Самые известные картины Дали

Позвоните сейчас и закажите

Король эпатажа, своевольный каталонец, эгоист и гений. Нарцисс и однолюб. Вечно влюбленный в науку и преследуемый видениями. Этот человек — Сальвадор Дали. Что касается его произведений — странных и мастерских — то они отражают образ мышления художника. В картинах Дали всегда сложный сюжет, которого бы хватило на несколько сезонов сюрреалистического сериала. Они перевернули и продолжают переворачивать представление об искусстве, ведь осматривая эти картины, мы начинаем понимать, что искусство не обязательно прекрасное.

Уже первая картина в нашей истории расскажет о нестандартное мышление Дали.

1. «Постоянство памяти», 1931 год

Когда Дали и Гала (Елена Дьяконова) жили в рыбацкой хижине в Порт Льигат и переваривали свое тяжелое положение, а еще какую-то еду на 20 песет (около 1 доллара), Дали все равно упорно писал. Он верил в свой талант, а еще в него верила любимая женщина, поэтому все было не так уж и плохо. В это время Дали работал над пейзажем, который вы видите на картине. Тогда на этом пейзаже были сами только скалы мыса Креус, сухие оливковые деревья и песчаный пляж, которые было видно из окна той таки рыбацкой хижины. Порт Льигат был прекрасным наяву, но, когда Дали воспроизвел его на холсте, он начал чувствовать, что этому пейзажу чего-то не хватает. Художник не видел там идеи, стержневого образа, который бы превратил разрозненные элементы — засохшие оливковые деревья, скалы, песок и воду — на целостный сюжет. Найти этот стержень ему помог … камамбер. В тот вечер, когда Дали наконец понял, чего не хватает на картине, он некоторое время наблюдал за тем, как на столе тает и плавится сыр камамбер, который остался после встречи с друзьями. А затем, поднявшись, он бросил взгляд на не законченную картину и все увидел — на пейзаже появятся часы, которые будут таять и растекаться, как желе. Художник подготовил палитру — и за вечер закончил картину. Когда Гала вернулась и увидела работу, то заверила Дали: «Кто увидит эту картину хоть раз, не забудет о ней никогда».

Интересно, что на картине мы встречаем еще и автопортрет художника: голова по центру — это сам Дали. А еще в глаза бросаются четверо часов. Три из них символизируют субъективное восприятие прошлого, настоящего и будущего, а одни — те, что лежат на столе циферблатом вниз, — символизируют объективное время, независимое от нашего восприятия. Обратите внимание и на муравьев на корпусе этих последних объективных часов. Они частые гости на картинах Дали, и их роль очень философская — это напоминание о тлении и смерти. Попробуйте найти их на еще каких-то других картинах, представленных в этой статье. Спорим, они там будут. А теперь подумаем, почему муравьи изображены именно на часах с объективным временем?

2. «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», 1944 год

Невозможно закрыть глаза перед прекрасной фигурой натурщицы, согласны? Эта натурщица, кстати, много значила для Дали. Это была его Гала. Она изображена среди гранатов — символов плодородия — и с дулом винтовки в руке — это намек на укус пчелы. Но кроме любимой Галы, здесь находим и реминисценции на другое увлечение художника — психоанализ. Все элементы картины вместе становятся иллюстрацией к «Толкованию снов» Зигмунда Фрейда — любимой работы Дали. Художник ценил психоаналитика настолько, что даже называл его своим отцом. Поэтому представьте, какой честью для Дали было познакомиться с господином Фрейдом в 1938 году!

Кроме этого, присмотритесь повнимательнее к каменной плите, на которой якобы лежит Гала. Необработанные края этой глыбы воспроизводят рельефы того же мыса Креус, где Дали отдыхал будучи ребенком, и проживал в начале своей карьеры. Эти скалистые выступы имели Грандиозное значение для Дали. Вот как он высказывался о них: «Я неотделим от этого моря, этого неба, этих скал. Здесь сформировалась моя самая заветная правда, мои корни».

3. «Обнаженная Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна», 1975 год

Благодаря названию, становится понятно следующее: чем дальше наблюдатель от картины, тем больше она похожа на портрет Авраама Линкольна. Кроме того, на ней изображена уже известная нам женщина (да, это снова Гала). Но зачем там Линкольн?!

Самое время рассказать о еще одном секрете гениальности Сальвадора Дали. То, что он был художником, не означало для него, что единственная достойная сфера деятельности, это гуманитарные науки. Дали всегда держал руку на пульсе научных открытий. В частности, когда Леон Гармон опубликовал оцифрованное фото Авраама Линкольна в исследовании «Распознавание лиц», Дали мгновенно инкорпорировал это фото в свою картину. Что ж, господин Сальвадор любил бросать себе вызовы! Вот, кстати, как выглядело оригинальное фото из исследования:

4. «Христос Святого Иоанна Креста», 1951 год

Эта картина предстала перед глазами Дали именно в то время, когда он пытался совместить испанскую религиозную мистику и научные достижения. По словам художника, ему приснился сон, в котором он увидел эту картину как ядро атома. А потом его осенило, и художник понял: ядро атома — это Христос… Если вы чувствуете, как с головы срывает крышу, не стесняйтесь. Остановитесь и подумайте, что имел в виду художник.

В дополнение к этому, Дали наткнулся на эскиз Распятия, сделанным святым Иоанном Креста (приводим его ниже):

История создания этого эскиза такова: Иоанн Креста в одном из своих видений увидел Христа, который нависает над миром. Это видение он и изобразил на эскизе выше. Через несколько веков после этого, уникальность и красота Христа на этом эскизе настолько поразила Дали, что он решил изобразить Распятие не из-за ужасы страданий, а через красоту Бога Христа. По меньшей мере, нам следует признать новаторские взгляды и нонконформизм Дали в этом плане. Ко всему, цветовая гамма в верхней части картины четко вписывается в минималистичные тренды нашего XXI века.

5. «Портрет Галы с двумя ребрышками ягнёнка, балансирующих на ее плече», 1933 год

Эта картина имеет интересный эффект: если вы впервые столкнулись с ней на репродукции, вам будет казаться, что вы имеете дело с достаточно большой картиной, но присмотревшись к цифрам, которые указывают истинные размеры работы (6,80 х 8,80 см), вы поймете, что ошибались …

Все пространство миниатюры буквально пронизано солнцем, от жарких прикосновений которого Гала, кажется, получает удовольствие. Что касается символизма ребрышек ягнят, позволим все объяснить самому Дали: «… вместо того, чтобы съесть ее (то есть Галу), я решил съесть несколько сырых кусков мяса. И действительно, отбивные стали заменой соблазнительной жертвы, как ягненок для Авраама или яблоко для Вильгельма Телля …»

Интересно, что при написании этой миниатюры Дали отталкивался не от реальной Галы, а от общей фотографии с женой, где Гала вышла гораздо лучше, чем в жизни (мы ее, конечно, не видели, но такие исторические данные), и где она выглядит настоящей соблазнительницей-красавицей. Вполне возможно, что на фото появилась ее настоящая внутренняя суть и фотограф вовремя это заметил.

6. «Метаморфозы   Нарцисса», 1937 год

По мнению самого Сальвадора Дали, эту картину можно считать первым его произведением, созданным в абсолютно полном соответствии с собственноручно разработанным параноидально-критическим методом. Чтобы понять картину, сначала поймем суть самого метода. Прежде всего, основой этого метода становится культ иррационального познания. Во-вторых, его целью является интерпретировать параноидальные явления человеческого сознания. В-третьих, для него характерна фотографическая точность изображения каждой детали. А необходимо это для того, чтобы воспроизвести всю суть параноидального видения, которое наведывается к человеку.

Возможно, толчком к написанию этой картины была поэма «Метаморфозы» Овидия с иллюстрациями Пабло Пикассо. Впрочем, это не единственная версия. В конце концов, сам Дали был непревзойденным «нарциссом», к тому же он осознавал и гордился своим нарциссизмом. А само понятие «нарциссизм» ввел в психиатрию его кумир — Зигмунд Фрейд.

Сюжет картины продиктован мифом о Нарциссе, который был пересказан Овидием. Суть метаморфозы — это превращение фигуры Нарцисса в большую каменную руку, а головы — в луковицу. Дали использует испанскую пословицу «луковица в голове проросла», что означает навязчивые идеи или комплексы.

7. «Девушка у окна» («Женская фигура у окна»), 1925 год

Погрузимся в лето 1925 года. Талантливому и красивому Сальвадору Дали всего 21 год, его еще не выгнали из Академии изящных искусств в Мадриде, и он имеет все шансы стать художником классического образца. В это время художник много работает и без устали пишет свою единственную женскую натурщицу (ведь Гала еще не появилась) — родную сестру Анну-Марию. До появления Галы, Анна-Мария была самым близким человеком для Дали, и эта любовь брата к сестре, а еще восхищение ее юной красотой, ярко проявились в картине. Во время написания «Фигуры у окна» Дали использует привычный для него прием «картины в картине», который он подсмотрел у мастеров прошлых веков — у того же Веласкеса (подробнее о нем здесь) и Вермеера, своих кумиров.

8. «Жираф в огне», 1936-1937 гг.

Эта небольшая по размеру картина (35 х 27 см) имеет мощное влияние на зрителя. Оно и не удивительно, если углубиться в ее историю. Картина была написана в годы гражданской войны в Испании — той, при мысли о которой историки неодобрительно качают головой и причмокивают языком. В результате этой войны в 1939 году Вторая Испанская Республика упадет под напором диктатуры Франко и позволит фашизму закрепиться в Европе. А через несколько месяцев разразится еще и Вторая Мировая. Учитывая масштабы бедствий и запах крови в воздухе становится понятно, почему Дали и Гала не хотели быть в гуще военных и политических событий и эмигрировали в США. Принимая во внимание аполитичность художника и его нежелание становиться ни сторонником Франко, ни сторонником Гитлера, возможно, этот шаг стал его спасением.

Создавая картину «Жираф в огне», очень чувствительный Дали предусматривал грядущие бедствия. На переднем фоне изображена женщина-монстр, которая интересна тем, что имеет на своем теле выдвижные ящики и странные отростки. Эти отростки не способны поддерживать себя — для этого им нужны костыли. Что касается ящиков, то они символизируют тайные закоулки человеческого подсознания. А то, что они открыты, — это указание на глубинные инстинкты, которые война освобождает в человеке и о которых в мирное время люди даже не догадываются. Небо, кажется, должно было бы вызывать спокойствие, но не в этой картине… Насыщенно-тревожный цвет неба будто предостерегает, что грядут сумерки и ночь …

9. «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны», 1936 год

Продолжая тему гражданской войны, мы должны вспомнить и об этой картине. С первого взгляда заметно, что изображенный монстр мучается в замкнутом круге, стараясь разорвать самого себя со всех сторон. Дополнительный смысл здесь прослеживается даже в геометрической форме монстра, поскольку эта форма воспроизводит картографический вид Испании. Складываем все подтексты вместе — и вот оказывается, что испанцы раздирают себя на куски. Наверное, эту картину можно окрестить самым мощным антивоенным манифестом из всех, созданных художниками.

Несмотря на такой глубокий и болезненный сюжет, Дали несколько цинично отзывался об этой войне. И наконец, первая часть названия — «мягкая конструкция с вареными бобами» — еще раз доказывает своеобразие взглядов художника относительно всего в этом мире. По его мнению, война — страшное, однако «съедобное» блюдо, в котором бобы становятся гарниром к кровавой плоти.

Соглашаться или нет — это личное дело каждого. Но независимо от нашей позиции, картина провоцирует на размышления.

10. «Галлюциногенный Тореадор», 1970 год

Завершим наш рассказ верой в свет.

Эта картина стала своеобразным ярким итогом и вершиной всего творчества Дали. Над гигантской картиной, площадь которой составляет 12 квадратных метров, Дали работал в течение 15 месяцев. Здесь также есть привычный для его картин элемент — образ Галы, но история создания картины и ее значение уникальные, как всегда это у Дали.

Все началось с подарка друзей — набора карандашей с изображением на коробке Венеры Милосской. А соль в том, что Дали увидел в чертах Венеры большое сходство с лицом своего знакомого — известного испанского тореадора Мануэля Родригеса (Манолете). Он поделился своими наблюдениями с Галой и друзьями, но те не разделили его мыслей. Это ни на каплю не расстроило Сальвадора Дали — в конце концов, гениальным художником был именно он. Для удобства Дали разделил пространство холста на 12 квадратов по 1 м 2 каждый — и начал свой титанический труд.

Перед тем, как рассказать о картине, внимательно рассмотрите ее, потому что после объяснений вы будете воспринимать ее совершенно иначе.

На что вы обращаете внимание, когда впервые осматриваете эту картину? Наверное, на очередь с Венер Милосских? Ладно, с Венерой все понятно. Но сейчас присмотритесь как следует ко второй справа Венере, точнее к ее лицу, и вы увидите, что оно — это глаза тореадора. Грудь Венеры — его нос, а ниже можно еще и разглядеть рот, подбородок, а еще ниже — пуговицу от рубашки и зеленый галстук (или платок), которые выделяются на фоне белой рубашки.

Теперь эта картина навсегда останется в вашем восприятии такой, и рассматривать ее как ранее не получится. А над всем — торжественные арки, одна из которых не кидает тени и окружена ангелами, что свидетельствует о том, что душа умершего Родригеса скоро переберется на небо. Вообще, по словам Дали, образ тореадора — это большое обобщение. Оно инкорпорирует тех, кого Дали знал в жизни и кто умер раньше за него.

И как говорил И. Багряный: «А над всем — солнце» — поэтому и итогом творчества художника мы выбрали светлую и солнечную картину. Если же вам не хватает света в жизни, посетите наши мастер-классы или подарите сертификаты на них своим близким. 

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам