Самые известные картины Пикассо

Позвоните сейчас и закажите

Пабло Пикассо — знаковая фигура в искусстве ХХ в. Он прошел путь от академической подготовки до самых прогрессивных живописных течений. Пикассо принято петь дифирамбы и восхвалять все, что он делал. Однако, Пабло Пикассо, как и любой другой человек имел свои положительные и отрицательные стороны. У него были удачные и не слишком этапы работы, его не всегда понимали при жизни. 

Пикассо славился своими громкими романами, а трагическая судьба женщин, которым было суждено провести с художником определенное время своей жизни заслуживает отдельного исследования. Стоит отметить, что о его романтических отношениях написано не мало статей. А еще Пикассо был коммунистом. Хотя, живя в Париже и осуществляя сопротивление фашизму, он, вероятно, не представлял, что в коммунистическом лагере дела идут не гуманнее. И статус гения при жизни художник получил благодаря своим картинам. А творческих работ Пикассо после себя оставил больше 80 000 (включая рисунки, эскизы, керамику, иллюстрации).

«Герника» (1937) — ответ художника на нацистскую бомбардировку баскского одноименного города. Баски хотели воспользоваться историческим шансом на независимость, но Мадрид не хотел потерять земли. Благодаря договоренности с Гитлером, Гернику буквально сравняли с землей. Это была первая масштабная воздушная бомбардировка в истории. За 3 часа прицельной бомбардировки на маленький город было сброшено сотни бомб.

«Герника»
«Герника»

Пикассо выступил против этого как мог только художник — написанием масштабной картины 3,4 х 7,8 метров в стиле кубизма. Колоссальная картина была написана меньше, чем за месяц. Его подход не понял буквально никто, даже Жорж Брак, который разделял принципы кубизма. Друзья и коллеги были убеждены, что Пабло не в своем уме. И что же? В течение Второй Мировой Войны многочисленные репродукции этой картины были символом антифашистской борьбы.

Ужасные образы женщин, которые кричат, головы лошадей и быков, женщины, которая несёт мертвого ребенка, лампы, которая порождает страшные ассоциации … Черно-белая гамма наталкивает на мысли о газетных хрониках, а сама картина написана так, что выглядит как огромный коллаж, сделанный из газетных вырезок о страшной новости. Это картина предчувствие войны, образ которой предрёк художник в своей известной картине.

Еще один яркий антивоенный образ — «Плачущая женщина» (1937). Картина в стиле аналитического кубизма одна из многих в тематике женских слез. Женщина со слезами на глазах и платком написана с разных ракурсов, которые накладываются один на один. Изображение плоское, похожее на коллаж. Художник использует яркий колорит делая акцент на зеленый, белый и желтый с ярким акцентом на красной шляпке. Некоторое время эта тема очень интересовала испанца, и он активно ее разрабатывал. Вся серия основана на разработке одного из образов Герники. Таким образом художник хотел показать ужасы войны и выразить свою социальную позицию. Натурщицей для этих женских образов была на тот момент любимая Пикассо — Дора Маар.

«Плачущая женщина»

Герника и женские заплаканные образы были ответом на гражданскую войну в Испании. Антивоенная тема в конце концов дойдет у Пикассо до создания универсального символа мира — голубя.

Пикассо имел поклонников в Париже, которые покупали его картины. Одними из ключевых покровителей были две семьи Стайн. Сама же Гертруда Стайн высоко ценила молодого испанского художника, выступала его критиком и другом. Именно «Портрет Гертруды Стайн» стал сверхзадачей для испанца, который писал портрет с молниеносной скоростью.

Ранний период творчества художника, когда он активно общался со Стайнами пришелся на его голубой период. Трагическая семейная история со смертью близкого человека и самоубийство друга Карлоса Касагемаса толкнуло Пикассо в объятия депрессий и привело к преобладанию синего цвета в его творчестве. Кроме того, в этот период он был еще никому не известным и жил на грани бедности. «Автопортрет в голубой период» (1901) — образ художника, который полон одиночества и безнадежности. Человек изображен в темно-синем, почти черном пальто на синем фоне. Темные волосы, пальто и фон обрамляют светлое лицо с насыщенными и резкими синими тенями. Бесспорно, это одна из самых сильных работ художника этого периода наравне со «Старым гитаристом» (1903).

«Автопортрет в голубой период»
«Автопортрет в голубой период»

Старый, слепой, одинокий и несчастный музыкант крепко держит в руках последнее, что у него осталось — гитару. Фигура прекрасно закомпонована на прямоугольном холсте. Гитарист становится почти одним целым со своим инструментом, а прекрасный контраст синей фигуры музыканта и теплого коричневого цвета инструмента, холодного светлого колорита лица и рук гитариста и теплой гаммы его гитары. В картине чувствуется влияние Эль Греко, живопись которого очень любил молодой Пабло.

«Старый гитарист»
«Старый гитарист»

Эта картина стала первой в творчестве Пикассо, которую приобрел музей в 1926 году. Это был Чикагский музей искусств. Это было первое серьезное признание художника.

Еще одна картина этого периода является своего рода хрестоматией живописи — «Девочка на шаре» (1905). Сочетание статики и динамики, большого и малого, равновесия и шаткости. Все это на картине. Монументальная фигура акробата, который сидит на кубе и крошечная хрупкая девочка, которая балансирует на шаре, создают прекрасный контраст. Высокий горизонт создает ассоциации с раннеренессансными картинами. А фигуры женщины с ребенком и собакой и коровы на заднем плане уравновешивают всю композицию.

«Девочка на шаре»
«Девочка на шаре»

Совместные творческие поиски с Жоржем Браком, ощущение напряженной конкуренции с Матиссом, который создает смелые, революционные картины и за которым следует целое поколение молодых художников приводит Пикассо к самой скандальной картине «Авиньонские девицы» (1907). Картину мало кто оценил. Говорят, что Матиссу картина не понравилась, но в условиях жёсткой конкуренции двух метров сложно судить об искренности взаимных отзывов о работах друг друга.

«Авиньонские девицы»
«Авиньонские девицы»

В этой картине сочетается новый стиль кубизма, восторг африканскими масками и попытка перебить яркость и дикость красок Матисса и фовистов. На картине изображены пять обнаженных и откровенно эротических женщин, при этом художник не наделил женщин никакими красивыми чертами. Он писал женщин из публичных домов Готического квартала, куда часто наведывался во время завершающей стадии отношений с Фернандой Оливье.

Чтобы понять революционность картины не только по форме и композиции, но и по колориту, следует обратить внимание на преобладание ярких колористических тенденций начала ХХ в. Все началось с импрессионистов, которые делали акцент именно на колорит, затем авангардные течения, фовизм с его диким, ярким цветом и невероятными контрастами. И вот в противовес общей колористической тенденции, Пикассо пишет картину монохромными, охристыми цветами. В то же время он осторожно добавляет на холст приглушенные розовые и голубые тона, чтобы подчеркнуть переход от предыдущих творческих периодов к совершенно новому.

Вероятно, для развития кубизма ни один художник не сделал больше, чем Пабло Пикассо. Именно с ним ассоциируется этот стиль, который был перенят испанцем от Сезанна. Именно мастер с Экса стал первым на путь геометрии в живописи, рисуя множество раз гору Сент Виктуар и пейзажи местных поселений. В общем, фигура Сезанна абсолютно уникальная и знаковая для творчества художников ХХ в., и влияние на Пикассо не исключение, а закономерность.

Еще одна картина из наследия Пикассо — «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев» (1932) в 2010 году стала самым дорогим шедевром, проданным в мире. Стоимость картины составила 106,482 млн. долларов. Моделью для картины была любимая Пикассо — Мари-Терез Вальтер. Она выступала в образе мифической нимфы — Дафны. Эта картина является одной из многочисленной серии Вальтер, которую Пикассо писал тайком от своей жены Ольги Хохловой. Вальтер изображена рядом с бюстом, для которого она служила моделью. В 1936 году картину приобрел нью-йоркский арт-дилер Поль Розенберг, один из величайших дилеров ХХ в. Во многом американские музеи и коллекционеры обязаны ему большим количеством европейских шедевров в американском художественном пространстве.

«Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев»
«Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев»

Еще одна картина из этой серии «Сон» (1932) была написана чуть ли не за один день. Мария-Тереза Вальтер сидит в кресле, склонив голову на бок, полураздетая, держа руки сложенными на животе. На момент написания картины, Вальтер была беременна от Пикассо. Картина написана в духе сюрреализма и является одной из самых нежных женских образов этого периода.

«Сон»
«Сон»

 Есть в творческом наследии Пикассо один простой рисунок чернилами в 1955 году, который стал самой узнаваемой иллюстрацией к Сервантесу — «Дон Кихот». Это несколько чернильных пятен на белом листке бумаги, которые лучше всего передают суть знаковой истории испанского писателя. Высокая и худая фигура Дон Кихота сидит на своем верном коне Росинанте. В руке он держит копье для борьбы с воздушными мельницами, которые Пикассо изобразил на заднем плане. Рядом верхом на осле сидит маленький и коренастый Санчо Панса — бессменный помощник Дон Кихота.

«Дон Кихот»
«Дон Кихот»

Больше о творчестве Пикассо и других кубистов и импрессионистов, Вы сможете узнать на онлайн лекциях лектория Лихтарик. Вашему вниманию мы предлагаем курс «История европейского искусства», где расскажем о связи первобытного искусства и авангардных течений ХХ века.

Легко и доступно о сложных художественных течениях рассказываем детям на курсе «История искусства для детей».

Все лекционные программы студии доступны онлайн. Для регистрации заполните форму на этом сайте и позвоните нам.

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам