Диего Веласкес — живописец бедняков и Габсбургов

Позвоните сейчас и закажите

Диего Родригес де Сильва и Веласкес — это художник, который создавал лучшие портреты своего времени, экспериментировал с пространством и композицией на своих картинах и имел едва ли не самое большое влияние на последующие поколения. Вариации на тему Веласкеса будут писать Пабло Пикассо и Фрэнсис Бэкон, а Эдуард Мане создаст целую серию картин, вдохновленный испанской темой. К творчеству Веласкеса будут обращаться все будущие поколения художников. Даже самые революционные из тех, кто будет утверждать, что «Лувр нужно сжечь» будут отмечать, что сначала оттуда нужно «вынести Веласкеса». Что же такого было в творчестве крупнейшего мастера золотого века испанской живописи? Чем Веласкес завоевал сердца и умы своих коллег сквозь века? Почему ради картин Веласкеса в Прадо едут тысячи туристов?

В начале XVII века Иберийский полуостров был одним из самых успешных регионов Европы. Кроме того, это был оплот Контрреформации и главный поборник католической веры. Кульминацией борьбы против Реформации стало правление Филиппа II (1527 — 1598). Во время правления Филиппа III (1578 — 1621) был расцвет литературы во главе с Мигелем Сервантесом. Филипп IV (1605 — 1665) был покровителем художников во главе с Диего Веласкесом.

На живопись Испании XVII века, как и остальной Европы влияла итальянская живопись. Венеция, Флоренция, Рим были местами паломничества для художников, а художественные произведения итальянских художников считались непревзойденными. Католическая церковь пыталась укрепить свою власть в борьбе с протестантами и использовала живопись, как один из главных инструментов укрепления своей власти. Чтобы стать ближе к людям, церковь нуждалась в большем реализме религиозной живописи. Задачей художников было создание таких композиций на религиозную тематику, с которыми могли бы себя идентифицировать миряне.

Диего Веласкес родился в 1599 году в Севилье, в семье которая эмигрировала из Португалии. Он был старшим среди восьми детей. В десять лет он пошел учиться у севильского художника Франсиско Эрреры Старшего. Но характер наставника был слишком суров и юный Диего не выдержал злого рока. Через год молодой ученик перешел в мастерскую Франсиско Пачеко, где провел шесть лет. Этот опыт многое дал Диего, его учитель был последователем Рафаэля и Микеланджело, писал трактат по живописи и был цензором церковной живописи при священной инквизиции в Севилье. Здесь Веласкес подружился с другим великим испанским художником Франсиско де Сурбараном. Впоследствии Веласкес женился на дочери Пачеко. Это должно было способствовать получению заказов на картины.

Живописная школа Севильи была лучшей в Испании в первой половине XVII века.   Франсиско де Сурбаран (1598 — 1644) писал картины, пропитанные мифической атмосферой и пользовался большим спросом среди монастырей. Бартоломе Эстебан Мурильо (1617 — 1628) писал жизни простых людей, бедных детей и низшие слои общества, указывая на невероятное социальное расслоение. Севильские художники были популярны не только на родине. Картины им заказывали генуэзцы, фламандцы и голландцы.

Любимым жанром севильцев был бодегонес — это бытовые сценки из жизни простых людей. С бодегонеса начинал и Диего Веласкес. На таких картинах часто изображались трактиры (в переводе с испанского — бодегон) с людьми, которые сидели за столами, что-то ели и пили. Такие бытовые сцены имели и аллегорический или религиозный характер. Появился же в Испании этот жанр благодаря влиянию Южных Нидерландов, принадлежащих испанской династии Габсбургов. Бытовые сцены Питера Артсена (1508 — 1575) и Иоахима Бейкелара (1530 — 1573) оказали значительное влияние на творчество испанских художников.

Диего Веласкес

В 1617 году Веласкес получает звание мастера и получает право на самостоятельную работу, открытие мастерской и обучения учеников как член гильдии живописцев Севильи.

В севильский период между 1617 и 1622 годами, Веласкес написал девять картин в жанре бодегонес, которые стали началом его творческой карьеры. Ранние работы Веласкеса имеют значительное влияние Караваджо. Темный фон, четкость и реализм композиции, светотеневое моделирование — все это указывает на принадлежность к караваджизму. Творчество Караваджо было полной противоположностью идеалистическому культу прекрасного в итальянском Ренессансе. Он писал представителей низших слоев населения с грубыми чертами лица, в бедной одежде, и босыми грязными ногами в библейских сценах. Караваджо изображал святых с лицами и телами полными страдания и следов старения. Веласкес смягчил стилистику караваджизма, используя много оттенков землянистого цвета.

Но Веласкес не хотел останавливаться на жанре бодегонес. Он мечтал стать придворным живописцем короля Испании. Правда получилось это у него не с первого раза. В 1622 году художник впервые едет в Мадрид. Там он пишет «Портрет поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе», который ныне хранится в Музее изящных искусств Бостона. Несмотря на надежду, что эта картина поможет ему попасть в королевский двор, он вынужден был вернуться в Севилью ни с чем. Однако, уже через два месяца, Веласкес снова возвращается в Мадрид. Поводом для возвращения стала смерть придворного художника Родриго де Вильяндрандо. Его «Портрет Филиппа IV с просьбой», не сохранился до нашего времени, но так понравился королю, что Веласкес получил не только должность придворного художника, но и личную клятву короля, которая была позаимствована у Александра Македонского, который в свою очередь принес ее Апеллесу: «никто, кроме тебя, не будет меня больше писать».

С 1629 по 1631 год Веласкес путешествует в Италии. Здесь, вдохновленный итальянскими мастерами, Веласкес меняет свою манеру письма. Его живопись становится не такой темной, а натуру художник начинает изображать в ярком свете. Наследование Караваджо меняется формированием своего живописного языка.

В 1634 году Филипп IV назначает Веласкеса ответственным за оформление интерьеров нового королевского дворца в Буэн-Ретиро. В это же время художник пишет картины, прославляющие военные победы Испании. «Сдача Бреды» является самой известной работой того периода. Композицию для этой монументальной работы испанец позаимствовал у непревзойденного мастера итальянского проторенессанса Джотто ди Бондоне.

В 1648 году Веласкес во второй раз едет в Италию по поручению испанского короля. Он должен был приобрести античные скульптуры и живописные картины для пополнения королевской коллекции. Кроме того, у него была и дипломатическая миссия. Так он провел переговоры с папой Иннокентием Х и написал его портрет, который показался настолько удачным, что с него было сделано много копий для размещения в официальных резиденциях. А уже в ХХ веке, Фрэнсис Бэкон напишет свою версию этой картины выдающегося испанца.

В Неаполе, который принадлежал в то время испанской короне, Веласкес познакомился с придворным художником Диего Риберой и приобрел его картины для королевской коллекции в Мадриде.

Во время этого путешествия Веласкес пишет свою единственную обнаженную натуру «Венера перед зеркалом», которая хранится в Национальной лондонской галерее. Дело в том, что испанские художники не имели права писать обнаженную натуру. Поэтому в Испании Веласкес такого эксперимента позволить себе не мог, а в Италии, которая была территорией живописной свободы он мог обратиться к этой теме.

Диего Веласкес

В 1651 году Веласкес возвращается в Мадрид. По возвращении он пишет две самые известные свои картины: «Фрейлины» и «Пряхи». Обе картины имеют очень необычную композицию, вдохновение для которых испанец нашел в работах фламандского художника раннего Возрождения Яна ван Эйка.

Впервые Веласкес объединяет жанры и экспериментирует с глубиной пространства в картине 1618 года «Христос в доме Марфы и Марии». На первом плане изображен интерьер дома и две женщины. Молодая женщина что-то перетирает в ступе. На столе идеально написанный натюрморт: чеснок, рыба, яйца, перец и кувшин. Основной религиозный сюжет — Христос и две сестры из Вифании — занимает маленькую часть картины на заднем плане. Точно не известно, религиозный сюжет — это картина на стене, отражение в зеркале или вид из окна.

К такому приему Веласкес вернется затем в картине «Пряхи», где на первом плане будут изображены женщины, которые прядут на огромных станках. Они будут сидеть в позах иньюди с плафона Сикстинской капеллы, кисти Микеланджело, которых Веласкес видел во время своего пребывания в Риме. На заднем плане изображена иллюстрация древнегреческого мифа о богине Афине и смертной женщине Арахне, которая осмелилась бросить вызов богине в умении прясть. Несмотря на то, что Арахна выиграла соревнование с Афиной, богиня обрекла женщину, превратив ее в паучиху, которая вынуждена была всю жизнь прясть.

Аналогичный прием, правда еще более сложный у Веласкеса используется и в картине «Фрейлины», где художник пишет свой автопортрет перед огромным холстом. Он как будто бы изображает на нем инфанту Маргариту с фрейлинами, но на самом деле он стоит за ее спиной. Подсказкой выступает изображение в зеркале: король и королева позируют придворному художнику для общего портрета (кстати, общий портрет королевской четы Веласкес никогда не писал). Игра с пространством на этом не заканчивается. На заднем плане видно, что из комнаты выходит мужчина, открывая еще одно пространство. Такие замысловатые приемы композиции не могли оставить равнодушным такого ценителя живописи, как король Испании. В 1659 году Веласкес получает титул рыцаря Ордена Сантьяго.

Диего Веласкес

Через год он едет во Францию для обсуждения «Пиренейского мира» и улаживания всех вопросов о заключении брака между дочерью испанского короля Марией-Терезией и французским королем Людовиком XIV. Это была последняя миссия Веласкеса, по возвращению из которой его охватила лихорадка и 6 августа 1660 Диего Веласкес умирает. Его похоронили со всеми рыцарскими почестями в церкви Иоанна Крестителя в Мадриде. А через год после смерти ему присвоили посмертный титул рыцаря Сант Яго.

Значительное влияние на Веласкеса имел его старший современник Рубенс, который был главным представителем барокко в южной части католических Нидерландов. Следует отметить, что слава Рубенса быстро распространились по всей Европе, в то время как имя Веласкеса долго было неизвестно за пределами Испании. Возможно это связано с различным темпераментом двух гениев. Рубенс знал, что заказчикам нравятся эмоциональные сцены с сильными чувствами и динамизмом композиции. Он использовал эти приемы и в больших алтарных композициях, и в исторических картинах. Картины же Веласкеса обычно полны спокойствия и равновесия.

Как колорист Веласкес не уступал Рубенсу. Но Диего Веласкес предпочитал приглушенные тона, которые якобы подчинялись таинственному поэтизму его работ. В XIX в. такая трактовка цвета в конце концов получила достойное признание. Эдуард Мане назвал Веласкеса «художником среди художников» («Le peintre des peintres»). Картины Веласкеса, едва ли не впервые в истории, обращаются в первую очередь к зрению, а не к разуму.

Переливы серого фона Портрета придворного шута Пабло с Вальядолида Мане описывает как «возможно, самый выдающийся образец живописи среди всех, которые были когда-либо созданы». В общем импрессионисты считали Веласкеса своей предтечей. Они стояли на том, что Веласкес создал концепцию чистого видения, которая была основой импрессионизма.

Подробнее о золотом веке испанской живописи и творчестве Диего Веласкеса расскажем на онлайн курсе «История европейского искусства». Больше почитать о лучших художников разных эпох можно на сайте Арт-студии «Лихтарик» в разделе Блог.

Любой мастер-класс или лекцию можно подарить в виде подарочного сертификата.

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам