Микеланджело и его Сикстинская капелла

Позвоните сейчас и закажите

Микеланджело ди Франческо ди Нери ди Миниато дель Сера и Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони — такое имя скульптора, художника и одного из величайших мастеров не только эпохи Высокого Возрождения, но и всей европейской истории искусства. Его долгая жизнь была насыщена амбициозными проектами и смелыми творческими решениями. За свои 88 лет Микеланджело не только оставил огромное творческое наследие, но и сделал настоящую революцию в скульптуре. Кроме того, он был искусным архитектором и прославился как выдающийся художник. Хотя именно с живописью у Микеланджело было больше всего сложностей.

Наиболее успешным и известным проектом Микеланджело была роспись плафона Сикстинской капеллы в Ватикане. Эта капелла была построена в 15 веке по заказу папы Сикста IV. Но парадокс заключается в том, что это была по сути первая фреска Микеланджело, а его опыт в живописных работах другими техниками также был не большим на момент начала работы над росписью плафона капеллы. Сам мастер охотно бы отказался от этого заказа, но дело в том, что Папа Юлий ІІ настаивал на том, чтобы именно Буонарроти расписывал самую сложную часть Сикстинской капеллы. А характер у Юлия ІІ был строгим и отказать такому заказчику было ой как не просто. Хотя замкнутый, упрямый и с элементами паранойи Микеланджело и пытался откреститься от этой работы. Тем более, мастер был обижен на Папу из-за его отказа от продолжения работы над амбициозным проектом усыпальницы. Микеланджело уже привез в Рим каррарский мрамор для иссечения скульптурных композиций, предназначенных для усыпальницы Папы. Но Юлий ІІ остановил работу, отказавшись покрыть расходы скульптора на транспортировку мрамора. Поэтому, Микеланджело покинул Рим и вернулся в родную Флоренцию.

Но, у Юлия ІІ были другие планы на гениального флорентийца. Ни один другой художник того времени не мог себе позволить такие длительные уговоры о возвращении в Рим. Но гордость Микеланджело и его суровый и упрямый характер позволили ему длительное время идти против воли Папы. Настолько долго, что герцог тосканский даже начал опасаться военного конфликта с Римом через необходимость выдать упрямого скульптора.

Микеланджело был вундеркиндом, как бы мы сейчас сказали. В пятнадцать лет он учился в школе искусств под покровительством Лоренцо Медичи — Садах Сан-Марко. До того, он находился на обучении в мастерской Доменико Гирландайо. В девятнадцать лет работал скульптором в Болонье, а затем переехал в Рим, где создал одну из лучших своих скульптур — «Пьета». Следующая скульптура — «Давид» еще раз подкрепила его статус гения. Хотя, не следует забывать, что по законам тогдашнего общества, даже мастера такой величины как Микеланджело были всего лишь ремесленниками. Несмотря на то, что он был весьма небедным человеком. Его работа стоила дорого. И все же, он был простым ремесленником, который зависел от воли заказчиков. Тем более, когда речь идет о таком заказчике, как Папа Римский. Кроме Юлия ІІ, Микеланджело выполнял заказы еще для восьми Пап. И все же, Микеланджело был скульптором. Мрамор был его главным инструментом, а не краски и кисти.

Здесь следует отметить, что самой сложной из всех живописных техник была фреска. В отличии от темперы или масляных красок, фреска требует быстрой и точной работы. Размер фресковых работ также чрезвычайно велик. Хотя Микеланджело и был учеником одного из лучших мастеров фрески — Доменико Гирландайо — но обучение в мастерской было не продолжительное, и впоследствии не было ни одной самостоятельной фрески. Был замысел «Битва при Кашине» — фрески для Палаццо Веккьо, посвященной победе флорентийцев над пизанцами в 1364 году, но дело далее создания картона не пошло. А замысел был гениальным — два гения Микеланджело и Леонардо, две фрески, один зал в Палаццо Веккьо.

Чтобы понять всю сложность фрески — скажу, что эта техника так и не поддалась великому Леонардо. Хотя он и сделал свою всемирно известную «Тайную вечерю», но из-за несоблюдения технологии она начала портиться еще во время работы над ней. Такая же ситуация постигла его и в работе над «Битва при Ангрии» в Палаццо Веккьо, которую он так и не закончил.

Особая техника фресковой живописи эпохи Возрождения была заимствована у этрусков. Она берет свое начало в 1270 году и возникает в римской мастерской Пьетро Ченни ди Пепи, известного как Каваллини. Его манера и техника оказала значительное влияние на Джованни Ченни ди Пепи по прозвищу Чимабуэ, который в свою очередь передал знания великому Джотто. Суть фрески заключается в том, что мастер должен все время работать по сырой штукатурке, которая называется интонако. Интонако — это смесь извести и песка. В работе над плафоном Сикстинской капеллы, Микеланджело обратился к эксперименту и вместо песка использовал пепел с Везувия. Он знал, что этот материал активно использовали римские архитекторы античности.

Но перед тем как начать работу над росписью плафона, Микеланджело нужно было смастерить леса, потом нанести нижний слой штукатурки (так называемое ариччио) толщиной два сантиметра. А дальше художнику оставалось только ждать пока ариччио полностью высохнет. Это было крайне важно, потому что если поспешить, то известь в ариччио вступит в реакцию с пигментами, которые наносятся на второй слой штукатурки (интонако). А эта реакция, в свою очередь, не только портит цвета, но и может привести к серьезному отравлению всех присутствующих при росписи стены.

Пигменты для своей фрески Микеланджело выбирал очень тщательно. Лучшие пигменты традиционно можно было найти в Венеции. Именно в ее порт привозили пигменты из разных стран. Именно здесь пигменты были самые чистые. Но, Микеланджело, отдавал предпочтение всему флорентийскому. Поэтому и пигменты заказывал во Флоренции. Местные художники входили в один цех с аптекарями и врачами. Такая странная комбинация была связана с использованием одних и тех же веществ в живописи и медицине. Лучшими производителями пигментов считались монахи ордена джезуитов (не путать с иезуитами).

Сикстинская капелла

При работе с фреской важно знать химические свойства пигментов и их взаимодействие с известью. Так, во фресках нельзя использовать минеральные пигменты. Чтобы обойти эту сложность художники писали минеральными пигментами «а секко» (по сухому). Но такая комбинация в живописи сокращала продолжительность жизни самого живописного произведения. Кроме того, заказчики не любили такие хитрости и прописывали в документах, что фрески должны выполняться почти полностью «а фреско» (по мокрому).

Не имея достаточно опыта работы с фреской (а по факту почти полностью без опыта), первая работа Микеланджело над плафоном Сикстинской капеллы — сцена «Всемирного потопа» заняла много времени. Художник сначала создавал картон (макет в натуральную величину), затем переносил изображение на стену и уже потом работал с красками. Перейдя к росписи люнетов, Микеланджело отказался от картона. Он делал сотни эскизов к каждой сцене, но фигуры он уже писал «от руки» сразу на плоскости стены. Так, на написание фигур по два метра высотой без картона у Микеланджело шло всего один-два дня. Это безумный темп работы, который поражает даже сейчас. Особенно если представить себе отсутствие предварительного опыта работы с фресками, сложность работы на потолке, работу на высоте и необходимость спускаться на несколько метров вниз, чтобы увидеть, как выглядит работа с расстояния.

По свидетельствам друга Микеланджело и его биографа — Джорджо Вазари — он сам расписал плафон без помощников. Но это не совсем так. С ним не работала большая артель подмастерьев, как это принято в таких работах. Однако, на разных этапах у него было три-четыре помощника. В начале работ помощников он брал с опытом работы в мастерской выдающегося фрескиста Гирландайо. Именно на этом этапе Микеланджело больше всего нуждался в помощи. Впоследствии он заменил опытных мастеров на технических исполнителей, которые просто могли выполнять поручения метра. Работать с Микеланджело было сложно. Он был строг и требователен, не уделял особого внимания быту ни своему, ни своих помощников. Художник был одержим процессом работы. Во-первых, он стремился как можно скорее выполнить и закончить работу, которая изначально была ему навязана Юлием II. Во-вторых, он надеялся, что после росписи плафона сможет наконец-то вернуться к своему самому амбициозному проекту папской усыпальницы.

Во время работы над плафоном Сикстинской капеллы Микеланджело работал не как художник, а как скульптор. Он буквально лепил форму всех своих массивных фигур. Художник, как и многие его коллеги того времени, прекрасно разбирался в анатомии. Микеланджело длительное время занимался препарированием трупов, изучал кости, мышцы и ткани человека, чтобы идеально передавать их в своих скульптурах, а впоследствии и живописных работах.

И для своих фигур на плафоне он не всегда использовал эскизы натурщиков, часто это были эскизы античных скульптур. В том числе и самой известной скульптурной группы античности — Лаокоон. Еще один биограф Микеланджело — Асканио Кондиви — пишет, что у художника была феноменальная память. Нарисовав тысячи фигур, он никогда не повторялся в позах. Благодаря прекрасной памяти, Микеланджело смог в короткие сроки придумать несколько сотен поз для фигур плафона Сикстинской капеллы.

1115 квадратных метров плафона Микеланджело расписал практически сам всего за четыре года. Именно эта работа стала для Микеланджело визитной карточкой на многие сотни лет. Ни одна другая работа не принесла ему такой славы. Ни за одну другую работу он не хотел браться больше, чем за эту роспись.

Долго экспериментируя с техникой, встретившись с плесенью, грибком и солью, которые проступили на первом этапе работы над плафоном, Микеланджело нашел свой рецепт, который доказал, что ему под силу любая задача. Целых два века цвета фрески на плафоне были яркими, как в первый день после написания композиции. Роспись почти идеально пережила несколько протечек крыши, проседание стен и мощный взрыв в замке Святого Ангела неподалёку в 1797 году.

Впоследствии фреску неоднократно реставрировали. До ХХ века реставрации скорее вредили работе Микеланджело, чем помогали. Однако, последняя реставрация фрески смогла очистить ее от наслоений прошлых поколений, а также последствий богослужений. Посетителям капеллы снова открылись первичные цвета Микеланджело. А масштабный проект по оцифровке изображений Сикстинской капеллы дал возможность рассмотреть невероятные фигуры титана эпохи Возрождения, не выходя из дома.

Больше о Микеланджело и о других художниках итальянского Возрождения Вы можете узнать на курсе лекций по истории европейского искусства в арт-студии «Лихтарик».

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам