Величественные памятники архитектуры

Позвоните сейчас и закажите

Из всех видов искусства именно архитектура сопровождает нас каждый день. Мы не только окружены архитектурными решениями, но и живем непосредственно в архитектурных сооружениях. Возможно это слишком смелое утверждение, но именно с появлением архитектуры человек отделился от всех других живых существ.

Одни из самых древних архитектурных памятников бронзового века (3300 лет до н.э.) не очень похожи на архитектуру — это менгиры. Менгиры — это каменный столб высотой до 20 метров. Менгиры — это нечто промежуточное между скульптурой, которая возникла еще в палеолите и архитектурой, которая начинает свой путь развития. Со временем менгиры трансформируются в дольмены.

Дольмен — это, по сути, два менгира, которые держат на себе горизонтальную глыбу камня. С первого взгляда ничего сложного. Но, если проанализировать, то становится понятным, что это шаг к стоечно-балочной системе, которая стала основой архитектурных решений на тысячелетия. Но к этому мы еще вернемся.

Сочетание дольменов образует кромлех. Чтобы понять, что такое кромлех нужно представить Стоунхендж. Исследователи не имеют единого мнения относительно цели сооружения кромлехов. Вероятнее всего — это были культовые сооружения, посвященные поклонению солнцу. Как это ни странно, но именно культовые сооружения, а не жилье доходят до нас с древних времен. Ведь, в отличие от жилья, культовые сооружения строились крепче. Они должны были поражать тогдашних верующих и поддерживать власть служителей культа и первых правителей.

Продолжение темы строительства колоссальных культовых сооружений можно увидеть в Древнем Египте и на Ближнем Востоке. В то время как жилье людей строилось с не обожженной глины, грязи и тростника, пирамиды и храмы строились из камня. Пирамиды Гизы до сих пор поражают нас своим величием и не пониманием, как можно было построить эти геометрически идеальные сооружения без современных инструментов. На примере пирамид мы понимаем, что египтяне прекрасно владели алгеброй и геометрией, ориентировались в астрономии и имели значительные научные достижения в других областях.

Пирамиды

Благодаря египетской письменности мы знаем даже имена древних архитекторов. Так, пирамиду Джосера строил архитектор Имхотеп. К слову, пирамида Джосера имеет 6 гигантских ступеней и является первой крупной каменной постройкой в истории. По крайней мере из тех, что дошли до нашего времени. Его считают изобретателем пирамидальной архитектурной формы. В общем, Имхотепу приписывают и другие, не связанные с архитектурой изобретения. Так, его считают автором египетской медицины. Но если об архитектуре Египта и пирамидах знает хоть что-то каждый ребенок, то с архитектурой Месопотамии все не так просто.

Месопотамия или Междуречье — это территория в долинах рек Тигра и Евфрата, которая стала колыбелью европейской цивилизации и местом тысячелетних религиозных войн. Иран, Ирак и Сирия продолжают страдать от разрушений и до сих пор теряют бесценные архитектурные и скульптурные сокровища.

Вавилон и легендарная Вавилонская башня — это вероятно самый известный архитектурный объект на этой местности. Хотя Вавилонская башня благодаря библейской легенде воспринимается как нечто легендарное и не настоящее, она существовала на самом деле. Так называемый зиккурат Этеменанки (Дом основания земли и неба) — это прототип библейской башни. Точно не известно, когда башню построили, но во времена правления самого выдающегося вавилонского царя Хаммурапи (1792 — 1750 годы до н.э.) она уже существовала. Александр Македонский в 331 году до н.э. отдал приказ ее разобрать. Считается, что из камней башни построили храм. Зиккураты были распространены на всей территории Месопотамии. Поэтому Вавилонская башня не была уже такой уникальной для своего времени.

Двигаемся дальше. Самая древняя культура на территории современной Греции — Крито-Микенская, до сих пор притягивает множество туристов на остров Крит. А все благодаря невероятному открытию в начале ХХ в., которое сделал английский археолог Артур Эванс — Кносский дворец. Сейчас от Кносского дворца остались многочисленные фундаменты, по которым можно делать реконструкции. Это действительно огромный комплекс, который стал общеизвестным благодаря мифу о лабиринте Минотавра, который якобы построили во времена правления царя Миноса. Ну и конечно же легендарной «нити Ариадны», которая помогла герою Тесею выбраться из лабиринта после победы над Минотавром. Еще одна легенда, которая связана с лабиринтом — это миф о Дедале и Икаре. Отец-архитектор Дедал построил дворец и лабиринт и сооружения настолько поразили царя Миноса, что он не захотел отпускать Дедала с острова, чтобы тот не мог создать лучшей архитектуры в других местах. Но Дедал соорудил крылья для себя и для своего сына Икара, и они убежали с острова. Правда, Икар не внял наставлениям отца и разбился, упав с высоты во время полета.

Кносский дворец

Архитектура же материковой Греции не только сохранилась лучше критской, но и до 19 века оказывала значительное влияние на архитектуру всей Европы. Греки изобрели ордерную систему, которая базируется на той самой стоечно-балочной системе. Колонны в греческой архитектуре были не только элементом декора (хотя декор капителей колонн был невероятен), но и выполняли утилитарную функцию удержания перекрытия и создание своеобразных галерей, где можно было укрыться от палящего солнца. Самым известным примером греческой архитектуры является комплекс Афинского акрополя, построенный архитекторами Иктином и Калликратом по заказу Перикла.

Если греки гордятся своими колоннами, то Древний Рим, прославленный своими арками. Легендарные римские арки позволили построить акведуки и поставлять воду в города. Арки – это главные архитектурные формы Колизея. Ну и конечно же триумфальные арки, которые сооружались в Риме для увековечивания военных побед.

Колизей – это одно из величайших сооружений античности, которое было заложено в 72 году н.э. императором Веспасианом. Это была гениальная задумка не только с точки зрения строительства, но и с точки зрения политики. Веспасиан отдал распоряжение построить самый большой амфитеатр для людей на месте Золотого дворца Нерона. Таким образом, император завоевывал популярность среди римлян.

Немного цифр, чтобы понять все величие Колизея. Длина внешнего эллипса амфитеатра составляет 524 м, длина арены — 85,75 м, ширина арены — 53,62 м, высота стен — 50 м. Колизей имел 80 выходов, что помогало зайти и выйти из амфитеатра без давки. Сначала Колизей был декорирован мрамором, который сняли в средние века для строительства других сооружений в Риме.

Колизей

Еще одно фантастическое сооружение Рима — Пантеон. Храм всех богов — это самая большая купольная постройка античности, которая не давала покоя целым поколениям архитекторов эпохи христианства. Диаметр купола Пантеона составляет поражающие 43,2 м.

С приходом христианства европейцы потеряли много архитектурных знаний, включая те, которые помогали строить купола. И только в ХV в., Филиппо Брунеллески проектирует купол, высотой в 42 м., для собора Санта-Мария-дель- Фьоре во Флоренции. До сих пор купол собора является неизменной доминантой и символом города.

Но перед этим, в Константинополе, был построен другой величественный купольный храм — Айя-София, возведенный в 537 году. Более тысячи лет София оставалась крупнейшим христианским храмом в мире. Пока папа Юлий ІІ не решил начать грандиозную реконструкцию Собора Святого Петра.

Храм Святой Софии имеет впечатляющие размеры: 81 метр длины, 72 метра ширины и 55 метра высоты. Диаметр купола составляет 32 метра, и он держится на бане (конструктивная форма из колонн и 40 окон под куполом). Такая конструктивная особенность и яркое солнце создают иллюзию, что купол висит в воздухе.

После полной перестройки Базилики Святого Петра с 1506 до 1626 года пальма первенства крупнейшей христианской церкви перешла из Константинополя в Рим. Первым архитектором обновленного собора был Донато Браманте, после него над проектом работали такие гении как Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти и Лоренцо Бернини.

Первая церковь на месте современного Собора Святого Петра появилась еще в 329 году. В течение одиннадцати веков, с периодическими реставрациями, базилика простояла на месте захоронения апостола Петра. Однако, состояние сооружения было настолько плохим, что она могла в любой момент разрушиться. Папа Юлий II был амбициозным и воинственным властителем Рима, он стремился вернуть вечному городу былое величие. Именно с такими мыслями, он нанял архитектора Донато Браманте для разработки проекта нового собора. Одновременно с этим в Риме происходили и другие грандиозные художественные события на заказ Юлия II в. Плафон Сикстинской капеллы расписывал Микеланджело, а апартаменты Папы украшал фресками Рафаэль (сейчас эти комнаты известны как Станции Рафаэля).

Собор Святого Петра

В основу проекта Браманте положил форму греческого (равностороннего) креста. После смерти Браманте, архитектором стал Рафаэль, который изменил форму креста на латинский. То есть, он увеличил одну сторону креста. После Рафаэля к работе над строительством собора присоединился Микеланджело, который укрепил все конструкции, добавил портик к проекту и рассчитал строительство гигантского купола 41,47 м в диаметре. На строительство купола его вдохновили два крупнейших купольных сооружения, которые были у Микеланджело перед глазами – это Пантеон в Риме и Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Завершить архитектурный ансамбль сумел Лоренцо Бернини, спроектировав гигантскую площадь Святого Петра, которая сейчас собирает тысячи паломников со всего мира. Сам же Собор Святого Петра способен вместить 15 тысяч человек одновременно.

Отвлечемся немного от куполов и обратим свое внимание на готическую архитектуру. Один из величайших памятников готической архитектуры – Кельнский собор. Не секрет, что средневековые соборы строились долго, но этот можно считать рекордсменом. Собор начали строить в 1248 году, работы с перерывами продолжались до 1520 года, но завершилось строительство самого высокого здания в мире своего времени только в 1880 году.

Такой величественный замысел строительства крупнейшего культового сооружения мира связан с тем, что в Кельне хранились мощи трех волхвов, которые принесли дары новорожденному Иисусу Христу. Этот храм должен был стать символом «Царства света на Земле» и для визуализации замысла архитектор Герхард фон Риле спроектировал 10 тысяч квадратных метров окон, которые должны были быть украшены витражами. Также он продумал большое количество контрфорсов — своеобразных колонн, которые помогают стенам выдержать вес перекрытия. К слову, контрфорсы — это гениальное изобретение средневековых архитекторов, которое дало возможность строить гигантские сооружения без куполов. Таким образом, потеряв одни знания, человечество нашло другой путь.

Кельнский собор

Готическая архитектура конца XIX в. вдохновила гениального каталонского архитектора Антонио Гауди на строительство величественного собора Саграда Фамилия (Храм Святого Семейства), строительство которого продолжается по сей день (в лучших традициях средневековой архитектуры). Неоготическое сооружение является несомненной доминантой Барселоны. После завершения строительства собор должен быть увенчан 13 башнями, 12 из которых будут иметь высоту 115 м, а одна — 170м. Уже сейчас можно насладиться невероятным пространством внутри собора, который играет всеми цветами радуги благодаря прекрасным витражам.

Безусловно, в мире еще есть множество уникальных памятников архитектуры, которые непременно нужно увидеть собственными глазами. Особенность архитектуры состоит в том, что она создает синтез искусств. Здесь сочетается архитектура, скульптура и живопись. Здесь возникает декоративно-прикладное искусство, а впоследствии и дизайн. Без архитектуры мы не можем представить своего существования. И именно архитектура создает уникальный ландшафт наших городов. Давайте беречь свое архитектурное и художественное наследие, узнавать больше об истории величественных сооружений и пытаться понять величие того, что нас окружает.

Больше о стилях в архитектуре и величественных сооружениях можно узнать на онлайн-лекциях по истории искусств или на курсе истории европейского искусства. Также приглашаем Вас на наши творческие мастер-классы в арт-студию «Лихтарик».

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам