые смыслы этих картин.

5. «№ 6 (Фиолетовый, зеленый и красный)», Марк Ротко, 1951 год, $186 млн.  

В число успешных абстракционистов отнесем и Марка Ротко. Сам художник позиционировал свои работы как такие, что «открывают путешествие в неведомые миры». Соглашаться или спорить — решение только за вами. Точно известно также, что этот стиль автора совпадает со стилем Виллема де Кунинга и Джексона Поллока — это абстрактный экспрессионизм. Марк Ротко также подчеркивал, что в процессе живописи он всегда стремился передать эмоции в момент сильных переживаний. Чувствуете ли вы это?

6. «Алжирские женщины (версия 0)», Пабло Пикассо, $179,3 млн.  

Об этой картине не рассказать без упоминания об еще одной. Если бы не картина Эжена Делакруа — «Алжирские женщины в своих покоях» (1834 года) — Пабло Пикассо не создал бы свой хит — «Алжирские женщины (версия 0)» (1955 года). Дело в том, что наш хорошо известный кубист переиначил картину классического образца. Сравните:

И хотя у нас появляется соблазн подумать, что у Пикассо кончилась фантазия и он бесстыдно использовал чужой сюжет, следует вспомнить о том, что в ХХ веке творцы во всех сферах — и литературной тоже — не гнушались аллюзиями на классические образцы искусства. Так они часто в своих произведениях ссылались на произведения предшественников — и тем самым подтверждали свои глубокие знания истории культуры. Это делал Герман Гессе в «Игре в бисер», это же делал и Юрий Яновский в «Мастере корабля». Словом, пользоваться наработками своих коллег — это нормально. Тем более, картину Пикассо тяжело привязать к произведению Делакруа, если зритель не знает об их связи.

7. «Лежащая обнажённая», Амадео Модильяни, 1917-1918 гг., $ 170,4 млн.

Автором этой картины является «певец красоты женского тела» — Амадео Модильяни. Он известен тем, что рисовал женщин в откровенных позах, которые эпатировали публику. Эпатаж создавался за счет того, что по требованиям классического искусства натурщицы должны были занимать исключительно разрешенные позы, а натурщицы Модильяни позировали вразрез с этими требованиями. Причиной такого произвольного отношения к канонам искусства можно считать образование Модильяни. В начале он учился в Académie Colarossi, которая была известна нетрадиционным подходом к обучению. Ее студенты сами выбирали, какие позы будут занимать натурщики; ко всему, среди студентов еще и были женщины, которым (неслыханно!) позволяли рисовать мужчин в жанре ню. А в 1910 году здесь еще и начала преподавать первая женщина —  Фрэнсис Годжкинс. Поэтому такая прогрессивная среда и сформировала прогрессивного Модильяни. 

Хотя натурщицы на его картинах могут повторять и классические скромные позы натурщиц с картин Боттичелли («Рождение Венеры»), Гойи («Маха обнаженная») и Джорджоне («Спящая Венера»), обычно они занимают позы страстные и открытые. Изюминками его женских портретов также становятся продолговатые лица и горячие красные губы.

По одному из преданий, первая и единственная персональная выставка Модильяни закончилась не начавшись. Подготовив 30 картин, среди которых, конечно, были и портреты ню, договорившись с Бертой Вейл, — владелицей галереи современного искусства вблизи Парижской оперы — разрекламировав молодого перспективного художника всему Парижу, в день открытия 3-го декабря 1917 года организаторы должны были объявить о закрытии еще неоткрытого показа. А соль в том, что в витрине галереи висел один из портретов ню. Он произвел большое впечатление на публику, поэтому у дверей галереи сразу собралось много ценителей искусства. И кроме обычной публики, этот портрет также привлек комиссара полиции с участка напротив. Увидев обнаженный портрет в витрине, он объявил всю выставку «мерзостью» и приказал немедленно закрыть ее. Поэтому Вейл и Модильяни должны были покориться «голосу закона». И аргументы «это же искусство, господин комиссар» не сработали.

8. «Обнаженная, лежащая на левом боку», Амадео Модильяни, 1917 год, $157,2 млн.

Уместно здесь будет вспомнить и другой портрет, созданный Модильяни. Эта картина – самая большая из 22 обнаженных женских портретов, которые создал художник. Для людей XXI века обнаженные женщины не в диковинку. Но тогда, в ХХ веке, Модильяни стал одним из первых, кто рисовал обычных женщин в естественных, а не божественных и целомудренных позах. Поэтому целых две картины Модильяни заявили о себе как о самых дорогих живописных произведениях ХХ века.

9. «Сон», Пабло Пикассо, 1932 год, $155 млн. 

Эта картина была написана за один день. Изображенная девушка — Мария-Тереза ​​Вальтер — была любовницей художника. Эта девушка фигурирует в основном на сюрреалистических портретах Пикассо. Ее можно увидеть также на картине «Обнаженная, зеленые листья и бюст» и ряде других картин. Известно, что Пикассо писал портреты всех женщин, но так, как Марию-Терезу Вальтер, он не изображал никого.

Несмотря на потрясающую цену, которую отдал за картину Стивен Коэн, до того, как она попала ему в руки, ее повредил предыдущий владелец. В 2006 году Стив Уинн — предыдущий собственник — решил показать шедевр своим друзьям. И вот когда он демонстрировал картину, то неосторожно задел ее локтем — и прорвал холст. Реставрация обошлась в $ 90 000. А в 2013 году Стивен Коэн приобрел портрет за $ 155 млн. Помните Стивена Коэна? Он уже появлялся в нашей статье J  

10. «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (триптих), Фрэнсис Бэкон, 1969 год, $142.4 млн.

На самом деле, этот триптих следует рассматривать, масштабируя изображение. Здесь слишком много деталей, без внимания к которым произведение не воспринимается. В частности, присмотритесь к тому, что голова натурщика обязательно размещена на линии геометрической фигуры, в которой он сидит. К тому же эта линия разделяет лицо так, что мы его видим сразу из двух ракурсов. А еще сзади стоят перила от кровати, хоть натурщик сидит на стуле…

Перила можно объяснить тем, что Фрэнсис Бэкон рисовал Люсьена Фрейда сразу из двух плоскостей — с фотографии и живой натуры.

Сам Бэкон очень ценил свою работу, поэтому возможно, именно поэтому он был очень разочарован, когда каждую часть триптиха было продано отдельным владельцам в 70-х. Трое разных коллекционеров владели частями триптиха до 80-х, вплоть до того пока один из этих коллекционеров не выкупил две другие части триптиха и воссоединил произведение.

Что касается отношений Бэкона и Фрейда, то оба были художниками и часто позировали друг другу, начиная с 1951 года. И хотя художники сначала дружили, они никогда не имели общих взглядов на искусство, поэтому со временем их дружба прекратилась.

Небольшое уточнение по фамилии Фрейда. Вы не ошибетесь, если предположите какую-то родственную связь между Люсьеном и Зигмундом Фрейдом — господин Люсьен был внуком известного психоаналитика. 

Венчает нашу подборку золотая дама Адель Блох-Бауэр.

11. «Портрет Адели Блох-Бауэр», Густав Климт, 1907 год, $ 135 млн.  

Сейчас мы рассматриваем эту картину восторженно, словно икону. Тем более, повод для этого есть — Густав Климт украсил ее сусальным золотом. И на ней изображена светская дама, а не великомученица. Она «… постоянно страдала от головной боли, курила, была чрезвычайно нежная и томная, с вдохновенным лицом. Самодовольная и элегантная». Портрет Адели Блох-Бауэр вряд ли появился бы, если бы ее муж не решил сохранить семью. Дело в том, что он узнал о романтических отношениях своей жены с Густавом Климтом, и чтобы отвадить женщину от художника, заказал у него ее портрет. Он предусматривал, что, проведя столько времени вместе, Адель и Густав надоедят друг другу. Так и произошло.

Но эта картина связана не только с любовным треугольником, ее историей заинтересовался весь мир, когда в 2006 году племянница Адели — Мария Альтман отсудила 5 картин Климта у австрийского правительства. Среди них была и эта картина. Судовой процесс длился 8 лет, сопровождался отчаянными заголовками австрийских газет, к примеру: «Не отдадим нашу гордость!». Ведь с тех пор как нацисты похитили эту картину у семейства Бауэров, она пополнила фонд музея в Бельведере (Вена) и с тех пор успела стать национальной святыней для Австрии. И в 2006 году Мария Альтман наконец победила в иске, и национальная святыня покинула Европу. Теперь она часть коллекции Рональда Лаудера, который выкупил эту картину в Марии Альтман за $135 млн. Поэтому, чтобы взглянуть на нее, нужно лететь в Америку и заглянуть в галерею Нью-Йорка. Там владелец хранит ее. 

Работы, которые составляют список самых дорогих картин 20 века время от времени меняют свое местоположение в рейтинге. Каждые продажи аукциона Christie’s вносят изменения в рейтинг. 

Современный художник страмится сделать так, чтобы его картины принимали участие в торгах. Продаются на аукционах не все работы, которые участвуют в торгах. 

Сегодня мы увидели, насколько успешной в финансовом плане может быть деятельность художника. Кроме того, можно сделать выводы о тенденциях искусства ХХ-го века. Детальнее о картинах и их создателях мы расскажем на онлайн курсе «История европейского искусства» от арт-студии «Лихтарик».

Сделаейте приятно своим близким — подарите сертификат на мастер-классы или лекции от Арт-студии Лихтарик.

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам