Самые великие художницы

Позвоните сейчас и закажите

То, что мы живем в патриархальном мире ни для кого не секрет. Но когда мы говорим о мире искусства, то создается впечатление, что он полностью принадлежит мужчинам, а если смотреть в исторической ретроспективе, то вообще нас окружают только мужские имена: Леонардо, Микеланджело, Рафаэль, Рубенс, Роден и еще сотни имен.

А что же было с женщинами? Были ли выдающиеся художницы в истории искусств? — Конечно были! И пришло время вспомнить их имена.

Начнем с чрезвычайной Артемизии Джентилески (1593 — 1652/53). Девочка родилась в семье известного художника, последователя Караваджо — Орацио Джентилески. В 12 лет девочка потеряла маму. Отец сумел разглядеть в дочери талант и занялся художественным образованием девочки (хотя это произошло не сразу, несколько раз он пытался отправить дочь в монастырь). Впоследствии Орацио отправил девушку на обучение к своему другу Агостино Тасси, который изнасиловал девушку. Юная Артемизия рассказала о совершенном преступлении отцу и начался длительный процесс доказывания вины негодяя. 7 месяцев длился унизительный судебный процесс, который Артемизия выдержала с достоинством. Тасси признали виновным и даже приговорили к году заключения. Однако, это не помешало его карьере. Он продолжил получать заказы на новые и новые картины.

Артемизии было не в силах оставаться в Риме, где каждый знал о том, что произошло. Судебные разбирательства таких дел были в те времена публичные. Многие откровенно не поддерживали разглашение случаев насилия женщинами. Поэтому, молодая художница, выходит замуж за флорентийского художника (по благословению отца) Пьетро Антонио Стиаттеси и переезжает во Флоренцию. Здесь она работает под покровительством Козимо II Медичи. Ее глубокие знания живописи и совершенное владение техникой светло-теневого моделирования помогали получать интересные заказы. Однако, Артемизия бралась и за такую работу, которую боялись брать художники-мужчины. В частности, она сотрудничала с Галилео Галилеем и рисовала для него карты звездного неба и расположение планет. Художники не решались сотрудничать с Галилеем из-за его конфликта с церковью и смелые утверждения об устройстве вселенной. За свои научные убеждения Галилей был казнен священной инквизицией.

Кроме того, Артемизия Джентилески стала первой женщиной, которую выбрали в члены Академии искусств во Флоренции. Но во Флоренции она надолго не задержалась и поехала в Геную в 1627, а затем уехала еще дальше — в Венецию. Здесь она познакомилась с выдающимся учеником Питера Пауля Рубенса — Антонисом Ван Дейком. Это знакомство стало решающим для приглашения ее работать для Карла І. Перед переездом в Лондон, Артемизия работает в Неаполе, где пишет свою первую фреску.

Артемизия Джентилески — караваджистка. Ее мастерство сейчас сравнивают с самим Караваджо. Однако, что интересно, когда смотреть перечень выдающихся караваджистов, то можно встретить Рубенса, Рембрандта и Веласкеса. Артемизия всегда не в этом списке. Хотя ее смелые художественные решения поражают даже современных зрителей.

Особенностью творческого пути Артемизии была трактовка библейских сюжетов через демонстрацию насилия над женщинами (которое пережила она сама) и женской силы. Сила Артемизии была огромной. Эту силу и ум женщины можно увидеть в работах: «Сусанна и старцы», «Купание Вирсавии», «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», «Иаиль и Сисара». Пришло время прогреметь в полную силу и имени выдающейся художницы барокко — Джентилески.

Печально выглядит, что в нашем художественном образовании до сих пор нет места выдающимся художницам. Искусствоведы (а это преимущественно женская профессия) изучают и исследуют творчество художников, а не художниц. А когда вдруг возникает имя невероятного скульптора XIX века Камиллы Клодель (1864 — 1943), то о ней говорят, как о любовнице выдающегося Огюста Родена. Но ее роль в истории скульптуры определена вовсе не этими романтическими отношениями. Ну и я уже совсем молчу, что ни Родена, ни одного другого художника не рассматривают сквозь призму его личных, романтических отношений с женщинами или мужчинами (потому что таких примеров в истории искусства ой как не мало). Поэтому уделим заслуженное внимание скульптору Камилле Клодель.

Девочка из богатой буржуазной семьи с детства предпочитала лепку из глины над всеми другими детскими занятиями. Более того, она стремилась лепить с натуры и заставляла позировать себе всех членов семьи. Вероятно, не следует говорить о том, что семья была не в восторге от такого увлечения дочери. Ведь, родившись в середине XIX в., она должна была стать «хорошей женой» и для того, чтобы «жизнь сложилась» этого было предостаточно. Но не для Камиллы. Она много читала, стремилась к обучению и творчеству. Родители никогда ей этого не простят. К сожалению ранние произведения Камиллы не сохранились. Однако, есть свидетельства ее современников, которые были в восторге от ее творчества. Современники относились к ее творчеству довольно серьезно еще до её знакомства с Роденом. Это встреча стала для Камиллы роковой.

В 1888 году она поселилась в мастерской Родена, работала с ним бок о бок и надеялась стать его законной женой. Но не суждено. Дома Родена ждала Роза Бере, которая вела все его хозяйство, а в мастерской ему помогала и вдохновляла Камилла. Метра все устраивало, и он ничего не хотел менять. Камилла вдохновляла Родена на создание его самых известных произведений, помогала во всем от формирования замысла до реализации. Произведения же самой Камиллы беспрестанно сравнивали с работами метра, она с самобытного мастера превращается в бледную тень Родена, которым сама же увлекается.

В конце концов, Камилла начинает упрекать мужчине, что он использует ее творческий потенциал, ворует её идеи и не дает ей возможности реализоваться как художнице (именно для этой реализации Камилла пошла учиться в Родена). Существует предположение, что последней каплей в чаше терпения Камиллы стала необходимость прервать беременность. 15 лет совместной жизни Камилла разрывает в один момент. И … остается ни с чем. Идеи Камиллиных работ были использованы Роденом, она потеряла 15 лет плодотворной творческой жизни для подпитки творчества признанного метра. Утверждали, что у нее началась паранойя. Она уверяла, что за её новой мастерской следит шпион, который все идеи передает Родену (существование такого шпиона не было ни подтверждено, ни опровергнуто). В то же время, Роден утверждал, что она не в своем уме, но он хочет ей помочь и всячески способствует организации ее выставок, но Камилла не принимает помощь. Однозначно тут можно сказать только одно, эти отношения были болезненные и не принесли Камилле ничего хорошего ни в личной, ни в профессиональной жизни. Камилла угасает … А после смерти подавляющее большинство ее работ будут размещены в музее Родена. Несмотря на то, что Камилла получила порцию признания и вошла в историю искусства, она точно заслуживает собственный музей для своих скульптур. Ведь никто не переименует музей Родена в музей Родена и Клодель.

Вернемся с XIX в. в XVII в. В это время в Голландии работает талантливая Юдит Лейстер (1609 — 1660) — единственная женщина-художница гильдии Святого Луки в Гарлеме.

Давайте уточним, что гильдия Святого Луки — это объединение цехов художников, скульпторов и граверов. Гильдия носит имя апостола Луки, который по поверью первым изобразил Деву Марию. Именно поэтому он традиционно считается покровителем художников в христианской традиции. Традиционно — это было мужское объединения, но Юдит Лейстер завоевала право на членство в этой организации.

О Юдит известно крайне мало. Нет сведений относительно места его обучения. Но в ее работах четко видно влияние караваджизма (с другой стороны, сложно найти художника 17 в. который бы ни был подвержен влиянию Караваджо. Кроме того, нет свидетельств об обучении Юдит у Франса Халса, а вот его почерк действительно перекликается с манерой письма Юдит. И эта связь настолько прочна, что Лувр в 1893 году купил картину Лейстер перепутав ее с картиной Халса. Эту прекрасную историю ошибки крупнейшего музея мира описывает автор книги «Невероятные». Ну и совсем очевидным остается факт того, что, когда ошибку обнаружили, картину Юдит закрыли в хранилище, чтобы замолчать ошибку. А можно было сделать огромное открытие, организовать выставку и познакомить зрителей с удивительной художницей, которая не уступала в мастерстве Франсу Халсу. Однако, эта покупка картины большим музеем дала толчок к пересмотру наследства Халса и Лейстер и начала возвращение художницы из 250 летнего забвения.

Ну и как бы очевидная вещь, но женщина-художница и мужчина-художник никогда не были одним и тем же, ни по уровню возможностей для реализации, ни по количеству времени, затраченного на художественную работу. У Юдит было пятеро детей. Читайте, пять беременностей, пять грудных вскармливаемых и пять детей, которые нуждаются в заботе и воспитании (а это все женское дело).

Ранние картины Юдит Лейстер не сохранились. Но до нас дошли ее прекрасные натюрморты и жанровые картины. Не проходите мимо Юдит Лейстер в Лувре. Она достойна внимания. А приятным бонусом будет отсутствие очереди к ее картинам (хотя я искренне верю, что она со временем таки соберет свою очередь сторонников, которые будут ехать в Лувр ради нее).

Еще одна прекрасная художница Розальба Каррьера (1675 — 1757) — яркая представительница итальянского и французского рококо. Ее особенностью была техника пастели. Свой творческий путь она начала, расписывая стулья и продавая их туристам, которые приезжали в Венецию. За свое мастерство была принята в Академию Святого Луки в Риме, где стала первой женщиной.

Техника живописи Розальбы была очень хрупкая и полна светотеневого моделирования. Она писала свои миниатюры на пластинах из слоновой кости. Ее работы для туристов сделали художницу известной на всю Европу. Состоятельные туристы заказывали себе миниатюрные портреты (примерно 4х4см), которые затем привозили домой и щеголяли ими перед своим друзьям. Розальба умела показать своих героев с лучшей стороны. Розальба как будто бы придумала Инстаграм 18 века. И уже тогда это имело немалый успех.

Важным шагом для творческой реализации Розальбы стало знакомство с французским коллекционером Пьером Кроза, который делал заказ в свое время неизвестному Антуану Ватто, а впоследствии для Розальбы Каррьеры. Именно этот известный коллекционер пригласит художницу в Париж. Здесь она создаст 36 портретов для королевской семьи. Розальба успеет познакомиться с Ватто и даже напишет его портрет. Во Франции ее ждало признание. Заказ для королевской семьи и других известных семей Франции приносили хорошие деньги. Розальба стала членом Французской Королевской Академии искусств.

Из Парижа художница возвращается в родную Венецию, а затем едет по приглашению императора Австрии Карла VI в Вену. Здесь она учит рисованию будущую императрицу Марию-Терезию. В конце жизни Розальба теряет зрение и не может продолжать работу. Но ее успех при жизни был невероятным для женщины. Сейчас ее пастели хранятся в крупнейших музеях мира (Париж, Дрезден, Венеция, Рим, Вена могут похвастаться картинами Каррьеры). Киевский музей Ханенко также имеет в своей коллекции «Портрет девушки в тирольском костюме» Розальбы. Поэтому не нужно далеко ехать, чтобы познакомиться с ее творчеством поближе.

В этой статье я знакомлю вас только с несколькими именами выдающихся художниц, но их гораздо больше. Продолжу рассказ в новых статьях. А подробнее о творчестве женщин-художниц можно узнать на курсе лекций европейского искусства и лекциях по украинскому искусству.

Вскоре начнется онлайн курс про женщин-художниц. Этот курс будет проходить в виде пятидневного марафона в Инстаграм, где я расскажу о самых выдающихся художницах Италии, Франции, Голландии, США и Украины.

В следующей статье я расскажу о самых выдающихся украинских художницах, которые сделали революцию в европейском искусстве ХХ в.: Марии Башкирцевой, Александре Экстер, Софии Левицкой, Соне Делоне и других.

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам