Джотто ди Бондоне

Позвоните сейчас и закажите

Если спросить обычного встречного о самом выдающемся художнике всех времен, то скорее всего будет упомянуто имя Леонардо да Винчи, Рембрандта ван Рейна, Питера Пауля Рубенса, Рафаэля Санти или Казимира Малевича. И очень маловероятно, что обычный прохожий вспомнит о великом Джотто ди Бондоне — художнике, который произвел революцию в искусстве, построил мост между средневековой традицией и ренессансом.

Существует легендарная история о том, как юного Джотто, который пас скот и рисовал на камне овцу увидел Чимабуэ (еще один удивительный художник Проторенессанса) и взял к себе в ученики. Настолько поэтической была их первая встреча точно не известно, но Джотто определенное время учился в мастерской Чимабуэ.

События жизни Джотто разворачиваются на пересечении XIII и XIV веков. У Чимабуэ было много заказов и он был самым востребованным мастером своего времени. Он буквально возрождал итальянское искусство после длительного периода упадка. Падение Рима, военные набеги варваров, значительная потеря античного наследия откинуло итальянское искусство на столетия назад. И вот родился Чимабуэ, который на основе византийской традиции начал творить итальянское искусство, а Джотто подхватил эту эстафету и сделал квантовый скачок в итальянском искусстве. Этот скачок Джотто имел значительное влияние не только на итальянских художников, он был определяющим для развития всего европейского искусства.

Джотто ди Бондоне родился около 1267 года в Тоскане, где будет работать подавляющее большинство своей жизни. Флоренция будет его домом. Дружба с вторым человеком, без которого невозможно представить Ренессанс — Данте Алигьери будет плодотворной и принесет много полезного для будущих поколений.

Если Чимабуэ отверг архаичные композиции и изменил колорит церковной живописи, чем обусловил начало Ренессанса, то Данте написал «Божественную комедию» не на латыни, а на разговорном языке. Это открыло своеобразный «ящик Пандоры» и дало возможность художникам писать трактаты о своей технике и новые открытия разговорным языком, который был доступен и молодому поколению художников.

Джотто прожил долгую жизнь, около 70 лет. Всю жизнь он плодотворно и много работал над алтарными образами, фресковыми циклами, мозаиками и архитектурными проектами. Наследие Джотто огромно и к счастью, многие его работы дошли до нашего времени.

В XIII — XIV веках художники, насколько бы гениальными они не были, в обществе воспринимались исключительно как ремесленники. Поэтому до уникального исследования Джорджо Вазари (1511 — 1574 годы) биографией художников никто особенно не интересовался. Именно Вазари дает показания о том, что Джотто происходит из семьи земледельцев из Веспиньяно и о его встрече в поле с Чимабуэ. В то же время, Данте (современник и друг Джотто) утверждает, что его отдали учиться в мастерскую ткача, откуда юный Джотто бежал в художественную мастерскую Чимабуэ. Поскольку Вазари славится своими красноречивыми историями, то неудивительно было бы украсить и версию знакомства Джотто с Чимабуэ. Считается, что продолжил свое обучение Джотто в Риме в мастерской Пьетро Каваллини, который был главным художнику Рима в свое время, а также длительное время работал при дворе короля Карла II Анжуйского. Главной особенностью работ Каваллини была его попытка создания объемных фигур. Эту манеру перенял и развил Джотто.

Мозаики Джотто, созданные в старой базилике Святого Петра, к сожалению, погибли во время перестройки храма в XVI веке. Но самые масштабные фрески Джотто в Падуе до сих пор радуют туристов. В 1303 году падуанский торговец и банкир, член рыцарского ордена Гауденти Энрико Скровеньи пригласил Джотто для росписи своей семейной капеллы. Энрико Скровеньи был первым меценатом, которых впоследствии будет немало в ренессансной Италии. Его заказ росписи капеллы дель Арена действительно историческое событие. В 1330 году Скровеньи получает в собственность городок Арена ди Падова с дворцом, церковью, виноградниками и руинами древнеримского амфитеатра. Единственное сооружение, сохранившееся с тех пор — капелла с фресками Джотто.

Необходимость создания семейной усыпальницы была обусловлена тем, что отец Энрико, Реджинальдо был настолько строгим ростовщиком, что местный священник запретил его захоронение на территории городской церкви. Данте описывает эту историю в «Божественной комедии» когда душа Реджинальдо попадает в ад, а затем стараниями Энрико может подняться в чистилище.

Именно амбициозный замысел Скровеньи и гений Джотто создают революцию в искусстве и устанавливают своеобразный водораздел между средневековыми изображениями и новейшими фресками. Джотто впервые исследует глубину пространства и делает ее главной задачей живописи. Он моделирует предметы тенью, придает фигурам объема и телесности. Свет становится важным элементом живописи и именно с Джотто исследование света в живописи берет свое начало. А светотень, которую доведет до совершенства еще один итальянский гений — Караваджо да Меризи — берет свое начало в падуанских фресках Джотто. Здесь хочется заметить, что у него не было никаких предпосылок для такого стремительного развития искусства, только наработки Каваллини и Чимабуэ, которые как зернышко упали на плодородную почву гению Джотто.

Джотто писал фрески в технике, в которой впоследствии будут работать все крупные фрескисты (включая Микеланджело и его роспись плафона Сикстинской капеллы) — «Буон фреско». В этом случае краски наносятся по мокрой штукатурке, что делает росписи более устойчивыми. Те же краски, которые наносятся по сухому (к примеру, ультрамарин) получают значительные повреждения со временем. Исследователи Падуанских фресок посчитали количество стыков между различными слоями штукатурки и выяснили, что Джотто со своей мастерской работал над росписями 852 дня. На стенах капеллы Джотто как будто бы рассказывает историю жизни Девы Марии и Иисуса Христа. Это настоящая Библия для неграмотных, хотя капелла и не была рассчитана на большое количество посетителей.

Джотто ди Бондоне

Религиозные сюжеты в исполнении Джотто выглядит как бытовые. Он отказывается от традиционного золотого фона и располагает персонажей на лоне природы или архитектуры. Хотя природа и архитектура еще проработаны не в совершенстве – нет глубокой перспективы, и все же это невероятный шаг вперед к реалистическому изображению.

Фигуры Джотто выглядят монументально, художник привлекает наше внимание к жестам. Его фигуры очерчены густым контуром, одежда выполнена большими пластами локальных цветов. Манера письма в Джотто, как и у его предшественников гладкая.

Здесь хочется остановиться и внимательно посмотреть на фрески Джотто. После всего визуального контента, который мы потребляем в XXI веке и невероятных шедевров Высокого Возрождения и Барокко может показаться, что Джотто просто один из архаических средневековых художников. Но здесь стоит остановиться, отложить свой визуальный опыт и осознать время в котором жил Джотто. Абстрагироваться от современности и понять, что ни Микеланджело, ни Рубенс и последующие живописные достижения, и революции, которые в свою очередь повлияли на наше визуальное настоящее были бы невозможны без революционных изменений, которые совершил Джотто.

Среди шедевров Джотто сохранились фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи и церкви Санта-Кроче во Флоренции. В 1328 — 1333 годах он работает в Неаполе при дворе короля Роберта Анжуйского, где расписывает большой зал дворца. Король дает художнику титул «придворного». Судя по тем незначительным данным, которые дошли до нас, художник имел большое уважение при дворе. Фрески Джотто в Болонье погибли, как и мозаики в Риме и фрески дворца Висконти в Милане.

Но кроме живописи у Джотто еще есть непревзойденный архитектурный объект — «Кампанила Джотто» — колокольня Санта-Мария-дель-Фйоре (легендарного флорентийского собора, который начали строить в 1296 году, а купол которого построит Филиппо Брунеллески после победы в конкурсе 1418 году. Строительство купола будет продолжаться до 1436 года). К архитектурным решениям Джотто пришел благодаря поиску синтеза искусств. Он едва ли не первый в постантическую эпоху, кто развивал идею синтеза, которая станет выдающейся для следующей половины тысячелетия.

На пике своей творческой карьеры Джотто создает «Мадонну Оньиссанти» для алтаря церкви Всех Святых. Второе название этой композиции «Маэста» («Мадонна на троне со святыми»). Сейчас картина хранится в Галерее Уффици во Флоренции.

Уникальной эту икону делает удивительная телесность Богоматери. Она выглядит как реальная женщина, а не как образ из икон предыдущих веков. Однако, святые фланкируют Мадонну с двух сторон, что указывает на традиционность композиции. Ангелы, держащие вазы с белыми лилиями и красными цветами — это с одной стороны натюрморт в иконе. Еще один уникальный способ Джотто изменить религиозное искусство. А с другой стороны, это традиционные символы непорочности Девы Марии и крови Иисуса Христа. Среди всех персонажей на иконе на зрителя смотрит только Богоматерь, будто подчеркивая свою роль заступницы и защитницы человечества.

В живописи Джотто всю жизнь пытался преодолеть византийскую иконописную традицию. После него живопись не будет такой как раньше. Он откажется от условного золотого фона. Он начнет строить композицию не так как того требует канон, а так как ее видит он, художник. Он перенесет библейские истории в природный или урбанистический пейзаж. Он начнет разрабатывать глубину пространства. Он начнет продумывать перспективу. Он сделает фигуры объемными. Он начнет экспериментировать со светом и тенью. Он начнет опираться в живописи на реальность и природу. И когда он достиг вершины живописного мастерства занялся архитектурой.

Завершается карьера Джотто масштабным архитектурным проектом. Джотто с 1334 года становится главным архитектором Санта-Мария-дель-Фьоре. Его назначают на эту должность после смерти Арнольфо ди Камбио, который занимался строительством. В это время Джотто спроектировал Кампаниле (колокольню) и барельефы колокольни, которые воплотил в жизнь Андреа Пизано (еще один гений эпохи Возрождения, но в скульптуре). Джотто не успел довести до конца строительство собора и кампанилы. Он умер, когда построили только первый этаж. Но его работу продолжили Андреа и Никколо Пизано (семья лучших скульпторов и архитекторов своего времени) и закончил Франческо Таленти — крупнейший флорентийский архитектор XIV века.

Санта-Мария-дель-Фьоре стала последним пристанищем для Джотто. Он был похоронен в этом соборе, а затем Лоренцо Медичи заказал и установил скульптуру Джотто в полный рост на его могиле.

Подробнее разобраться в периодизации Ренессанса, узнать больше имен гениев этой эпохи и выстроить четкую структуру развития искусства эпохи Возрождения вы сможете на онлайн лекциях по истории европейского искусства. Вы узнаете о главных вехах развития искусства, начиная от пещерной живописи до перформансов ХХ века. Мы поможем проложить путь сквозь эпохи и обозначить главные вехи, чтобы информация об искусстве, которую Вы знали раньше и узнаете в будущем укладывалась в схему. Вместе с нами Вы соберете пазл истории искусства.

 

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам