Питер Пауль Рубенс

Позвоните сейчас и закажите

Когда мы говорим Рубенс, мы имеем в виду барокко, когда говорим барокко – подразумеваем Рубенса. Но все ли так однозначно с выдающимся фламандским живописцем? Что мы знаем об истоках его творчества, о его творческом пути и всемирном признании? Можно ли считать Рубенса счастливчиком или он стал известным несмотря на все жизненные неурядицы? Давайте разбираться вместе.

Питер Рубенс прославился своими картинами в исторической, религиозной и мифологической живописи. Он был известным портретистом, хотя и не очень любил этот жанр. А еще ему не было равных в пейзажной живописи. Но начало его карьеры было связано с огромным скандалом из-за романтических приключений его отца.

Семья Рубенса имеет давние корни. Они происходят из Антверпена. Ян Рубенс, отец будущего художника, был старшиной родного города во времена правления герцога Альбы. Здесь следует отметить, что Фернандо Альварес де Толедо (герцог Альба), был одним из самых жестоких полководцев. Голландцы сравнивали его с всадниками Апокалипсиса. С 1567 по 1573 годы он был наместником Нидерландов и стремился любой ценой покорить эти земли Испании и католицизму. Однако, свободолюбивые голландцы устояли и отвоевали свою независимость от короля Испании и Папы Римского.

Отец Питера Рубенса тайно перешел в протестантизм из-за чего был вынужден эмигрировать в Кельн. Здесь и начались большие проблемы. Будучи женатым человеком, он заводит роман с женой Вильгельма Оранского – Анной Саксонской. Вильгельм Оранский был первым наследственным правителем Нидерландов, возглавлял Нидерландскую революцию и воевал против испанского ига. Его брак с Анной Саксонской был несчастливым и принцу Оранскому требовался развод. Ее связь с адвокатом Яном Рубенсом стала прекрасным поводом для развода. Яна Рубенса арестовали и подвергли пыткам. Под страшными пытками он признался в преступлении перед принцем Оранским и был обречен на казнь. Его спасло признание Анны и ее признание своей вины. Рубенсу заменили смертный приговор на заключение. И он так и сидел бы в тюрьме пока не умер бы от болезней, если бы не его жена. Мария Пейпелинкс писала письма, обивала пороги, умоляла и молила о возвращении мужа и добилась облегчения приговора. Яна Рубенса с семьей отправили в ссылку в городок Зиген, где и родился маленький Питер.

Ради образования своих детей, мама Питера снова просила, умоляла и добилась разрешения на возвращение в Кельн. Но дорога в родной Антверпен была закрыта пока был жив Ян Рубенс. После его смерти, снова ради детей, мама Питера возвращается в католичество и едет с семьей наконец-то домой — в Антверпен. В общем, если бы не мама, то Питер и другие дети не смогли бы достичь тех высот, которых они в конце концов достигли.

Мама устроила Питера в иезуитскую школу, где он получил качественное общее образование. Затем она отправила его служить пажом при дворе графини Лаленг. Пажами становились мальчики из знатных семей (представьте, чего стоило женщине доказать благородство сына после всех проблем, которые были в семье из-за его отца). С 7 лет пажей учили стрелять из лука, кататься верхом, плавать, метать копья, а также придворным манерам. Этот опыт пригодится Рубенсу во время его дипломатических миссий и не только.

Мама увидела и его склонность к живописи, поэтому он учился в мастерских разных художников, которые перенимали итальянскую манеру. Здесь следует заметить, что на зрелого Рубенса всегда влияли три вещи: пейзажная живопись и реализм Питера Брейгеля, колорит венецианской школы и Тициана, и динамика барокко, которую ввел Микеланджело. В 1598 году Рубенс вступает в Антверпенскую гильдию Святого Луки. А уже через два года едет завершать художественное образование в Италию. Именно там, в Италии, Рубенс найдет свой путь и вернется на родину выдающимся мастером. Но и здесь не все было таким безоблачным.

В Италии обустроиться Питеру помог его старший брат. Они вели активную переписку, которая к счастью, дошла до нашего времени. В течение всего пребывания в Италии, Питер Рубенс был на службе у Винченцо Гонзага — герцога Мантуи. В это время художник преимущественно писал копии картин выдающихся итальянцев: Тициана, Тинторетто, Леонардо. Но его амбиции уже росли. Он очень хотел создавать картины для Мантуанского герцога, но взамен получил сложное дипломатическое поручение. Он должен был привезти бесценные дары от герцога испанскому королю: картины, обои, драгоценные украшения. И Рубенс отправился в долгий путь. Его преследовала плохая погода, ужасная дорога и множество проблем. А когда он приехал в Мадрид, то выяснилось, что короля в городе нет. И он снова поехал в новую резиденцию на поиски короля, чтобы передать подарки. И каким отчаянием стала для Рубенса новость о состоянии картин лучших итальянских мастеров, когда он открыл ящики с дарами. Там была и плесень, и грибок, и отшелушенные куски краски, которые не выдержали постоянной вибрации при перевозке. Но Рубенс не опустил руки, а отреставрировал картины. Показав таким образом все свое мастерство и знания.

По возвращении в Антверпен, Рубенс женится на Изабелле Брант. Она была красивая, образованная дочь ученого гуманиста Яна Бранта. Почти сразу Рубенс идет на службу к наместнику испанского короля. Его работа ценится так дорого, что Рубенс строит огромное имение, похожее на итальянский палаццо. Здесь он будет собирать коллекцию картин, ювелирных украшений, гобеленов, посуды и других художественных произведений.

Кроме Габсбургов среди заказчиков Рубенса были состоятельные горожане и орден иезуитов. Художник создал мастерскую, где работали как его ученики, так и мастера высокого уровня (к примеру, Ян Брейгель), которые помогали создавать огромные живописные работы. Вообще, Рубенс любил монументальный размах.

Пітер Пауль Рубенс

В это время непревзойденное образование Рубенса пригодилось ему для развития дипломатической карьеры. Он знал шесть языков, был эрудированным, владел всеми знаниями придворного этикета и был желанным гостем при королевских дворах Европы. Рубенса называли «королем художников и художником королей». С 1621 года он становится на дипломатическую службу при дворе испанских Габсбургов.

В следующем году он едет по приглашению Марии Медичи в Париж. Она заказывает серию картин, которые должны прославлять её жизнь, для нового Люксембургского дворца. Рубенс создает двадцать одну картину из жизни королевы и три ее портрета. На выполнение заказа у Рубенса уходит около двух лет. Прославленная серия картин сейчас хранится в коллекции Лувра.

Но личная жизнь Рубенса была не такой безоблачной, как его карьера. В 1623 году умирает его двенадцатилетняя дочь, а через три года во время эпидемии чумы он теряет любимую жену.

В 1629 году по поручению испанского короля Филиппа IV Рубенс едет на переговоры с английским королем Карлом I. Он не только блестяще отстаивает позицию Испании, но и получает заказ на роспись банкетного зала аллегориями из жизни отца английского короля — Якова I. Роспись была настолько удачной, что художника посвятили в рыцари и сделали почетным доктором в Кембриджском университете.

По возвращении из Англии, Рубенс знакомится с Элен Фурман и женится на ней. У них была значительная разница в возрасте. Фурман было 16 лет, а ему 53. У них родилось пятеро детей. Элен станет музой Рубенса и будет много ему позировать для новых картин.

Особого внимания в истории о Рубенса заслуживает его роль в развитии барокко. Часто Рубенса называют основателем или отцом барокко. Но это не совсем верно. Дело в том, что впервые барочные характеристики в художественных памятках появляются в Италии. А именно в художественных произведениях Микеланджело. Он подчеркивал архитектурные объекты гигантскими ордерами, использовал разнообразные карнизы и добавлял динамики и эмоционального напряжения своим творениям. В живописи же «Страшный суд» Микеланджело на алтаре Сикстинской капеллы стал первым барочным произведением. Так почему же за Рубенсом закрепилась слава основателя барокко.

Дело в том, что он первым подхватил новый стиль, который впоследствии станет первым универсальным стилем и завоюет не только всю Европу, но и дальние колониальные земли. Рубенс почти на полвека опередил своих современников в использовании приемов барокко. Безусловно, ни Микеланджело, ни Рубенс не характеризировали свое творчество терминами стиля барокко. Классификация стилей сформировалась задолго после смерти этих гениальных художников.

Но самое главное в барокко Рубенса — это его особый почерк, который ни с кем не перепутаешь. Именно яркость, пышность, размах и экспрессия живописи Рубенса, как ни одна другая живопись не демонстрирует всю суть того, что мы вкладываем в значение термина «барокко». Само определение этого стиля отчасти писалось, глядя на образцы живописи Рубенса.

Картины Рубенса — это прежде всего невероятная энергия движения. Ее можно почувствовать только стоя перед его огромными работами, когда периферическое зрение не видит ничего за пределами картины. Движение в его картинах как будто бы затягивает внутрь сюжета. Оно настолько энергично, что ему не в силах противостоять. Видимо поэтому от большого количества картин Рубенса быстро устаешь. Один зал Рубенса в музее стоит нескольких залов с картинами других художников. Поэтому, советуем не нырять сразу во все картины, а остановиться на одной работе, чтобы почувствовать ее и насладиться мощной энергетикой «короля живописцев».

Как видим, жизнь Рубенса на первый взгляд похожа на прекрасную вершину Олимп, где художник властвует над миром живописи. Но присмотревшись внимательнее, его жизнь скорее похожа на сложное восхождение на Эверест, и в конце концов покорение вершин, хотя и с потерями, и обязательными сложностями.

Рубенс оставил после себя огромное наследство. Полный каталог его работ, составленный Майклом Джаффе — британским историком искусств, составляет 1403 работы без учета копий. В общем, для исследователей творчества Рубенса существует сложная задача понять, какие картины художник писал сам, какие частично рисовал, а какие были написаны под его пристальным контролем. Потому что все они подписаны именем Рубенса.

В его мастерской было много талантливых учеников. Ван Дейк, который вышел из его мастерской стал лучшим портретистом своего времени. Кроме того, Рубенс часто приглашал именитых художников, таких как Яна Брейгеля или Франса Снейдерса для написания фрагментов, в которых тот или иной художник был сильнейшим. Таким образом, мастерская Рубенса стала не только кузницей кадров, но и своеобразной платформой для художников своего времени.

Подробнее о Золотом веке голландской живописи и творчестве Питера Рубенса узнавайте на онлайн курсе «История европейского искусства».

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам