Энди Уорхол

Позвоните сейчас и закажите

Экстраординарный — это самый лаконичный эпитет, который можно подобрать к имени Энди Уорхола. Этот человек никогда не скрывал, что искусство для него — это бизнес. Но почему-то это нисколько никого не возмущало — все лишь сильнее хотели получить работу его авторства. И по сей день его воспринимают как одного из самых успешных художников ХХ века.

На пике своей карьеры, проведя тысячи (без преувеличения) экспериментов с творческими методами, заработав колоссальную сумму своей работой, Энди Уорхол издаст книгу «Философия Энди Уорхола», в которой он отметит: «Быть хорошим бизнесменом — это удивительный вид искусства. Зарабатывать деньги — это искусство, работать — это искусство, а хороший бизнес — это лучшее искусство». Что же побуждало его так приумножать свое состояние?

У маленького Энди был трудолюбивый отец, заботливая мать и двое старших братьев. Семья со средним уровнем дохода пыталась распределять средства как можно практичнее — так Энди знал, как оно — донашивать вещи своих старших братьев. Видя, как его отец работает допоздна на фабрике, понимая, что некоторые люди живут в роскоши, а он — нет, мальчик задавал себе вопрос: почему жизнь несправедлива? Маленький Энди чувствовал, что он не хуже других людей – богатых и успешных — к тому же, он точно знал, что кроме чувства собственной ценности у него есть еще кое-что — талант к живописи.

Однажды он сидел дома за своим любимым занятием — вырезал фотографии со старых журналов и делал из них коллажи — и мама спросила у него, что он делает. Энди ответил, что он изображает свои желания. В коллаже, на удивление, оказались отнюдь не детские аппликации — все было слишком практично и по-взрослому: дорогой автомобиль и дом, а в центре он — Энди.

— Ты хочешь дорогое авто и большой дом? — спросила его мама.        

— Нет, я хочу жить в этом мире и стать в нем главным.        

Узнавая о Энди Уорхоле, невольно склоняешь голову перед такими родителями, как его. Из мальчика из обычной семьи он вырос исполином духа — свободным в суждениях и смелым в идеях. Его родители смогли развить в нем уверенность и веру в себя — необходимые черты для жизни. Они дали ему ощущение поддержки и отнеслись к нему с пониманием, ведь отец знал о таланте своего малого Энди, поэтому заранее начал откладывать средства на обучение сына. И самое главное — родители не заставляли Энди выбирать «практическое серьезное ремесло», а дали парню свободу — и их сын закончил факультет дизайна, диплом которого стал его билетом в мир искусства. Попутно отметим, что Энди мог унаследовать смелый и даже авантюрный дух от своих родителей — они переехали в США в начале ХХ в. с Лемкивщины — сейчас эта территория принадлежит Словакии. А самого Энди Уорхола при рождении окрестили как Андрея Варгола. Новое модное имя Андрей взял себе только тогда, когда переехал в Большое Яблоко.

Произошел этот переезд сразу по завершению обучения. С дипломом дизайнера и несколькими друзьями под боком, Энди переезжает в Нью-Йорк с четкой целью — стать известным. К счастью, все идет по плану — Энди получает работу иллюстратором. Первым его заказом стала иллюстрация к статье «Успех — это работа в Нью-Йорке»:

 

В этой и других иллюстрациях в начале своего творческого пути он использует технику, разработанную еще во времена учебы в колледже. Ее суть заключается в сочетании рисунка и оттиска (эстампа). Давайте разложим все по полочкам. Прежде всего, перед началом работы Энди подготавливал несколько листов бумаги. На одном из них — таком, который медленно впитывает краску — он рисовал изображение. После этого он прикладывал к этому листку другой — уже такой, который впитывает краску быстро — и вуаля! На втором листке появлялся отпечаток — почти эстамп и почти рисунок. Этот второй лист бумаги с отпечатанным рисунком был создан словно отрывистыми линиями, как будто бы небрежно, но одновременно инновационно и стильно. Если присмотреться к иллюстрации выше, вы непременно увидите отрывистую структуру изображения. Эти прерывистые линии стали не просто его фишкой, но и разумным подходом к работе — так за один раз можно создать сразу два изображения, которые несколько отличаются штрихами. Эти изображения, к тому же, можно по-разному раскрасить, как следствие заказчик сможет выбрать себе иллюстрацию по вкусу среди большего количества вариантов, а Энди сделает меньше работы. Вообще, идея автоматизировать свою работу будет мотивировать Энди Уорхола к инновационным экспериментам, которые заслужат ему славу истинного новатора.

Уорхол был предпринимателем. Он начал свою карьеру в 1950-х годах как коммерческий иллюстратор, получая значительный доход для финансирования своих художественных начинаний. Значительная часть заказов поступала от обувной компании «Миллер Шуз», для которой Уорхол регулярно создавал рекламные изображения:

Рекламное изображение для компании «Миллер Шуз», Энди Уорхол. (Перевод надписи, созданной рукой Энди Уорхола: «Вечерний туфель, красивый туфель»)
Рекламное изображение для компании «Миллер Шуз», Энди Уорхол. (Перевод надписи, созданной рукой Энди Уорхола: «Вечерний туфель, красивый туфель»)
Рекламные изображения для компании «Миллер Шуз», Энди Уорхол
Рекламные изображения для компании «Миллер Шуз», Энди Уорхол

В это время Энди Уорхол часто использует позолоту для украшения своих изображений. Искусствоведы утверждают, что позолота в иллюстрациях стала отголоском детского опыта — маленьким мальчиком Энди часто посещал с родителями церковь, где впитывал красоту пышно украшенных иконостасов.

Со временем Уорхол становится на ноги в большом и перспективном Нью-Йорке. Ему дают больше заказов на иллюстрацию, и это, конечно, неплохо, однако молодой амбициозный художник никогда не хотел быть просто иллюстратором. Помните? «… жить в этом мире и быть в нем главным». Поэтому уже в середине 1950-х годов Энди участвует в художественных выставках. Его, конечно, воспринимают не слишком восторженно, но Уорхол знает, что присущий ему труд – это искусство, и он продолжает искать себя. В этих поисках он обращает свое внимание на новое модное направление, в котором уже начало работать несколько художников — этим направлением стал знаменитый поп-арт. Поскольку Уорхол вырос во время подъема послевоенной потребительской культуры в США и Англии, он понимал преимущества конвейерных линий в производстве. Стремясь автоматизировать свою работу, он использовал любые вспомогательные средства — среди них была и техника, и живые люди — ассистенты его студии. Любые инновации, которые могли превратить объект искусства на продукт производства, Уорхол охотно применял в своей работе. Он был в когорте тех художников, которые дискредитировали искусство как духовную деятельность и превратили его в производство.

Мы уже начинаем улавливать нотки недовольства в ваших мыслях. Но придержите коней и давайте попытаемся понять, почему коммерциализация художественной деятельности не так уж и плохая идея, какой она кажется на первый взгляд. Дело в том, что Уорхол не просто превратил искусство на продукт, он успешно сбалансировал коммерцию, философию и авангардизм. На протяжении своей карьеры он постоянно пытался экспериментировать в новых средствах массовой информации — издательской деятельности, кино, музыкальном производстве, телевидении, моде, театре — и часто сотрудничал с художниками и брендами. Как он к этому пришел?

Все началось с бутылки колы. В 1962 году Уорхол создает ее изображения:

«Кока-кола 2», Энди Уорхол, 1962 год
«Кока-кола 2», Энди Уорхол, 1962 год

Это изображение вызывает смятение, но оно легло в основу творчества Энди Уорхола. Суть изображение лучше продемонстрируют строки из книги художника:

«Ты смотришь телевизор и видишь кока-колу; и ты знаешь, что президент пьет кока-колу, Лиз Тейлор пьет кока-колу и, только представь, ты тоже можешь пить кока-колу! Это действительно соответствует американской идеи равенства».

И таких бытовых предметов, которые объединяют тысячи американцев, Уорхол изобразил сотни. На одной из выставок в 60-х — именно в это время Уорхол превратился из иллюстратора на поп-арт художника — он презентовал картины так, чтобы они напоминали полки в супермаркете. Это было логичным шагом, поскольку сами картины изображали и колу, и гамбургеры, и банкноты. Такие арт объекты четко описывали идолов, которые руководили людьми в поствоенные время. Деньги и вещи. Вещи и снова деньги. До Уорхола никто не брался за такие простые предметы изображения. До Уорхола никто не показывал наше потребительство как философию, которая управляет миллиардами людей во всем мире.

Кроме кока-колы, фаст-фуда и денег, суп от «Кэмпбелл» также удостоился участия в выставке. Этот продукт неизменно продавался с прилавков супермаркетов десятилетиями. Его ели так часто, что никто и не задумывался, какой весомой частью жизни эта продукция стала. И художник рисует 32 консервные банки этого супа. Из 32 изображений только одно он выполнил масляными красками — остальные были созданы в технике шелкографии — одного из видов цветной печати. Картины с супом были сложены друг на друга — как на полке магазина — и каждая картина представляла отдельный вкус. Самое интересное, что люди не просто удивленно осматривали выставку юного художника, они даже покупали некоторые картины, а это свидетельствует о принятии и заинтересованности. Очевидно, такое искусство отвечало на запросы общества. Несколько «банок супа» было продано прямо на выставке. Однако в последний момент Уорхол и его помощник передумали — не продавать нужно эти картины, а объединить в одну, решили они. Так было сохранено целостную серию с «32 консервных банок супов «Кемпбелл».

Серия изображений супов от «Кэмпбелл», Энди Уорхол, 1962 год
Серия изображений супов от «Кэмпбелл», Энди Уорхол, 1962 год

Обратим внимание на то, что 31 изображение консервов было напечатано, а не нарисовано красками. Автоматизация работы, постоянный репринт — это то, что можно считать одной из отличительных особенностей творчества Уорхола. И это также причина того, почему ему было так легко возвращаться к старым работам и снова представлять их публике через определенный промежуток времени. Печатая, он имел возможность постоянно экспериментировать с уже готовыми работами и создавать новые вариации. Поэтому не удивляйтесь, когда на запрос «Мэрилин Монро Уорхола» гугл найдет не одно изображение, а десятки. Вот одна из серий портретов Монро, созданных художником в 60-х:

Серия портретов Мэрилин Монро, Энди Уорхол, 1964 год
Серия портретов Мэрилин Монро, Энди Уорхол, 1964 год

Напечатанные изображения Мэрилин Монро Энди Уорхол выбрал не случайно — она ведь стала неотъемлемой частью поп-культуры и её самой известной представительницей. После своей смерти она стала идолом, поэтому как личность Мэрилин Монро была идеальным объектом для творчества Уорхола. Кроме Монро, Уорхол создавал репринты с Элвисом Пресли и Элизабет Тейлор — другими именитыми кумирами. Учитывая, что общество идеализировало этих людей и стремилось подражать им, Энди принял удачное решение относительно трансформации их портретов на продаваемые открытки и картины. Как представитель потребительского общества и художник, Энди Уорхол улавливал тенденции и ярко отражал их в творчестве.

Но он не ограничивался самой лишь печатью – художник также известен как режиссер. Его фильмы принадлежат к андеграунду, поскольку в них практически не было сюжета. Чтобы лучше понять, что же Энди Уорхол снимал, мы укажем лишь на один факт — в первом фильме с таинственным названием «Сон» (1963 года) он снял человека, который спит. Фильм был сделан без монтажа, поэтому зритель мог целых 5 часов и двадцать одну минуту наблюдать за спящим обнаженным поэтом Джоном Джорно. У Уорхола было много таких кинопроб, они отличались по тематике, но все до единой были неформатом и притчей во языцех среди признанных режиссеров. Однако благодаря некоторым из этих фильмов молодые актёры начинали свою карьеру. Сотрудничество с господином Уорхолом становилась для них трамплином к успеху, потому что их замечали другие режиссеры — и Энди это нравилось.

Только один из фильмов, снятых Уорхолом, стал коммерчески успешным — это были «Девушки из Челси» (1964 года):

Киноафиша «Девушки из Челси», Энди Уорхол
Киноафиша «Девушки из Челси», Энди Уорхол

Быстрый подход Энди к работе, его нестандартное и смелое мышление побудили заказчиков к новому сотрудничеству с ним, а неординарных личностей — объединяться вокруг него. Обычно молодые художники, звезды и просто друзья приходили на Серебряную фабрику Уорхола, где могли позволить себе все — и отдохнуть, и подурачиться, и даже сняться в фильме Уорхола или ассистировать ему в процессе работы. Многие из арт-продуктов на фабрике были созданы ассистентами под руководством Уорхола — для него коллективное творчество было не посягательством на статус художника, а скорее одним из способов работы. Более того, Уорхол не стеснялся искать идеи, консультируясь со знакомыми. Он любил слушать советы по поводу того, что было бы актуально изобразить. Не все идеи он перенимал, конечно, но некоторые из них воплощал в реальность — его приближенные, как видим, были одновременно и его вдохновителями, и соратниками.

Открытость к идеям позволила Уорхолу попробовать себя в различных видах деятельности, в частности дизайне пластинок для музыкантов — «Роллинг Стоунз» («The Rolling Stones»), к примеру, заказали в него разработку обложки для альбома «Стики фингерз» («Sticky fingers»). А желание постоянно присутствовать среди бомонда побудило снимать собственные шоу, как например: «Энди Уорхол ТВ» («Andy Warhol’s TV») и «Энди Уорхол Фифтин Минетс» («Andy Warhol’s Fifteen Minutes»). Последнее четко соответствовало его цели позволить каждому иметь свои 15 минут славы.

В конце своей жизни Энди завещал все свои деньги использовать на поддержку молодых художников, что подтверждает его стремление создавать благоприятные условия для развития своих молодых коллег. В конце концов, в ретроспективе становится понятно, что этому художнику удалось «стать главным» в своей сфере. Мечты юного Андрея воплотились в реальной жизни взрослого Энди.

Мы разделяем цель Энди Уорхола и побуждаем к раскрытию талантов. К вашему вниманию — широкая подборка мастер-классов, на которых можно попробовать различные техники работы и выразить свою философию через творчество. Мы не ограничиваем фантазию наших гостей — только помогаем ей воплотиться в произведение искусства. Кроме этого, к вашему вниманию — лекции по истории искусства, где вы сможете узнать больше о художниках и их творчестве.

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам