Рембрандт. Взлет и падение

Позвоните сейчас и закажите

Рембрандт — это самый известный художник XVII века, великий портретист, мастер светотени и новатор живописи. Мог ли представить себе Рембрандт что о нем будут так долго помнить потомки после сплошного забвения еще при жизни? Жизненный путь Рембрандта похож на американские горки: невероятный взлет, слава и богатство изменились забвением, пренебрежением и банкротством. Картина, которая уничтожила его карьеру принесла ему в результате бессмертие. Но у его родственников не было даже денег на достойное захоронение, и Рембрандта похоронили на кладбище для бедняков. До сих пор неизвестно где находится захоронение одного из самых известных художников мира. Что же нам известно о загадочном Рембрандте?

Путеводитель 1641 по Лейдену Яна Орлеса утверждает: «Рембрандт, сын Хармена Герритса ван Рейна и Нелтье Виллемс ван Зейтбрук, родился в Лейдене 15 июля 1606 года». Отец будущего художника имел мельницу на берегу Старого Рейна. Отсюда и фамилия ван Рейн. Мама Рембрандта происходила из семьи пекарей. На первый взгляд ничто не предвещало рождения художественного гения. Мальчик был восьмым ребенком в семье.

Жизнь в Голландии была тяжелой. С одной стороны, была длительная война с испанцами за независимость и за веру. Религиозные войны католиков и протестантов были разрушительными и кровопролитными. У испанцев военной мощи было больше, но жажда свободы вела голландцев вперед. А с другой стороны, Голландия постоянно отвоевывала землю у моря. Борьба с подтоплением, холодными северными ветрами и безжалостной водой продолжалась в этих землях веками. А еще пожары, которые истребляли Лейден. На улицах по вечерам зажигали факелы, которые играли роль современных фонарей и если был сильный ветер или факел падал, то начиналась пожар.

В 1609 году соединенные провинции получили свободу благодаря подписанному двенадцатилетнему миру. Начинался золотой век Голландского общества. Ост-Индская компания давала возможность для обогащения, протестантизм открывал двери для занятий бизнесом без опасности попасть в ад за ростовщичество. Формировалось новое общество, которое стремилось нового искусства. Главными заказчиками впервые в современной истории стают не церковь и не монастыри, а состоятельные горожане. В таких условиях рос маленьких Рембрандт. Экономическая и политическая ситуация как будто бы готовила для него новый слой заказчиков, чтобы дать возможность раскрыть будущий талант.

В 1613 году Рембрандт вступает в латинскую школу, где учится читать и писать на голландском и на латыни, изучает Библию. Впоследствии вступает в Лейденский университет — старейший в Голландии (основан в 1575 году). Лейденский университет славился на всю Европу, здесь с 1600 года происходили регулярные анатомические театры и открытые лекции выдающихся ученых со всей Европы. Правда в университете Рембрандт долго не продержался. Он пошел учиться на художника.

Сначала молодой художник попал в мастерскую Якоба ван Сваненбурга, где пробыл три года. Здесь он научился шлифовать доски для будущих картин, грунтовать холсты и растирать пигменты для будущих масляных красок.

Затем Рембрандт переходит в мастерскую Ластмана. Вероятно, что Питер Ластман лично встречался с Караваджо во время пребывания в Риме. Его техника была на порядок лучше, чем у Сваненбурга. Рембрандт научился у Ластмана историческому жанру. Всего шесть месяцев в этой мастерской сформировали будущий путь Рембрандта и его преданность караваджизму и светотеневой моделировки, равных в которой Рембрандту не будет.

В 18 лет Рембрандт вместе с другим Лейденским художником Яном Ливенсом открывают совместную мастерскую. У обоих есть амбициозные планы стать известными и богатыми. Дела у молодых художников идут хорошо.

В 1628 году Рембрандт пишет довольно странную работу «Художник в мастерской» (1629) — это автопортрет. Рембрандт находится в собственной мастерской, одетый так как будто бы принимает заказчика. Перед ним мольберт с большим холстом, но внимание привлекает не это. Кусок стены с отшелушенной штукатуркой и плесенью — вот то, что художник хочет нам показать. Плесень для Лейдена была привычной. Город, стоящий на воде не мог бороться с сыростью. Фактура стены и различных слоев штукатурки, кладки, краски, стыка стены и той же плесени, как ничто другое указывает на мастерство художника. Создается впечатление, что это своеобразная визитная карточка Рембрандта. Но пока его коллега Ливенс пользуется большей популярностью.

Единственное чего не хватало в образовании этих двух талантливых молодых художников — это поездки в Рим. В те времена без такой поездки было немыслимо становиться художниками. Но через Лейден проходило много картин старых мастеров, преимущественно итальянских. И Рембрандт с Ливенсом точно их видели.

А в 1628 году в мастерской Рембрандта уже появляется первый ученик — Герард Доу. Ему было 15 лет.

Рембрандта можно считать вундеркиндом. Константин Хёйгенс, который занимался культурными проектами при дворе принца Оранского считал его будущим голландского искусства. Рембрандт успешно переезжает из провинциального Лейдена в Амстердам. Быстрый успех и удачная карьера будут подкреплены счастливой супружеской жизнью с Саскией. Приданое в 40 тысяч гульденов в сочетании с хорошими заработками Рембрандта позволят супругам жить на широкую ногу. Саския станет любимой моделью Рембрандта, а ее образованность (в отличие от многих женщин своего времени Саския умела читать и писать) сделают их близкими друзьями.

Картина, которая сделала Рембрандта известным — это «Урок анатомии доктора Тульпа». Это должен был быть групповой портрет, который за последние сто лет стал ключевым жанром голландского искусства.

Вероятно, картина была заказана к первой годовщине работы анатомического театра в помещении бывших ворот Святого Антония на торговой площади Антонисмаркт. Вскрытие проводил сорокалетний профессор Николас Питерс Тульп. Он дважды избирался бургомистром и был членом магистрата. Интересным фактом является то, что кроме Тульпа на картине больше нет хирургов, однако есть выдающиеся деятели города.

Урок анатомии доктора Тульпа

Этот групповой портрет поразил современников. Рембрандт отошел от традиционной трактовки композиции. Обычно, на групповых портретах персонажи были статическими, а свет был прямым и равноценным для всех участников. Эмоций на таких портретах также не было. Все персонажи были спокойны и уравновешены. Но все участники анатомического урока Тульпа явно заинтересованы в происходящем. Эта картина утвердила статус известного художника, а брак с Саскией наконец освободил его от характеристики «сын мельника», которая закрепилась за ним еще с первых живописных работ. Начался короткий, но яркий период в жизни художника.

У Рембрандта появляется большая мастерская и много учеников, он развивается в живописи и графике, пишет копии картин Леонардо, исследует себя и Саскию через портреты, собирает коллекцию древностей и драгоценных картин. Здесь можно было найти самурайские шлемы и рисунки Мантеньи. Ему было 34 года. Он считал себя северным Тицианом, был амстердамским селебрити.

Пройдет еще совсем немного времени и его сокровища уйдут с молотка, Саския умрет, и он останется одиноким, бедным и без заказов. В 1660 году Рембрандту будет за пятьдесят. От былой славы и блеска не останется ничего. Его будут считать неудачником хотя и признавая его не рядовой гений. Что же произошло в жизни Рембрандта? Почему его жизнь перевернулась с ног на голову?

Ночной дозор

Рота солдат под командованием капитана Франса Баннинга Кока заказала групповой портрет для парадного зала на втором этаже штаб-квартиры аркебузиров. На момент начала работы над огромной картиной в галерее уже висели несколько картин, написанных другими художниками. Поскольку все персонажи картины давали деньги на ее написание, то каждый из них должен был быть узнаваемым и максимально успешно освещенным. Но Рембрандт, вместо того, чтобы выстроить все фигуры в один ряд параллельно плоскости картины, так чтобы каждого можно было разглядеть, строит другую, более сложную и драматическую композицию. Он меняет направление оси движения, чтобы персонажи как будто бы выступали из глубины картины. Он располагает стрелков в сложных ракурсах. На первый взгляд кажется, что движение персонажей на картине хаотично. Но все они движутся по четко просчитанных траекториях, которые отмечены аркебузой, штагом и флагом. В центре композиции командир Баннинг Кок. Несмотря на нарушения большого количества канонов и ожиданий заказчиков, Баннинг Кок принимает картину, но за Рембрандтом финально закрепляется слава самоуверенного художника, который экспериментирует как хочет и не прислушивается к заказчикам. Так с 1642 года траектория жизни Рембрандта меняется, и он начинает стремительно падать в бездну.

После смерти Саскии он хочет жениться во второй раз. Но Саския в завещании указала, что ее деньгами муж сможет распоряжаться только если он не женится во второй раз. Это заставляет его жить с Хендрикье без брака и за это он получает общественное осуждение.

В 40-х годах меняется живописный язык Рембрандта. Он переходит от жизнерадостных моментов «Автопортрета с Саскией» до глубоких, философских трактовок своих сюжетов. С одной стороны, он нашел себя, свой почерк по которому его нельзя спутать ни с одним другим художником. А с другой стороны, современники не поняли. Он не сумел повторить славный путь Тициана или Рубенса, которые пронесли лавровый венок славы через всю свою жизнь.

1657 — 1658 годы были особенно тяжелыми для художника. Сначала на аукционах продавалось его имущество, чтобы покрыть долги, а затем и прекрасный дом. Цена продажи дома была значительно меньше той, которую он заплатил ранее.

Рембрандт пишет много автопортретов. По ним можно читать его жизнь, как по книге. Здесь раскрывается величайший гений портретной живописи. Его удивительные психологические и во многом театрализованные автопортреты станут Библией портретистов будущих поколений.

Под конец жизни он пишет несколько картин на заказ сицилийского коллекционера Антонио Руффо. Его картины есть у короля Англии и кардинала Ришелье. Он знает, что его картины хранятся в лучших коллекциях Европы, но денег художнику не хватает даже на самое необходимое. Так, он вынужден был продать могилу рядом с Саскией, которая должна была стать его, когда придет время. Представьте себе, как это знать, что весь мир считает тебя гением и не иметь никаких материальных благ со своей работы. Представьте, как больно ему было падать с вершины славы в пропасть забвения (ведь картины позднего периода его творчества не интересовали заказчиков). Представьте, как было Рембрандту осознавать, что он достиг вершины живописного мастерства и был вынужден жить в нищете после того, как был большим коллекционером и богачом.

Чтобы углубиться в историю Рембрандта советую Вам почитать две книги о нем:

  1. Паскаль Бонафу «Свет и тень Рембрандта»
  2. Саймон Шама «Глаза Рембрандта»

На онлайн курсе по истории европейского искусства нидерландскому искусству XVII века посвящено две большие лекции. Здесь рассматриваются малые и большие голландцы. Вы узнаете о разнице между художниками Фландрии и Голландии, прорисуете в голове схему золотого века нидерландского искусства, сможете увидеть влияние Караваджо на живопись Рубенса и Рембрандта. Благодаря курсу по истории искусства от арт-студии «Лихтарик» Вы увидите связи, которых раньше не замечали.

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам