Уильям Тернер — романтик и живописец света

Позвоните сейчас и закажите

Джозеф Мэллорд Уильям Тернер — это художник, который перевернул представление о живописи, стал предтечей импрессионистов и сломал существующие каноны. Символ эпохи романтизма в Англии соединил в своей жизни сногсшибательную карьеру художника, финансовую грамотность и колоссальное богатство, которое позволило ему игнорировать общественное мнение и писать картины так, как хотел именно он. Легендарная личность Тернера заслуживает внимания и глубокого изучения его творчества.

Уильям Тернер родился в семье парикмахера (его отец делал парики, которые были крайне популярны в конце 18 века). Отношения с отцом у художника всегда будут близкими. Чего нельзя сказать о его маме, которая рано заболела психическим расстройством и закончила свою жизнь в психиатрической клинике Лондона. Отец всегда поддерживал своего сына. Он грунтовал ему холсты, покупал пигменты и всячески помогал в работе.

Первые акварельные работы еще маленького Уильяма продавались в мастерской отца. Их выставляли на продажу в витрине. Талант мальчика был очевиден, поэтому он сразу после школы поступил в Королевскую академию искусств. Уже через год его акварели были экспонированы на ежегодной выставке академии. А уже в 1802 году (в возрасте 27 лет) Тернер стал академиком и всю жизнь тесно сотрудничал со своей alma mater.

Тернер много путешествовал в Италии, Франции, Швейцарии. Здесь он изучал живопись старых мастеров, множество раз копировал картины в Лувре. Особенно пришлась по душе Тернеру Венеция. Ее световые эффекты, которые образуются благодаря уникальному положению города на воде вдохновляли Тернера.

Следует отметить, что длительное время основной техникой Тернера была акварель. Именно акварельные эффекты, которые Тернер перенёс на свои масляные картины создали уникальный почерк художника.

Но, Тернер, которым сейчас гордится Великобритания и имя которого становится все более популярным за пределами туманного Альбиона, при жизни и после смерти имел очень неоднозначную репутацию.

Уильям Тернер

«Тернер был ненормальным. Моя бабушка всегда так говорила», говорил король Георг V (прадед Елизаветы II). Его бабушкой была сама королева Виктория, в эпоху ее правления и работал эксцентричный и гениальный Тернер. На 72-й выставке Королевской академии живописи королева Виктория не искала картин Тернера, но его политический манифест в виде картины не мог стать для нее незаметным.

Картина «Корабль невольников. Работорговцы бросают за борт мертвых и умирающих, надвигается тайфун» одним своим названием привлекала внимание. Но картина была жестоко раскритикована за свою технику. Критики писали, что им было больно смотреть как такой талант растрачивается на издевательства над природой. Но дело в том, что Тернер уже тогда опередил свое время. Его багровые оттенки, иллюзорность изображения и акцент на свете еще не стали мейнстримом. Более того, такой подход считали надругательством над живописью в 1840 году. До импрессионистов в Париже еще долгих тридцать лет. Поэтому такое непонимание далеко не выглядит странным. Тернера называли сумасшедшим, но он прекрасно понимал, что делает. Акцент на теме рабства через несколько лет после его отмены в Великобритании, да еще и в таком экстравагантном стиле. Сложно представить, чтобы человек уровня Тернера делал такие жесты спонтанно. Хотя, намёк на его сумасшествие вероятно был очень болезненным, учитывая историю болезни его мамы.

Но далеко не все картины художника встречали так враждебно. В 1839 году он экспонирует картину «Последний рейс корабля «Отважный»» (также известная как «Последний рейс «Тимирера»»), которая сразу становится любимой картиной британской публики. Корабль «Отважный» — это гордость британского флота. 98 орудий этого корабля сыграли важную роль во время Трафальгарской битвы в войне с французами времен Наполеона. Эта победа британского флота разрушила планы Наполеона на завоевание юга Великобритании. Неудивительно, что эта картина вызвала у британцев положительные эмоции.

Весьма вероятно, что Тернер черпал вдохновение у Рембрандта для своего «Корабля невольников». Он стремился создать картину, которая не просто будет констатировать исторический факт, а поэтически и творчески его переосмыслит. Как в свое время сделал Рембрандт в картине «Заговор Клавдия Цивилиса» и Давид в работе «Смерть Марата». И его постигла та же участь, что и предшественников. Картина не получила достойного признания, а вместо него вызвала гнев и сокрушительную критику.

Попытка Тернера писать исторические картины не имела успеха. Все картины на тему истории Британии были проданы в разные страны. Только «Поле Ватерлоо» можно увидеть в Тейт Модерн. Хотя и висит она отдельно от других полотен Уильяма Тернера. Смогут ли британцы в конечном итоге оценить исторические картины одного из своих лучших художников покажет лишь время.

Что же толкало Тернера к такому драматизму в пейзаже и исторической живописи? Возможно его карьерный старт в качестве театрального декоратора. А может первые уроки живописи Томаса Малтона, который создавал декорации для оперного театра. А возможно, Филипп де Лютербург с Эльзаса, который использовал инженерные ухищрения при построении декораций и буквально переносил зрителей в другой мир.

А возможно Тернер пытался убежать в другой мир, театральный, поэтический … от мыслей о своей маме? Этого мы уже никогда не узнаем. Но именно такая театральная, поэтическая живопись сделала Тернера невероятно популярным в Лондоне. Художник же, в свою очередь, сумел приумножить свое состояние. Он удачно инвестировал деньги, полученные за свои картины в ценные бумаги. Таким образом, Тернер стал настолько финансово независимым, что мог себе позволить делать любые эксперименты. Еще бы суметь абстрагироваться от болезненных критических замечаний. Но жизнь не идеальна и оградить себя от всех проблем невозможно.

Тернер как никто другой умел драматизировать сюжет с помощью освещения. Но, передача световых эффектов не была для него окончательной целью. Главной целью такая передача света на холсте станет впоследствии для импрессионистов. Тернер же стремился с помощью таких драматических эффектов передать исторические события, которые были архиважными для Британской империи. Он пытался создать современные аналоги картин Пуссена, которые он видел в Лувре. Никола Пуссен — мастер исторических картин, преисполненных трагизма и величия. Именно такого величия и драматизма стремился достичь Тернер. Правда его выразительные средства существенно отличались от тех, что использовал великий француз.

Тернер был в первую очередь маринистом. Вероятно, не было другого художника в истории, кто мог бы с такой силой выразительности писать морскую стихию и с инженерной точностью изображать корабли. «Трафальгарское сражение, вид с вантов бизань-мачты по правому борту корабля «Виктори»» (1806 — 1808) — еще одна историческая картина, которая прославляет британский флот.

Уильям Тернер - романтик и живописец света

И за какой бы сюжет не брался Тернер – его эксперименты со светом поражали современников. Иногда положительно, иногда отрицательно. Интересно, что именно те картины, которые не восприняли современники стали знаковыми для будущих импрессионистов и модернистов.

Особый интерес у Тернера вызвала радуга. «Пейзаж с рекой и радугой в окрестностях Айлворта» (1805) — одна из многих картин, где художник обращается к изучению радуги. С радуги начались все его эксперименты с цветом, которые сделают его предтечей модернистов.

Безусловно, на творческий путь Тернера повлиял и технический прогресс. Появление парового двигателя и железной дороги заставила людей по-другому ощутить мир, изменить скорость передвижения и темп жизни. Тернер интересовался научно-техническим прогрессом. Он любил путешествовать поездом. Однажды, во время такого путешествия он попал под ливень. Чтобы увидеть природу и погоду на скорости, художник выглянул из окна и долго всматривался в окружающий его пейзаж. Так родилась картина «Дождь, пар и скорость».

В Королевской академии Тернер был уважаемым художником. Но его эксперименты часто не нравились не только критикам, но и коллегам.

В Академии искусств у Тернера был непримиримый конкурент – Джон Констебл. Их конфликт достиг апогея в 1831 году, когда Констебл был членом комиссии Королевской академии по развешиванию картин на выставке. Сначала он дал для картины Тернера одно из лучших мест, но незадолго до открытия выставки, он заменил картину конкурента на свои. Тернер до конца жизни не простил ему такого шага. Так картина Констебла «Вид на собор Солсбери с луга» и «Дворец Калигулы и мост» Тернера стали навсегда связаны между собой строгой историей двух конкурентов, двух лучших пейзажистов Великобритании.

Королевская семья с осторожностью относилась к Тернеру. Его политические взгляды склонялись в сторону республики, что не могло способствовать его хорошим отношениям с монархами империи. Когда королевская семья отказалась от услуг художника, его руки стали развязаны для самых смелых экспериментов.

Свидетели творчества Тернера были шокированы его методами работы. Он царапал картины, растирал краску пальцами и даже плевал на краску, чтобы достичь в масле акварельных эффектов. Акварель до последнего дня считалась его лучшим средством выражения. В отличие от картин маслом, которые получали шквальную критику.

Но у Тернера всегда хватало силы духа и финансовой независимости, чтобы двигаться своим путем. Успех Тернера похож на американские горки. Его можно было бы сравнить с Рембрандтом, если бы не кардинально разная финансовая ситуация. В то время, как Рембрандт не сумевший сохранить деньги, заработанные на пике своей карьеры, попал в долговую яму, Тернер умножал свое состояние благодаря удачным инвестициям. Вероятно, если бы Тернер не стал художником, он стал бы успешным финансистом. Но к счастью, талант юного Уильяма Тернера вовремя заметил и поддержал его отец. Благодаря этому мы имеем возможность наслаждаться невероятными романтическими пейзажами и уникальными историческими картинами.

Тернер сумел совместить в себе классическую акварельную живопись, уникальную точность в пейзажах и радикальный и неукротимый стиль. Уильям Тернер впервые среди художников так глубоко погрузился в анализ световых эффектов и передал в своих пейзажах момент. Именно поэтому, он так сильно поразил Эдуарда Мане, Клода Моне и Эдгара Дега во время их визитов в Лондон с целью организации выставки. И возможно именно благодаря Тернеру, эксперименты которого британская публика еще не была готова принять, импрессионисты через десятилетия были более успешны в Лондоне, чем в Париже.

Если Вам интересен Тернер, советуем Вам посмотреть фильм «Мистер Тернер» с непревзойденным Тимоти Споллом, который прекрасно воплотил образ эксцентричного, гениального, но и до определённой степени безумного художника.

Больше о художниках эпохи романтизма в Англии и не только узнавайте на онлайн лекциях по истории европейского искусства от арт-студии «Лихтарик». Больше почитать о лучших художниках разных эпох можно на сайте арт-студии «Лихтарик» в разделе Блог.

Каждый мастер-класс или лекции арт-студии «Лихтарик» можно подарить в виде подарочного сертификата. Знакомьтесь с искусством, занимайтесь творчеством и наслаждайтесь жизнью вместе с любимыми мастер-классами и лекциями.

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам