Рафаэль Санти

Позвоните сейчас и закажите

Есть художники, которых знает каждый школьник. И со времен Высокого Возрождения до нас дошло целых три таких имени Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Их можно было бы описать так: изобретатель-художник, скульптор-архитектор-художник, художник-архитектор. У каждого из них была своя страсть, у Леонардо — инженерия, у Микеланджело — работа с камнем и его невероятные скульптуры, а у Рафаэля — живопись.

Если Леонардо и Микеланджело прожили долгую, насыщенную искусством жизнь, то Рафаэль, к сожалению, умер молодым, но и он оставил нам невероятные сокровища. Рафаэля Санти часто называют Рафаэлем Урбинским, это связано с местом его рождения — городком Урбино, который относился к владениям мощного герцога Монтефельтро. Отец юного Рафаэля также был художником и работал при дворе герцога. Здесь следует отметить, что сын значительно превзошел творческие успехи отца.

Рафаэль жил в окружении ренессансного искусства. В Урбино работали такие мэтры как Лука делла Роббиа, Пьеро делла Франческа, Леон Баттиста Альберти.

Со временем Рафаэль переезжает в Перуджу, где учится в мастерской Пьетро Перуджино. Самый выдающийся мастер умбрийской школы имел значительное влияние на ранние произведения Рафаэля. Перуджино был одним из лучших мастеров фрески своего времени. В 1481 году он получил заказ от Папы Сикста IV на роспись стен Сикстинской капеллы. Его фреска «Христос передает ключи от рая Апостолу Петру» вдохновила Рафаэля на композицию «Обручение Девы Марии». Рафаэль мечтал о заказе на роспись плафона Сикстинской капеллы, ведь в капелле работали в разное время лучшие художники Италии: Гирландайо, Боттичелли, Синьорелли. Но Рафаэлю не суждено было работать в этом святилище искусства. Заказ получил его главный конкурент – Микеланджело, хотя он и не стремился к живописной работе.

Но у Рафаэля в Риме были мощные связи. Он дружил с главным архитектором Рима – Донато Браманте. Кроме проекта обновленного Собора святого Петра, Браманте спроектировал Ватиканский дворец и другие выдающиеся здания. Он с радостью приглашал в Рим художников умбрийской школы и создавал мощную конкуренцию флорентинцам, которые были едва ли не самыми желанными мастерами во всей Италии.

Флоренция оказала значительное влияние и на становление Рафаэля. В 1504 году молодой художник приезжает в главный город эпохи Возрождения, где видит шедевры Арнольфо ди Камбио, Доменико Гирландайо, Леонардо да Винчи и Микеланджело. И безусловно его поражает купол Санта-Мария-дель-Фьоре – проект Филиппо Брунеллески. Этот собор станет определяющим источником вдохновения в архитектуре для Рафаэля и Микеланджело во время работы над Собором святого Петра после смерти Браманте.

Ранние живописные работы Рафаэля написаны темперой. Это связано с влиянием его наставника Перуджино, который писал темперой (краска на основе яичного желтка). Темпера была доминирующей живописной техникой до революции, которую совершил Ян ван Эйк, экспериментируя с масляными красками.

Рафаэль завоёвывает себе доброе имя благодаря своим портретам. Его изящная манера, идеализированные образы и непревзойденное владение кистью делает его востребованным художником. Он пишет портреты для Анджело и Маддалены Дони, которые ранее заказывали станковую картину у Микеланджело. Кстати, «Мадонна Дони» единственная станковая картина Микеланджело, которая дошла до наших дней. Рафаэль же прекрасно изображает нарядную одежду и прекрасные драгоценности супругов. Но славу Рафаэлю принесли не портреты, а его образы Богоматери и фрески в Ватикане.

Рафаэля часто называют мастером Мадонн. И в этом нет никаких преувеличений. Вряд ли любой других художник создал такое количество различных образов Девы Марии. Лучшей же работой на эту тему считается «Сикстинская Мадонна» (1514 года), которая хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене. В Германию картина попала в XVIII в. с помощью Августа III Фридриха, который приобрел картину за 70 кг золота.

Рафаэль Санти

Август III был курфюрстом Саксонии, королем Польши, Великим Князем Литовским и Русским и славился своим меценатством.

Размер «Сикстинской Мадонны» составляет впечатляющие 2,56 х 1,96 метра. Это был заказ папы Юлия II, того самого, который пригласил Рафаэля в Рим для росписи своих апартаментов (сейчас известных, как Станции Рафаэля) и Микеланджело для росписи плафона Сикстинской капеллы. Это была алтарная композиция церкви при монастыре Святого Сикста в Пьяченце. Вероятно, Папа Юлий II заказал эту масштабную работу, чтобы отпраздновать свою победу над французскими войсками и возвращение города в Папскую область. Юлий Второй был папой воинственным. Он впервые за более чем пятисот лет повел войско в бой, будучи главой католической церкви. Современники вспоминают о нём как человеке с железной волей, который подчинял себе всех. Юлий II мог с кулаками наброситься на человека, который моментально не выполнял его приказ и не было при дворе никого (кроме Микеланджело), кто мог бы спорить с Папой. Благодаря своим военным походам, Юлий II вернул значительную часть утраченных земель, существенно подкосил позиции французов на итальянской земле. А еще Юлий II стремился вернуть Риму былую славу. Ради этой цели он даже разрушил старую базилику Святого Петра и начал грандиозное строительство. Современники говорят, что Юлий II превратил Рим на строительную площадку. В результате многим непревзойденным сооружениям и фрескам мы обязаны замыслу этого тираничного властелина Рима.

Самый важный свой заказ Рафаэль получает в 25 лет от того самого Юлия II. Это была роспись новых апартаментов Папы, куда он хотел переехать, чтобы не жить и не работать там, где все напоминало о его заклятом враге — Папе Александре VI Борджиа. Художника властелину Ватикана советует Браманте. Безусловно, Браманте хотел для своего протеже и заказ по росписи плафона Сикстинской капеллы. Но здесь Юлий II точно знал кто ему нужен, и это был не перспективный Рафаэль, а опытный Микеланджело (хотя опыт его и заключался в скульптуре). Апартаменты, расписанные Рафаэлем, впоследствии будут носить именно его имя и станут наиболее посещаемыми помещениями Ватикана наравне с Сикстинской капеллой.

Станции Рафаэля — это четыре комнаты примерно 9 х 6 метров, стены которых расписаны Рафаэлем и его учениками после смерти мастера. Работы продолжались с 1508 по 1517 год. Одновременно с Рафаэлем, который работал над масштабным заказом, в Сикстинской капелле создавал свой непревзойденный шедевр Микеланджело Буонарроти.

Самой известной и самой первой является Станца делла Сеньятура — рабочий кабинет Папы Юлия II, который прославился фреской «Афинская школа». Тема, которая объединяет всю роспись комнаты — духовная деятельность человека. «Афинская школа» символизирует философию, «Диспут» — богословие, «Парнас» — поэзию, а «Мудрость, умеренность, сила» — правосудие. Но широкой общественности известна именно фреска, которая посвящена философии благодаря изображению современников Рафаэля в образах древнегреческих философов и ученых.

Рафаэль Санти

Центральное место среди всех персонажей «Афинской школы» занимают Платон, который показывает пальцем вверх, символизируя мир идей и Аристотель, который держит в руке «Никомаховую этику». Образ Платона Рафаэль взял с Леонардо да Винчи. Кроме Платона и Аристотеля здесь можно увидеть Сократа, Пифагора, Эпикура и Диогена. Евклида же Рафаэль изобразил похожего на своего друга и покровителя Донато Браманте.

Когда фреска была закончена, Микеланджело закончил половину плафона Сикстинской капеллы и открыл ее для всеобщего обозрения. Это было выдающееся событие, которое Рафаэль не мог пропустить, и он пошел смотреть на работу своего главного конкурента. Роспись Микеланджело настолько поразил юного Рафаэля, что он вернулся к «Афинской школе» и дописал еще одного персонажа — Гераклита Эфесского, который невероятно похож на Микеланджело. Такой образ для Микеланджело, Рафаэль выбрал не просто так. Выдающийся скульптор и древнегреческий философ имели схожий характер, они были гениальными в своем деле, но нелюдимыми, мрачными и упрямыми. Гераклита даже называли Темным. Поэтому, Рафаэль увековечил образ своего главного конкурента в своей лучшей работе, отдав ему уважение и акцентировав внимание на особенностях характера. К слову, Рафаэль был очень харизматичным, открытым и приятным в общении, чего нельзя сказать о Микеланджело.

Во фреске «Диспут», которая представляет собой триумф церкви, Рафаэль также обращается к портретам своих выдающихся земляков — Данте Алигьери (без него нельзя представить Итальянское Возрождение), флорентийского монаха Савонаролы (одного из крупнейших критиков папства, предвестника протестантизма и харизматичного лидера, который совершил политический переворот во Флоренции) и удивительного художника и монаха доминиканского ордена Фра Анджелико.

«Парнас» — это символ поэзии, который также полон выдающихся личностей. Вокруг Аполлона — покровителя поэзии изображены Гомер, Вергилий, снова Данте, Петрарка, Овидий, Гораций и известная поэтесса античности — Сапфо.

Рафаэль Санти

Станца д’Элиодоро посвящена защите церкви. Здесь изображены чудеса, в которых непосредственное вмешательство Бога спасает ситуацию. Такая трактовка связана с неудачным военным походом Юлия II, когда он проиграл французам и оказался перед угрозой потери не только территорий, но и папского престола. Но Юлий Второй был не из тех, кто так легко повинуется судьбе.

Как и в Станца делла Сеньятура, здесь четыре фрески: «Изгнание Илиодора из храма», «Месса в Больсене», «Освобождение Святого Петра из тюрьмы» и «Встреча Льва Великого с Аттилой». Все четыре фрески изображают невероятные чудеса, которые спасли церковь. Именно то, что требовалось Папе, чтобы устоять перед церковным собором, который за его спиной начали собирать французские кардиналы по приказу короля Франции.

Последняя работа, над которой непосредственно работал Рафаэль – Станца «Пожар в Борго». Далее над фресками по эскизам Рафаэля уже работали его ученики.

И если с Рафаэлем-художником знаком каждый, кто хотя бы немного интересуется искусством, то с его архитектурным наследием знакомы не все. А между тем, Рафаэль сделал несколько действительно прекрасных проектов.

К слову, именно Рафаэлю мы обязаны переводу с древней латыни одного из лучших архитектурных трактатов «Десять книг об архитектуре». Перевод был сделан по заказу Рафаэля. Его наработки нашли свое отображение во дворце Видони-Каффарелли, дворце врача папы римского Джакопо Антонио да Брешиа и даже в Соборе Святого Петра.

В Риме Рафаэль разработал проект церкви Сант-Элиджо-дельи-Орефичи. Кроме того, он получил заказ на строительство виллы для кузена Папы Льва Х из семейства Медичи. Это уже произошло после смерти папы Юлия II. Следует отдать должное Рафаэлю, он мог найти себе хорошее место при дворе любого вельможи. Но жить долго Рафаэлю было не суждено. Он умер молодым 5 апреля 1520 года. Он прожил всего лишь тридцать семь лет. Похоронен же Рафаэль в римском Пантеоне и увенчанный мраморной скульптурой Мадонны. Все как завещал мастер. Дева Мария, которая сопровождала его всю жизнь в работе, осталась с ним навечно.

Подробнее об искусстве итальянского Возрождения и гениев Ренессанса можно узнать на онлайн курсе «История европейского искусства».

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам