Винсент Ван Гог. Портреты

Позвоните сейчас и закажите

Один из самых известных нидерландских художников, Винсент Ван Гог родился в маленьком городке Грот-Зюндерт 30 марта 1853 года. Детство Винсента было довольно мрачным. За год до его рождения родители потеряли своего первенца. Семья была религиозной. Отец будущего художника был пастором. Мама Винсента имела эмоциональный характер, который передался и сыну.

Впоследствии в семье родились еще пятеро детей. Но уже взрослый Винсент поддерживал теплые отношения только с Тео Ван Гогом, который стал для художника настоящим другом и всегда поддерживал брата. Переписка Винсента и Тео переведена на многие языки и дает возможность лучше понять творческий путь и эмоциональные переживания Винсента.

Взрывной характер, который передался Винсенту от мамы имел влияние и на его творчество. Винсент мог долго разрабатывать какую-то тему в живописи, неистово рисовать, а затем уничтожить свои рисунки.

В 12 лет Винсента отдали в школу-пансион Зевенберга, а затем в школу Тилбурга. Оба города были далеко от дома, и Винсент чувствовал себя одиноко. Поэтому в 15 лет он убежал из школы и вернулся домой. А уже через год его на стажировку взял в свою компанию Goupil & Cie его родной дядя.

Goupil & Cie – это компания, которая активно занималась куплей-продажей картин в Европе, а затем и в США. Рынок арт-дилеров рос, а вместе с ним развивалась и компания. Сначала Винсент получил работу в Гааге, а в 1873 году его перевели в филиал в Лондоне. Работа арт дилера позволила молодому Ван Гогу лучше разобраться в искусстве, вживую увидеть прекрасные образцы картин старых мастеров и современных художников.

В это же время Винсент сталкивается с несчастной любовью и начинает глубокое погружение в религию. В общем, религия всю жизнь имела огромное влияние на творчество Ван Гога. Хоть это и не всегда очевидно с первого взгляда.

Винсент Ван Гог

1 апреля 1876 года Винсент увольняется с работы. Начинается длительный период безденежья, творческого поиска и художественного становления. Винсент поехал миссионером в Бельгию, но не смог найти общий язык с местными церковниками. Он был поражен той бедностью в которой жили люди.

В то же время, Теодор Ван Гог строил удачную карьеру торговца картинами. И именно Тео предложил брату посвятить себя живописи. Первой школой живописи для Винсента, который решил серьезно заниматься искусством, стала мастерская голландского художника Антона Раппада. Винсент брал уроки в Брюсселе и посещал курсы в Королевской академии изящных искусств.

Впоследствии, Винсент познакомился с Антоном Мауве — прекрасным акварелистом с высоким уровнем технического мастерства. Мауве помог Ван Гогу повысить уровень своего мастерства. Однако, где бы ни учился Винсент, он всегда ссорился со своими учителями. Дело в том, что Винсент иначе видел мир. Он не хотел слепо наследовать античные каноны и идти по пути академизма. Поэтому, Винсент решил, что есть только один город, где можно найти свой авторский почерк — Париж. Здесь Винсент как будто бы впервые увидел солнце, он понял, что его живописи нужен свет. Именно жажда солнечного света толкала его дальше на юг, в Арль.

Во Франции Ван Гог знакомится с Полем Синьяком и его пуантилизмом. Новая живописная техника имела большое значение для Винсента. В Париже Винсент встречает Поля Гогена — рокового персонажа в своей жизни.

В течение десяти лет плодотворной живописной карьеры Винсент изменил одиннадцать различных локаций в поиске своего места, своего почерка и авторского стиля.

У Винсента в каждом творческом периоде было много портретов. Он писал, как собственные автопортреты, так и изображения своих друзей и людей, которые его окружали.

Его сострадание к людям, которые жили за чертой бедности и невероятно тяжело работали, отображается не только в ранней работе «Едоки картофеля», но и в «Портрете крестьянки в красном платке», написанном во время пребывания в Ньюенене (Северный Брабант), в апреле 1885 года. В это время Винсент пишет много крестьянских портретов. Главное вдохновение Ван Гог берет в работах Франса Халса, он использует большие кисти и наносит пастозные мазки, вылепливая форму лица таким образом, что можно разглядеть чуть ли не каждый мазок массивной кисти.

Винсент стремился создать новый тип современного портрета. Он пытался передать характер человека с помощью своей экспрессивной манеры и ярких контрастных цветов. Портрет «Молодой человек в кепке», написанный в Арле в декабре 1888 года является прекрасным образцом портеров Ван Гога. Чувствуя невероятную силу солнечного Арля, Винсент приходит к выводу, что современный портрет должен быть без теней и полон яркого света и цвета.

Винсент Ван Гог

Несмотря на то, что карьера Винсента Ван Гога продолжалась всего десять лет, он успел написать тридцать девять автопортретов за пять лет. Тридцать семь автопортретов написанные масляными красками и два — графические. Таким образом Винсент стал самым продуктивным автором автопортретов в истории европейской живописи. Только один его предшественник имел большее количество собственных портретов. Это был Рембрандт. Однако, Рембрандт занимался живописью не один десяток лет, а в четыре раза дольше. Продуктивный период работы Рембрандта длился сорок четыре года. Поэтому мы можем только представить сколько бы изображений Винсента до нас дошло, если бы его жизнь трагического не оборвалась так рано.

Поэтому неудивительно, что лицо Винсента Ван Гога одно из самых узнаваемых в истории искусства. Почти все картины художника подписаны именем «Vincent». Он выбрал эту подпись, потому что понимал, что мало кто за пределами Нидерландов сможет правильно прочитать его фамилию. А запомнить его будет непосильной задачей. Разве мог представить себе художник, что его имя и фамилия будут известны каждому от мала до велика?

С самого начала своего живописного пути в Нидерландах и до последних дней во Франции, Ван Гог видел свою миссию в создании проницательных портретов обычных трудолюбивых людей, которые зарабатывали на жизнь тяжелым трудом и никогда не могли позволить себе заказать портрет у художника.

Первые пробы в написании портретов у Ван Гога были графические. Он рисует карандашом, мелом или чернилами. Часто смешивает техники для достижения необходимых ему эффектов.

Особого внимания заслуживают графические портреты Адриана Якоба Зуйдерланда, созданные в Гааге. Он был моделью Винсента много раз. Художник восхищался его стоической внешностью и мощным характером, который отображался во внешнем виде человека пожилого возраста. Нидерландский период портретной, и не только, живописи Винсента знаменует собой преобладание темных цветов. В его палитре еще много зеленого, землянистого колорита. Его масляные картины приковывают взгляд своей тяжестью атмосферы и строгости изображение реальной жизни. Ведь именно реализма стремился достичь Ван Гог, используя современные техники живописи и новый взгляд на то, что такое реализм.

Винсента не интересовала идеализация изображения. Художник стремился показать на холсте то, что видел собственными глазами и чувствовал.

Настоящая работа над автопортретами началась после переезда в Париж. Будучи выдающимся мастером автопортретов в истории, Винсент исследовал свое лицо с суровой тщательностью криминалиста. Именно поэтому, по автопортретам Ван Гога можно не только воссоздать его биографию в течении последних десяти лет его жизни, но и исследовать изменения его психического состояния, которое, к сожалению, со временем только ухудшалось.

Винсент Ван Гог

Ван Гог часто совмещал различные техники живописи в своих работах, как, например, на автопортрете, написанном весной 1887 в Париже. Сейчас эта картина хранится в Институте искусств Чикаго. По его волосах, бороде и лицу видны значительные плоскости наложенного пигмента, в то время, как жакет и фон, были сделаны в технике пуантилизма, которую Винсент позаимствовал у Поля Синьяка. Если в изображении лица используется довольно сдержанная палитра, то одежда и фон написаны яркими разноцветными точками.

Контрастной работой к предыдущему портрету является его работа «Автопортрет в соломенной шляпе», написанная весной 1887 года в Париже. В отличие от весенней пуантилистичной картины, автопортрет в шляпе написан экспрессивными крупными мазками краски. Используя прием закручивания кисти Винсент достиг эффекта контраста между шляпой и лицом, который подчеркивается более темным колоритом лица и светлой и ярко-теплой шляпой. Чтобы смягчить контуры Винсент использует прием живописи сухой кистью.

Париж стал буквально городом автопортретов художника. Здесь он создал двадцать шесть из тридцати девяти картин со своим изображением. И именно в Париже он начал экспериментировать с яркими цветами на портретах. Традиционно эту особенность его портретной живописи приписывают периоду переезда на юг Франции, особенно Арльского периода. Однако, «Портрет итальянки», написанный в декабре 1887 года в Париже разрушает этот стереотип. Яркие цвета и резкие оттенки моментально привлекают внимание к картине. Яркий желтый фон картины контрастирует с разноцветным нарядом женщины и красным платком на её голове.

Но это не первый подобный эксперимент художника, за несколько месяцев до «Портера итальянки» и Винсент пишет «Портрет папаши Танги», который открывает серию портретов с ярким колоритом. Папаша Танги (Жульен Франсуа Танги) был известным человеком в среде парижских художников.  Танги не только продавал краски, но и часто работал по бартеру. Он обменивал краски на картины художников, чьи работы не продавались. Между тем, Танги имел безупречный вкус и невероятное ощущение на будущие популярные картины. Танги увлекался живописью Ван Гога и с радостью обменивал краски на картины не признанного художника.

Не секрет, что Винсент увлекался японскими эстампами. Он брал много заимствований из японского стиля для своих работ. Поэтому, неудивительно, что Ван Гог решил написать портрет Танги на фоне японских эстампов. На этом портрете как будто бы встретились Восток и Запад. Танги хранил эту работу как большое сокровище до конца своей жизни. А после смерти модели, картину купил Огюст Роден, который также очень ценил живопись Винсента Ван Гога.

Последний парижский автопортрет Винсент написал перед отъездом в Прованс. «Автопортрет перед мольбертом», написанный на начале 1888 года показывает нам художника с палитрой и кистями в руке, который стоит перед мольбертом. Но мы не видим, что именно рисует художник. Он использовал импрессионистскую технику для изображения волос, пуантилизм для работы над одеждой и гармонизировал композицию за счет использования комплементарных цветов. Но несмотря на яркую палитру цветов, которую использовал Винсент, его глаза полны темноты, что указывает на его тяжелое психическое состояние во время работы над этой работой. Сложность изображения себя при психических обострениях Винсент описывает в письмах к сестре Вил. Она единственная кроме брата Тео с кем Винсент поддерживает отношения в семье.

Винсент Ван Гог

В субботу, 19 февраля 1888, Винсент Ван Гог садится в ночной поезд, следующий из Парижа на юг Франции. Там будет его последнее пристанище. Приехав поздно вечером в Арль, Винсент ищет комнату где переночевать. А уже через несколько дней начинает исследовать городок и искать моделей для новых портретов.

В июле 1888 года, он пишет очень элегантный и декоративный портрет «La Mousmé» («Молодая японка»), выполненный под влиянием японской живописи. Девушка держит в руках веточку олеандра. Скорее всего, кроме японских влияний Ван Гог здесь использовал аллегорию богини Флоры кисти Рембрандта ван Рейна. Во время работы над портретом художник читает новеллу «Мадам хризантем» Пьера Лоти, где Mousmé — имя молодой японской женщины, которая была одним из ключевых персонажей новеллы.

Еще один летний портрет 1888 года «Зуав, который сидит», сейчас находится в музее Ван Гога в Амстердаме. Яркий, цветной костюм привлекает все внимание на себя. К изображению Зуава Ван Гог обращался не один раз. Есть портреты в масле и графические работы карандашом и чернилами. Главная идея в портретах Зуава — демонстрация алжирской самобытности. Ван Гог передает ее через черты лица и традиционные костюмы.

Еще одним характерным персонажем Арльского периода Ван Гога является Почтальон Жозеф Рулен. В августе 1888 года Винсент писал своего любимого собеседника в местных кафе по крайней мере дважды. Однажды карандашом и чернилами, другой раз — масляными красками. «Я не знаю, способен ли я написать его так, как я его чувствую» напишет Винсент в своих письмах. Чтобы раскрыть образ Жозефа Рулена, Винсент обращался к его изображению с десяток раз. Кроме почтальона Ван Гогу позировала и его жена, и дети. Винсент часто приходил к ним в гости и за недолгое время, что художник жил в Арле они успели подружиться. А когда Винсент попал в больницу в 1889 году, Жозеф Рулен с женой посещали художника.

В портретах Жозефа Рулена Ван Гог экспериментировал с фонами. В картине с ярко-зеленым фоном и красным цветочным орнаментом картина выглядит декоративной. Зато в портрете на голубом фоне монументальная фигура Жозефа Рулена приобретает реалистичности, фигура почтальона как будто бы набирает вес.

Главной целью Ван Гога для переезда на юг, в Арль, была работа с яркими красками, возможность передать яркое южное солнце на холсте. Поэтому картины этого периода максимально яркие, наполненные горячим желтым цветом, без которого не представляется возможным представить живопись Винсента Ван Гога. Но несмотря на показной оптимизм его работ этого периода, душевное состояние художника ухудшалось. А вместе с ним и физическое состояние художника становилось все хуже. Подливали масла в огонь и отношения с Полем Гогеном, которым увлекался Ван Гог. Как результат, Гоген сыграл роль своеобразного палача в судьбе Винсента.

Начиная с автопортрета, который был написан в сентябре 1888 года, становится очевидным, что у Ван Гога остается немного времени. Он много времени лечится, продолжает писать и в больнице. Художник не прекращает разрабатывать и религиозную тему в своем творчестве. Так серия «Подсолнухи» имеет религиозное основание, а в сентябре 1889 года, меньше чем за год до своей смерти, он пишет Пьету по мотивам Делакруа. Однако делает картину в характерной для себя манере. Здесь Ван Гог наделяет Христа своими чертами лица. Однако, религиозная составляющая творчества Ван Гога — это тема отдельной статьи.

Больше узнать о Ван Гоге и о других известных мастерах, Вы можете на онлайн лекциях в арт-студии Лихтарик. А если Вы хотите попробовать технику живописи Винсента Ван Гога, то присоединяйтесь к нашим мастер-классам по масляной живописи, которые проходят каждый день. Лекции или мастер-классы можно подарить в виде подарочного сертификата.

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам