fbpx

Пигменты и их названия

Позвоните сейчас и закажите

Попадая в художественной магазин очень сложно ориентироваться в названиях масляных красок. Киноварь, окись хрома, кадмия, умбра, охра, кобальт, ультрамарин и берлинская лазурь – все эти названия прямо окружают Вас со всех сторон. Конечно, есть выкраски, которые помогают определиться с цветом, но хотелось бы разобраться со всеми этими названиями? Тогда Вам пригодится эта информация.

Итак, почему просто не написать на тюбике краски: синяя, зеленая, красная, желтая? А потому что каждый из этих цветов имеет целый ряд особенностей и оттенков. А в прошлом вообще было невозможно прийти в художественный магазин и выбрать себе краску по выкраске. Надо было самостоятельно готовить краски из пигментов. Вот именно от пигментов и пошли все эти непривычные для нас, но такие естественные для старых мастеров названия.

Начнем с начала: каждая масляная краска состоит из пигмента и вяжущего вещества. Сейчас пигменты преимущественно искусственные, а еще лет 100-150 назад все пигменты были исключительно натуральные. Натуральные пигменты делятся на минеральные и органические.

Все пигменты имеют ряд характеристик, от качества которых и зависит цена того или иного пигмента:

  • Устойчивость к внешней среде: окисление от взаимодействия с воздухом или выгорания от попадания солнечных лучей;
  • Взаимодействие пигментов и вяжущего вещества (масла);
  • Взаимодействие пигментов между собой;
  • Кроющая способность пигмента влияет на создание кроющих (краски, полностью перекрывают нижний слой) или лессирующих красок (краски, через которые просвечивает нижний слой живописи);
  • Дисперсность – степень раздробленности пигмента;
  • Интенсивность пигмента влияет на способность менять цвет других пигментов;
  • Маслоёмкость – количество необходимого масла для того или иного пигмента.

Живопись маслом

Среди самых популярных пигментов для масляной живописи следует выделить:

Традиционно в живописи используют два вида белил: титановые и цинковые.

Титановые белила известны с древних времен. Их использовали в медицине. Кстати, часто художники и фармацевты работали в одних цехах из-за того, что использовали одни и те же химические вещества, но с разной целью. Возвращаясь к титановым белилам следует отметить, что для живописи выбирают белила с 30% гидрата оксида титана. Преимуществом титановых белил является пластичность и покрывающая способность. Хотя она и может теряться со временем от избыточного взаимодействия с углеродным газом. Этот пигмент имеет высокую светостойкость. Однако в темноте титановые белила могут желтеть. Еще одним недостатком титановых белил является их неустойчивость во взаимодействии с некоторыми другими пигментами.

Цинковые белила – это белый порошок, который известен еще с древних времен и использовался исключительно в медицине и только с XIX в. художники взяли его в свой арсенал. А с середины ХХ в. цинковые белила получили широкое распространение среди художников и существенно потеснили титановые. Однако, цинковые белила далеко не идеальны. Масляные краски на основе цинковых белил могут сохнуть до 6-7 месяцев. Реакция между растительными красками и цинковыми белилами может привести к трещинам или даже к обдирке краски. Кроме того, цинковые белила влияют на светочувствительность краплака, берлинской лазури и фиолетового кобальта. Ну и в своих покрывающих качествах цинковые белила также уступают титановым.

Часто художники смешивают титановые и цинковые белила, чтобы нейтрализовать негативные особенности каждого из этих пигментов.

Марс – группа искусственных пигментов, которые могут варьироваться в цвете от желтого до красного. Цвет, который дает Марс чрезвычайно яркий. Эта яркость гораздо интенсивнее, чем в натуральной охре. Все марсы имеют высокую светостойкость. Еще одним преимуществом Марсу является его способность быть устойчивым при смешивании с другими красками.

Сажа газовая – самый распространенный черный пигмент. Сажу газовую получают из природного газа неподалеку нефтяных месторождений. Она имеет большую покрывающую способность и светостойкость. Сажа газовая не влияет на химические и физические свойства других красок. Единственным ее недостатком является медленное высыхание.

Киноварь – это один из древнейших минеральных пигментов, дает ярко-красный цвет. Киноварь находили на росписях неолита в Анатолии (современная Турция) и Китае (7000 – 5000 лет до н.э.). В Египте и Греции киноварь использовали для раскрашивания статуй, а в Римский империи ее часто использовали для настенных росписей. В Византии киноварь стала императорским цветом. А в эпоху Возрождения киноварь была главным красным цветом для религиозной живописи. С XIX в. Киноварь заменили на более дешевый красный пигмент – кадмий.

Кадмий открыли в XIX в. в Германии. Кадмий красный может быть оранжево-красным, светлым, темным или пурпурным. Оттенок зависит от соотношения химических элементов в структуре краски. Кадмиевые краски имеют большую кроющую способность, они не меняют цвет после высыхания, но могут жухнуть (тускнеть) при добавлении пинена (его часто используют в качестве растворителя для масляных красок). Кроме красного, существует еще желтый кадмий (светлый, средний, темный). Эти краски не темнеют при смешивании со свинцовыми белилами, но меняют цвет при смешивании с охрой и сиеной (и другими красками на основе окиси железа). При смешивании с синим, желтый кадмий образует ряд зеленых оттенков.

Сиена – это желто-коричневый пигмент, был стандартом коричневого для Караваджо и других живописцев 17 – 19 ст. Выделяют сиену натуральную, паленую и темную.

Охра – это естественный пигмент окиси железа с примесью глины. Цвет охры бывает от светло-желтого до коричнево-желтого. Охра традиционно является ключевым пигментом на палитре любого живописца.

Ультрамарин – это сложное химическое соединение, которое дает синий цвет. В старину ультрамарин получали из драгоценного камня – лазурита (ляпис-лазури), который был одним из самых дорогих пигментов. В Китае ультрамарин использовали для росписи фарфора, а в европейском искусстве ультрамарин часто был цветом Мадонны. Ультрамарин имеет большую степень светостойкости.

Окись хрома начали использовать в качестве пигмента в XIX в. Она дает насыщенный темно-зеленый цвет краски. Окись хрома неотъемлемый пигмент на палитре художников ХХ в. и современности.

Берлинская лазурь известна с 18 в. Она дает цвет от темно-синего до ярко синего в зависимости от изменения химического состава. Считается, что берлинская лазурь прекрасно подходит для написания неба и воды. Берлинская лазурь имеет среднюю светочувствительность.

 Кобальт в основном используется в качестве синего цвета. В Средневековье кобальт был дешевой альтернативой ультрамарина. Но с кобальтом надо быть осторожным. При добавлении большого количества масла цвет становится грязным серо-зеленым и теряет свои живописные свойства. У кобальта невероятные преимущества по отношению к другим синим пигментам: он имеет максимальную светостойкость и абсолютные кроющие свойства.

Это лишь несколько основных пигментов, но мы еще будем продолжать говорить на эту тему. Отдельно разберем желтые, белые, красные, синие и коричневые пигменты в следующих статьях. А ближе познакомиться с красками можно на наших мастер-классах масляной живописи, которые проходят ежедневно в нашей художественной студии.

Оставить заявку
Ближайшие мастер-классы
Посмотреть весь календарь >>
Отзывы наших клиентов
Как нас найти

Мы на карте

Напишите нам