Густав Климт

Позвоните сейчас и закажите

Сравним две картины:

Первая из них всемирно известна. Даже «AliExpress» продает чехлы для телефонов с этой картиной на обороте. Кто бы не проходил мимо репродукции этой картины, точно подметит, что уже где-то её видел. Оно и не удивительно, ведь эта картина принадлежит перу Густава Климта — трендового художника ХХ в. Но как быть со второй картиной? Это картина или фото? Знает ли кто-то об этом произведении? Можно ли увидеть её еще где-то, кроме как в выставочном зале в Вене? Известно ли кому-то, что и вторая картина — «Портрет Мари Бройниг» — принадлежит перу Климта? И почему о первом произведении мы знаем, а о втором нам ничего не известно?

Вероятно, причина в том, что ранние картины художника не показывают нам Климта как непосредственного художника – скорее, как молодого выпускника академии искусств, который следует классическим канонам.

Ранние картины принадлежат Густаву Климту, который только начинает свой художественный путь. Однако в этой статье мы попробуем понять, что же побудило его изменить одну манеру письма на другую. Что способствовало появлению «золотого» стиля Климта, который позже прославил его в мире?

Определенное художественное влияние на Климта мог осуществлять еще его отец, поскольку он был гравером-ювелиром, который работал с золотом непосредственно. И хотя отец надеялся, что все его дети будут развивать семейное дело, с трех детей только один стал ювелиром. И это был не Густав. Но молодой Густав Климт был не прочь получить художественное образование, поэтому в свои четырнадцать лет вслед за старшими братьями начинает посещать школу при Музее искусства и промышленности. Там он изучал все те курсы, которые сформировали его как целостного художника.

Поскольку на курсе портрета студенты в основном срисовывали лица с фотографий, Климту удалось отточить навыки портретиста во время этих практик. Это его индивидуальная черта № 1 (признайтесь, «Портрет Мари Бройниг» сложно отличить от фотографии). Натурализм его ранних работ кажется нам теперь настолько далеким от Климта, насколько мы далеки от Гренландии. Но жизнь полна неожиданных открытий — поэтому мы продолжим говорить о малоизвестном Климте. Еще не закончив обучение, художник, его брат и товарищ открыли свою студию. Кое-какие деньги на это они имели — студентами они уже получали неплохие заказы. Вскоре после открытия трое молодых парней получили заказ на роспись нового здания театра — Бургтеатра. В конце концов, созданные там рисунки на стенах и потолках пришлись по душе не только требовательной богемной публике, но и императору, поэтому Густава Климта наградили. Всем, кто имел возможность увидеть те росписи, бросалась в глаза фотографическая точность лиц — возможно, именно это убеждало всех в мастерстве юного Климта и приносило новые заказы. Как видим, годы, проведенные за копированием фотографий, приносили щедрые плоды. Чуть позже новые заказчики Климта захотели, чтобы он расписал стены старого театра также. На одной из стен должна была быть изображена изящная венская публика, и об этом всем в Вене стало известно еще до того, как Климт начал работу над этим новым заказом. Поэтому многие представители этой публики начали обивать пороги студии, где работал Густав Климт с коллегами, пытаясь убедить художника, что они должны присутствовать на новом изображении. Согласитесь, это уникальная возможность — украшать своими лицами и дорогими нарядами стены театра! Климта не нужно было долго убеждать — и стены старого театра покрыли изображения многочисленных лиц венцев. Вот как это выглядит:  

«Зал старого дворцового театра в Вене», Густав Климт, 1888 г.
«Зал старого дворцового театра в Вене», Густав Климт, 1888 г.

Сейчас тяжело найти достойное изображение этой росписи. Поэтому просим вас на минутку задержаться у этой скромной электронной версии и представить себе несколько метровую стену с детализированными изображениями лиц и вечерних туалетов каждого изображенного на холсте. Если хотя бы на минутку вас это поразило, мы можем двигаться дальше.

Словом, эта роспись также завоюет сердца публики и императора. И тогда к Густаву Климту придет еще одна награда.

А потом Климт с коллегами возьмется за роспись Художественно-исторического музея в Вене. Его художественной кисти будут принадлежать только некоторые рисунки из присутствующих на стенах, в частности три натуралистические женские фигуры над входом в музей:

Теперь, когда имя Климта воспринимается как венский бренд, руководство музея даже устраивает «близкое» знакомство публики с этими росписями, чтобы ценители творчества господина Густава могли подняться и увидеть эти росписи поближе. Так, ежегодно над входом в музей устанавливают многотонный мост, чтобы посетители могли посмотреть на эти работы художника на уровне глаз, а не снизу-вверх. И вот как это выглядит:

Даже на таких высотах Климт оставался верен своему фотографическому стилю — лица женщин чрезвычайно четкие. Кроме того, именно женщин он выбрал в качестве натурщиц, и его стремление изображать их в первую очередь наблюдается уже в раннем творчестве.

В конце концов, становится совершенно очевидно, что Густав Климт был востребованным и успешным уже в молодости. Значит, все академические приемы, освоенные им еще в школе, помогали ему строить прекрасную карьеру. Что же побудило его сойти с такой утоптанной и прибыльной стези? Зачем было уходить от своих «ранних» творческих техник, если их воспринимали как вполне зрелые и мастерские?

Собственно, жизнь вокруг заставила его задумываться о других вещах. Иные мысли начали посещать его просветленный ум. Сначала смерть отца. Потом смерть брата и коллеги со студии. Смена политических режимов. И случайное знакомство с абстракционистами. Хотя мы и конденсируем информацию о фактах из жизни художника, стоит все же задуматься о том, какой встряской для него стали эти события. К счастью, рядом с ним оказалась давняя подруга Эмилия Флёґе и люди, которые смогли отвлечь его ум другими увлечениями. Он стал завсегдатаем кафе, в которых проводили свое время новаторы-абстракционисты.

«Портрет Эмилии Флёґе» (частичное изображение), Густав Климт, 1902 г.
«Портрет Эмилии Флёґе» (частичное изображение), Густав Климт, 1902 г.

Изменения в художественных техниках и эстетике художника невозможно будет не заметить. И способствовать этому будет грандиозный скандал и иски на Климта. Но обо всем по порядку. Прежде всего, стоит сказать, что следующий крупный заказ Климта стоил ему немало нервов. И не потому, что он потерял вдохновение, а потому, что от него не ожидали такого поворота в творчестве. А получив заказ, его заказчики начали отвечать жесткой критикой.

Дело в том, что Климт должен был изобразить на стенах университета в Вене аллегорический образ философии, медицины и юриспруденции. Какие бы творческие решения он бы не принял, заказчики-академики надеялись на пафосные росписи, где бы каждая наука была представлена в лучшем свете. Но что же сделал Климт? На части «Философия» он написал человечество, которое как будто бы находится в вакууме. Над ним возвышается фигура сфинкса, которая готова проглотить это человечество. Женская фигура, которая символизирует знания, вообще не главная — она расположена в нижнем крае холста, да еще и обнаженная … Словом, это совсем не соответствовало ожиданиям академиков. 11 из них обратилось в руководящий орган университета с требованием не размещать эту «грязь» в большом зале. Климт пожал плечами и продолжил работу. Далее он создал работу «Медицина», на которой изобразил массу людских тел, которые поглощает смерть. Не радость от исцеления проступает на панно, не хороший врач, а переход от жизни к смерти. Более того, именно за это панно Климта обвинили в порнографии. Дело получило такую огласку, что вопрос рассматривал даже государственный прокурор. По словам Кэт Паунд — журналистки «БиБиСи» — это было первое парламентское обсуждение культурной проблемы. И поскольку эта работа была заказана на государственные средства, министр Австрии отказался покупать ее. А панно «Юриспруденция» показало нам несчастного тщедушного преступника и жесткую и слепую силу закона. В университете решили не вывешивать эти скандальные работы и продали их в музей. Климт разозлился и выкупил их. Но дальнейшая их судьба сложилась трагически — во времена Второй мировой войны они были уничтожены. Тем не менее, свою роль в построении новой репутации Климта они уже сыграли. Завершающим штрихом в этом академическом конфликте стала картина «Золотые рыбки», которую, как говорят, Климт хотел назвать «Моим критикам», как бы намекая на позу женщины на переднем плане — она ведь поворачивается к зрителю ягодицами:

«Золотые рыбки», Густав Климт, 1902 г.
«Золотые рыбки», Густав Климт, 1902 г.

Густав Климт оставляет официальное Общество художников в Вене и становится главой венской сецессии — проще говоря, модернового направления искусства в Вене. Теперь, когда ему совсем нечего было терять, можно было спокойно экспериментировать. И Климт отдается новым эстетическим принципам. Поскольку его всегда восхищала мозаика, он не может удержаться и включает ее элементы в свои следующие произведения. Мы определяем эту черту как его индивидуальную «фишку» № 2. Эти мозаичные фрагменты мы замечаем уже в портрете Эмилии Флёге. Он заполнен кругами, мелкими овалами, квадратиками и линиями, которые создают эффект сложности и декоративности. Кстати, эта черта появилась в его картинах благодаря обучению в художественной школе, хотя и заявила смело о себе только после того, как он порвал связи с официальными художественными учреждениями Вены. В школе ведь он изучал мозаику, фрески и историю дизайна. Картины, которые представлены ниже, будут насыщены все большим количеством этих мелких мозаичных форм. Чем дальше от академизма, тем больше собственного дизайнерского почерка. Декоративность его последующих картин станет еще одной неповторимой доминантой в его способе изображать действительность.

«Водяные змеи II», Густав Климт, 1904 - 1907 гг.
«Водяные змеи II», Густав Климт, 1904 — 1907 гг.

Наконец, следует отметить, что еще во время учебы Климт узнал о египетском искусстве – поэтому картины его последнего периода — «золотого периода» — плоские, словно настенные рисунки в пирамидах. Это его индивидуальная особенность № 3. Сосредоточим на ней больше внимания: не складывается ли у вас впечатление, что фигурам на холсте «Водяные змеи II» не хватает объемности и выпуклости реального объекта? Если же у вас возникает такое впечатление, вы почувствовали индивидуальную манеру Климта. Она развилась не потому, что художник не умел изображать объекты объемно — уровень его мастерства легко увидеть, взглянув на ранние его картины — а через личное восхищение египетским искусством.

В частности, египетские элементы можно увидеть на триптихе «Дерево жизни», где фигуры снова приобретают плоское изображение:

«Дерево жизни», Густав Климт, 1905 - 1909 гг.
«Дерево жизни», Густав Климт, 1905 — 1909 гг.

А декоративность этой работы заставляет остановить на ней взгляд дольше — надо успеть рассмотреть, как можно больше элементов, которые художник включил в картину. Если же задуматься, сколько усилий он вкладывал в такую детализацию и декорирование своих работ, то создается впечатление, что он был влюблен в каждый мелкий элемент своей картины — иначе зачем тратить на него столько времени?

Посмотрим еще раз на картины, представленные выше. Все они изображают женскую красоту, и лишь на нескольких мы видим мужские фигуры. А все потому, что Густав Климт был увлечён женственностью и его мало интересовала мужская часть человечества. Вы, конечно, можете возразить, ведь на последнем триптихе присутствует фигура мужчины. Однако он стоит к нам спиной, поэтому не привлекает особого внимания. А на картине «Поцелуй» мы снова видим в основном его затылок, главной же героиней здесь становится женщина. Кроме того, присмотритесь, как художник изображает женщину. Часто она томно щурит глаза или соблазнительно наблюдает за зрителем — в частности в «водяных змеях II» и «Золотая рыбка». Возможно, именно взгляд на большинстве картин Климта побуждает критиков утверждать, что его картины очень эротические. Чуть ли не самым ярким примером этого становится картина «Юдифь и Олоферн»:

«Юдифь и Олоферн», Густав Климт, 1901 г.
«Юдифь и Олоферн», Густав Климт, 1901 г.

Согласно библейской истории, Юдифь убила полководца, напавшего на ее народ. Поэтому образ героини во все времена был положительный. Полная добродетелей дива, рисковала своей жизнью, чтобы спасти свой народ от кровожадного царя, прокралась в его лагерь и обезглавила тирана, пораженного ее красотой. Ее изображали Караваджо, Джорджоне, Боттичелли — и на всех картинах она была не соблазнительницей, я благородной и благочестивой девушкой. Климт изобразил ее в новом ракурсе — и шокировал нежную венскую публику. Картину даже стали называть изображением Саломеи, а не Юдифь, поскольку зрители не могли принять такого образа героической Юдифь — многовековая традиция сформировала свое представление о ней, поэтому поверить, что молодая Юдифь могла быть такой откровенной женщиной, было невозможно. Кроме мглистых глаз, эта картина бросается в глаза благодаря использованию чистого золота с декоративной целью. Климт в «золотой период» всегда использовал тонкую золотую пленку для создания своих картин.

«Портрет Адели Блох-Бауэр I», Густав Климт, 1907 г.
«Портрет Адели Блох-Бауэр I», Густав Климт, 1907 г.

Эту картину можно воспринимать как апогей творчества художника — она впитала в себя все указанные выше черты: непревзойденная мозаичность, декоративность, египетская плоскость, четкость лица. Более того, здесь заметно и то, с каким вниманием относился Климт к наряду своей натурщицы. Как дизайнер-декоратор он считал ее одежду неотъемлемой частью образа, поэтому использовал её, чтобы подчеркнуть её тонкую и хорошо сложенную натуру. Довершает картину скандальная история, которую она пережила уже после смерти Климта. К счастью или к сожалению, скандалы, связанные с картинами Климта также являются неотъемлемой частью его работ. И последняя картина в нашей статье доказывает это утверждение.

Иногда, красота шокирует. Иногда, она выглядит неожиданно. В любом случае, впечатления от ее восприятия неповторимы. Особенно это касается работ Густава Климта — художника нонконформиста. В нашей студии мы не обещаем, что вы сможете стать следующим Климтом. Но учитывая то огромное количество мастер-классов, которые мы предлагаем, вы сможете найти свою художественную нишу и удивлять свою публику собственным неповторимым стилем. В нашей студии мы поощряем мыслить, как Климт: «Когда я заканчиваю картину, у меня нет желания тратить целые месяцы на то, чтобы оправдывать ее перед людьми. То, что для меня имеет значение, это не скольким она нравится, а кому».

 

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам