Украинские художницы в Париже

Позвоните сейчас и закажите

Мы традиционно мало знаем об украинском искусстве. А когда речь заходит о художницах, то перечень, обычно состоит из трех имен: Екатерина Белокур, Татьяна Яблонская и Мария Примаченко. Но они лишь верхушка айсберга. Творческое наследие украинских художниц чрезвычайно богато и заслуживает достойного признания.

А начать знакомство с талантливыми художницами Украины предлагаю с легендарной Марии Башкирцевой (1858 — 1884). Украинская и французская художница прожила очень короткую жизнь, но сумела стать легендой в мире живописи. Ее картины украшают коллекции музеев Франции, Голландии, США, Украины и России. Россияне упорно считают Башкирцеву российской художницей. Однако, девочка с Полтавского уезда, которая сделала себе имя в Париже все же заслуживает признания исторической справедливости относительно своего происхождения.

Мария родилась в Гавронцах на Полтавщине. Ее отец возглавлял дворянство Полтавской губернии, мама — аристократка, ценительница искусства и литературы. Мария росла очень талантливым ребенком, она интересовалась литературой, иностранными языками (изучала латынь и древнегреческий, свободно владела английским, французским, немецким и итальянским), философией и точными науками, но особенно восхищало ее рисования. Девочка изучала гораздо больше, чем этого требовала программа. Она сама искала себе новые задачи, вызовы и находила их. Кроме талантов у Марии был прекрасный голос и абсолютный слух. С ее меццо-сопрано ей пророчили карьеру оперной певицы. Но девушка выбрала себе другой путь.

Мария Башкирцева

Когда Башкирцева исполнилось 12 лет, она с родителями переехала во Францию. В Париже юная Мария начала обучение живописи в Академии Жюлиана. Сначала к ней отнеслись как к капризной аристократке, которая просто не хочет скучать. Но уже вскоре Мария смогла изменить мнение о себе и вызвать уважение к своему трудолюбию и живописному таланту. Она бы точно стала выдающейся художницей рубежа веков, если бы не страшный диагноз. В восемнадцать лет Башкирцева получает приговор — туберкулез. После этого Мария стремится успеть все. Ежедневную борьбу за жизнь, напряженный труд и интересную жизнь описывает Мария в своем дневнике, который выйдет в свет и станет бестселлером.

Мария выигрывает художественные конкурсы, получает восторженные рецензии от критиков, включая Эмиля Золя. Она принимает участие во многих выставках, ее картины успешно продаются. Башкирцева придерживалась феминистских взглядов (как бы мы сейчас сказали). Она писала, что выйти замуж и родить детей может каждая прачка, а ей нужна слава и признание. Она акцентирует внимание на том, что мужчина может достаточно легко самореализоваться, а женщине нужно соответствовать представлениям общества и не разочаровывать родителей, вместо того, чтобы идти своим путем.

А тем временем туберкулез отсчитывал время до смерти: она потеряла свой невероятный голос, а затем и слух, она ослабла и почти не могла ходить, но она продолжала рисовать. Мария мечтала вернуться в родительский дом, но из-за политической ситуации не смогла этого сделать. Она умерла, не дожив до 26 лет. К сожалению, после нее осталось не так много картин, значительную часть из которых были уничтожены во время революции 1917 года и Второй мировой войны. В Украине есть только три картины Башкирцевой в художественных музеях Харькова, Днепра и Сум.

Мария Башкирцева

Еще одна невероятная украинская художница, которая сделала карьеру в Париже — Соня Делоне (1885 — 1979). Яркая представительница направления арт-деко, работала в стиле футуризма, орфизма и симультанизма. Стала известна благодаря сочетанию живописи и дизайна. Девочка родилась в Одессе, детство провела в Полтавской губернии, а после смерти родителей переехала к дяде в Санкт-Петербург, а оттуда в Париж. Во время школьных каникул маленькая Соня путешествовала по Европе, посещала лучшие музеи и получала первый художественный опыт.

Все указывало на то, что Соня должна заниматься математикой. Точные науки давались ей легко, она отличалась аналитическим складом ума и интересом ко всему новому. Но ее талант к живописи тоже нельзя было не заметить. Так, после школы Соня едет учиться в Академию изящных искусств в Карлсруэ в Германии, а затем переезжает в Париж. Именно Париж станет ее новым домом на всю жизнь. Здесь Соня знакомится с творчеством Ван Гога, Гогена, Матисса, которые имели огромное влияние на ее становление как художницы.

Соня Делоне

Соня была дважды замужем. Бытует мнение, что первый брак был фиктивный, а второй с Робером Делоне принес женщине семейное счастье и партнерство в работе и творчестве. Интересным фактом является начало абстрактного пути в искусстве Сони Делоне. Считают, что первой абстрактной, геометрической работой художницы стала одеяло, сшитое в технике пэчворк для маленького сына. Соня и Робер интересовались геометрией и цветом. Они объединили эти два увлечения и создали свой яркий геометрический мир живописи. Такое новое направление, благодаря Гийому Аполлинеру, получило название — орфизм. Соня и Робер называли свою живопись «симультанизмом» — отражением искусства колористическими кругами. Много колорита в эту живопись принесла Соня из детских впечатлений об украинской культуре, колорита национальных костюмов и ярких народных праздников, которые она видела в детстве.

В 1913 году Соня решает создать первую «платье-поэму», где сочетает свои яркие образы со стихами. Она впервые сама надевает такое платье на вечеринку и вызывает волну любопытства. Так начинается ее дизайнерская карьера. Она сотрудничает с Дягилевым и делает эскизы костюмов и декорации для балета «Клеопатра». Начало ХХ в. идеальное время для сотрудничества художников с театром. Мы увидим это на примере еще одной украинской художницы — Александры Экстер.

Однако, именно дизайн принес Сони Делоне мировую славу. В 1925 году она открывает свой первый модный дом. Она занималась проектированием одежды, дизайном автомобилей, книжными иллюстрациями и ткачеством ковров. Сквозь все ее проекты проходила красной нитью идея сочетания ярких цветов и геометрических форм.

Художница прожила долгую и насыщенную жизнь. В 90 лет получила Орден Почетного легиона, в 1964 году в Лувре состоялась ее прижизненная выставка. За год до того Соня подарила Лувра более ста своих работ.

К сожалению, в Украине произведений Сони Делоне нет. Отсутствуют и знания об этой невероятной украинско-французской художнице, которая при жизни признавала себя украинкой. В 2019 году в Киеве состоялась выставка ее работ в частной галерее. Ждем большую выставку, посвященную творчеству Сони Делоне в национальном музее, а заодно и монографию о влиянии украинского народного искусства на ее живопись и дизайн.

Соня Делоне была подругой выше упомянутой Александры Экстер (1882 — 1949) — амазонки украинского авангарда, яркой представительницей кубизма и футуризма, женщины, которая произвела революцию в сценографии. В отличие от Делоне и Башкирцевой, у Экстер не было украинской крови (отец — белорус, а мама — гречанка). Однако, ее художественное становление произошло в Киеве, здесь же Александра создала свою художественную школу.

Экстер училась в Киевском художественном училище вместе с Александром Архипенко (всемирно известным скульптором). Среди ее учителей был Николай Пимоненко и Сергей Светославский. Несмотря на высокий уровень художественного образования Киева того времени, Александре чего-то не хватало, и она поехала в Париж искать новых горизонтов. И нашла свой путь именно там, в мастерской Пабло Пикассо. Она увидела кубизм, нашла новую философию искусства, которую доработала, адаптировала и усовершенствовала. Кубизм Пикассо и Брака был достаточно монохромным и это не устраивало Экстер. Она, как и Соня Делоне, была очень хорошо знакома с украинским декоративно-прикладным искусством, колоритом вышивок и набивных тканей, росписями домов и гуцульскими коврами. Именно этот местный колорит Александра добавляет к своим кубистическим картинам.

Александра Экстер

В сценографии Экстер произвела настоящую революцию. Она заменила плоские рисованные декорации объемными, многоярусными, подвижными конструкциями. А театральные костюмы она разрабатывала гармоничными по колориту к декорациям. Кроме того, Экстер предложила разрисовать красками лица актерам. Этот грим дополнял костюмы и декорации. Таким образом, она создавала единое колористическое пространство на сцене, которое дополняло драматургию спектакля.

В своей киевской мастерской Экстер открывает школу живописи для детей, где учит абстрактному искусству. А через дорогу от ее мастерской находилась школа Александра Мурашко с классическим преподаванием живописи. Вот такой был удивительный художественный центр возле оперного театра (лишнее будет говорить, что ни музея Мурашко, ни Экстер в тех домах сейчас нет, отсутствует банально даже мемориальная доска). Однако, в Национальном художественном музее есть большой сборник картин художницы, которые находятся в постоянной экспозиции на втором этаже.

После прихода советских войск в Киев, Александра Экстер была вынуждена уехать из города. Сначала она едет в Одессу, а затем в любимый Париж. Однако, в Париже ее жизнь складывается не так успешно, как она рассчитывала. Ее почти не приглашают в театр, да и вообще работы выпадает не много. Последние годы Экстер прожила одиноко в пригороде Парижа.

Александра Экстер

В число Экстер и Делоне следует присоединить еще одну художницу, жизнь которой тоже была связана с Парижем — Софию Левицкую (1874 — 1937). Жизнь не была благосклонна к Софии. Разве что беззаботное детство в семье помещиков на Подолье и частые визиты в Киев. Уже в 19 лет ее выдали замуж за врача, который сильно пил и издевался над ней. В браке она родила больную дочь, которая оказалась никому не нужной. Сама София не могла справиться, потому оставляет ребенка в родительском доме и едет на учебу в Париж. Здесь она поступает в школу Эколь де Боз-Ар, копирует картины в Лувре и полностью погружается в мир искусства, во второй раз выходит замуж.

В Париже София активно выставляется: Салон «Независимых», Осенний салон, Вторая выставка кубистов. Левицкая имеет заказы на свои работы и параллельно занимается переводом Гоголя на французский язык. Она переводит «Вечера на хуторе близ Диканьки» и делает иллюстрации для французского издания. Графика занимала большую часть работ художницы. В живописи и графике стиль Левицкой обуславливался знанием традиционного украинского народного декоративно-прикладного искусства.

К сожалению, после Второй мировой войны осталось очень мало произведений украинской художницы. Монографических исследований о ее творчестве пока тоже нет. Имя Софии Левицкой еще ждет своего времени для того чтобы вынырнуть из забвения и засиять новыми красками.

Чтобы узнать больше об украинских художницах — присоединяйтесь к лекциям по украинскому искусству в арт-студии «Лихтарик». Лекции доступны онлайн и в офлайн формате.

А напоследок хотелось бы сказать: для того, чтобы двигаться дальше, нужно оглянуться и посмотреть внимательно на тех, кто проложил нам путь к той точке, где мы сейчас находимся. Не зная свои корни, нельзя двигаться вперед. Культура, искусство и литература — это фундамент на котором стоит любой народ и отдельный человек. Давайте интересоваться своим наследием, поскольку оно того стоит.

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам