Лучшие музеи Украины

Позвоните сейчас и закажите

В древние времена памятные знаки о разных событиях собирали, чтобы они свидетельствовали о власти и могуществе правителей. Такие коллекции наглядно доказывали, что обладатель этой добычи — крепкий орешек, ведь он привык завоевывать.

Музеи и теперь рассказывают о правителях и народах. Но о какой истории говорят музее Украины?

Национальный художественный музей Украины (НХМУ) или NAMU

Национальный художественный музей Украины (НХМУ) или NAMU

Пока музей еще достраивался, Киевское общество древностей и искусств — сообщество тогдашней интеллигенции — от нетерпения открыло там первую выставку в 1899 году. А официальное помпезное открытие произошло только через пять лет. Возглавил проект Богдан Ханенко. Тут нам следует сделать отметку, потому что к Ханенкам мы еще вернемся.

Изюминки:

  • этот музей является послом самообразования в Киеве начала XX в.;    
  • это самая масштабная коллекция украинского искусства;        
  • его архитектором был Владислав Городецкий, а украшал Элио Саля.        

Сейчас нам кажется, что музей — это бездонная бочка забытых вещей. Но взглянем на него с точки зрения киевлян ХХ-го века. К моменту открытия все художественные интересности находились за дверями частных домов в — у тех, кто имел деньги, чтобы их покупать. Например, в супругов Ханенко. А как быть, если ты заинтересованный студент или бедная супружеская пара? Музей стал для людей возможностью поучиться, поднять свой уровень. Сам Богдан Ханенко на открытии сказал, что музей — это и школа, и храм, где нужно учиться, «чтобы потом в жизни любить и уважать красоту».

Можно сказать, что сначала это был музей современного искусства, потому что он владел большей частью произведениями тогдашних художников. А теперь, в сегодняшнем XXI в., Это место, в котором собраны классические образцы украинской живописи и скульптуры, среди которых около 4000 произведений живописи только ХХ в .

Чем примечательно ХХ ст. в украинском искусстве?

Федором Кричевским, который за время карьеры успел осмотреть и проанализировать работы Густава Климта, Джеймса Уистлера, Фердинанда Годлера, и создал наш любимый триптих «Жизнь». Создал он эту картину настолько удачно, что даже стал фаворитом на Венецианской биеннале 1928 г. (выставка современного искусства).

Сравните:

«Поцелуй» Густав Климт
«Поцелуй» Густав Климт
«Взгляд в бесконечность» Фердинанд Ходлер
«Взгляд в бесконечность» Фердинанд Ходлер
«Мать» Джеймс Уистлер
«Мать» Джеймс Уистлер
Триптих «Жизнь» Федор Кричевский
Триптих «Жизнь» Федор Кричевский

Здесь представлены также картины Александра Мурашко, в частности «Карусель». Эта картина экспонировалась на Мюнхенской выставке в 1908 году, а затем была куплена для Музея изобразительных искусств Будапешта. Поэтому только эскиз к картине, выполненный в 1905 году, сейчас хранится в Национальном художественном музее Украины.

«Карусель» Александр Мурашко
«Карусель» Александр Мурашко

В фонде NAMU также находится одна знаменитая девушка в красной шляпе:

«Девушка в красной шляпе» Александр Мурашко
«Девушка в красной шляпе» Александр Мурашко

Здесь вы найдете работы Анатоля Петрицкого, Александра Богомазова и Михаила Бойчука.

Что касается Анатоля Петрицкого, то он известен своей сто портретной серией харьковской интеллигенции. На одном из этих портретов изображен футурист          Михайль Семенко – тот самый Семенко, который писал о «осте сте би бо бу».

«Портрет Михайля Семенко» Анатоль Петрицкий
«Портрет Михайля Семенко» Анатоль Петрицкий

Согласитесь, в этом портрете есть черты комиксов. А название кафе «Пок» — это название любимой местечка представителей харьковской интеллигенции 30-х годов.

Александр Богомазов тоже встретит вас здесь. Он один из тех, чье творчество Илья Репин не мог воспринять и всячески отвергал. Его картина, ниже, это достижение NAMU последних лет: 90 лет ее никто не видел, она сохранялась по разным закоулкам в не картинных условиях. А в 2019 году наконец удалось сделать полную выставку художника, в которую вошла и эта картина — одна из последних написанных художником. Ее ценность в том, что это кубофутуризм, который не подчинялся никакой эстетической доминанте, которая царила тогда в искусстве (мнение французско-болгарского искусствоведа Андрея Накова).

Поскольку экспозиция музея построена в хронологическом порядке, вы можете наблюдать историю нашей культуры от двенадцатого века до сегодняшнего времени. Больше о художниках ХХ века, таких как Александра Экстер, Александр Мурашко, Андрей Коцка, Федор Манайло читайте в этой статье.

Музей Ханенко или Khanenko Museum

Музей Ханенко или Khanenko Museum

Если в NAMU вы увидите картины и скульптуры, то в Музее Ханенко сможете найти и на амфоры, нецке, чаши, цуба, сундуки и тому подобное. Это самая большая в Украине коллекция мирового искусства, которую супруги Ханенко начали собирать со времен своего свадебного путешествия в Италию и продолжали собирать в течение 40 лет. В 1900-х годах некоторые произведения этой частной коллекции были переданы NAMU. Это и не удивительно, потому что мы уже знаем, что Богдан Ханенко был инициатором открытия NAMU. Сегодня многие экспонаты из частного собрания супругов входят в коллекции 5 национальных музеев Киева. А на Терещенковской улице мы уже 101 год имеем музей Ханенко (Музей основан в 1919 году согласно завещанию коллекционера Богдана Ханенко (1917) и дарственной его жены Варвары).  

Изюминки:

  • каждая комната стилизована под определенную эпоху;        
  • это был жилой дом супругов;        
  • Ханенки были настоящими охотниками за сокровищами: все экспонаты музея или покупались на аукционах, или у частных владельцев, либо были подарками.        

Если вы хотите научится отличать картины Средневековья от картин других эпох, вот вам небольшой лайфхак: если вы видите театральные позы, патетические жесты и впечатляющие объемы полотен, а также резкие контрасты света и тени, будьте уверены — это эпоха Средневековья. Все это найдется на холсте «Смерть Орфея» (Лука Джордано, XVII в.) В музее Ханенко.

«Смерть Орфея»

Об этом также свидетельствует интерьер комнаты-зала: деревянная отделка, камин, витраж, стрельчатые арки. Кроме того, здесь есть сундуки-кассоне — проще говоря, это сундуки для девичьего приданого, которые во времена средневековья во время брачной церемонии проносили по всему городу, чтобы удивить завистливых соседей. А что, может, вы думали, что сундуки с приданым только украинские девушки собирали?

В комнате Возрождения сразу обратите внимание на потолок: он изображает 4 типа древних царств: Египетское, Греческое, Римское и Буддийские царства. Для картин Возрождения характерны широкие планы изображений природы. Если средневековые картины — это масштаб холста, то ренессансные — это масштабные пейзажи на заднем плане. Приходите и сравнивайте сами.

А еще вы увидите зал искусства Нидерландов. Если вы слышали о таком раскрученном художнике как Рубенс, то и его вы найдете здесь. Маленькие картины Рубенса, которые здесь размещены, не менее ценны, чем его монументальные картины, поскольку их рисовал сам Рубенс, в то время как крупномасштабные картины — в основном его ученики. Есть здесь и зал искусств Испании, которая была столовой во времена жизни Ханенко, и зал в стиле рококо — он выглядит, будто женская шкатулка для украшений.

Если же с Европой все понятно, то откройте для себя искусство буддизма, стран ислама, а также таких стран как Китай и Япония. В частности, среди экспонатов восточной традиции есть чаша капала, которая сделана из черепа монаха. Стать материалом для такой чаши было большой честью, и чтобы удостоиться ее, монаху нельзя было ни вина, ни женщин, ни обидеть даже самую маленькую живую душу. Капала, представленная в этом музее, была изготовлена в Тибете в XVIII в.

Волынский музей иконы

Волынский музей иконы

Музей образовался как результат некоего квеста: исследователь Павел Жолтовский в 80-х годах собрал команду, вместе с которой объездил и обошел всю Волынь, доставая из полуразрушенных храмов — более 370 церквей — те иконы и предметы литургии, которые еще можно было спасти. Первую выставку провели в здании СБУ в Луцке, которая сама предложила свое помещение.

Изюминки музея:

  • очень часто иконописцы Волыни изображали святых с четко выраженными ушами. Такое изображение воплощало идею о том, что Бог и Его святые слышат молитвы каждого. Вот посмотрите на иконку «Христос Вседержитель» (XVII в.):      
«Христос Вседержитель»
  • каждая икона имеет свою историю обнаружения. Иногда она похожа на плохой мем. Например, икона «Спас в славе» XVI века до вхождения в фонд музея служила доской, на которой замешивали цемент. Чтобы вернуть ее к жизни и предоставить экспозиционный вид, реставратор Анатолий Квасюк работал 4 года. Посмотрите и на нее:  
«Спас в славе»

Когда музей был создан, Украина была еще в составе СССР, поэтому он стал способом спасти и иконы, и богослужебные книги, и богослужебное утварь церквей. Когда Украина обрела независимость, многое из фондов музея — и книги, и части иконостасов — были возвращены восстановленным церквям, в которых тогда катастрофически этого не хватало. Сегодня сам музей часто становится местом литургии, ведь в одном из его залов присутствует чудотворная икона Холмской Богородицы, которая имеет свою детективную историю.

Харьковский художественный музей (ХХМ)

Харьковский художественный музей (ХХМ)

История этого музея началась в год создания Харьковского университета — 1805-го. Тогда амбициозный основатель вуза Василий Каразин решил, что университет станет не только центром науки и образования в городе, но и центром искусства. Поэтому в ведомости расходов университета появилась запись: «За эстампы и оригинальные рисунки, коих числом 2477, заплачено 5000». В эту коллекцию входили произведения художников XVI-XVIII вв.: Альбрехта Дюрера, Хендрика Гольциуса, Луки Джордано, Питера Брейгеля Старшего, Антониса ван Дейка, Франсуа Буше и других. К настоящему моменту здесь вы можете насладиться полотнами Ивана Шишкина, Ивана Айвазовского, Ильи Репина.

Изюминки:

  • именно в ХХМ можно увидеть картину, главным героем которой является смех — это «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Интересно то, что сначала у Ильи Репина появился замысел нарисовать смех, а затем уже идея воплотить этот замысел через казаков;    
  • много произведении в ХХМ было изъято в советской время из-за того, что они клеймились как вредные для социалистической идеологии. Произведения искусства арестовывали, ибо они «искажали советскую действительность», были «формалистскими», «националистическими», «контрреволюционными», или были созданы «врагами народа». К счастью, сейчас некоторые из этих «криминальных» произведений хранятся в Национальном художественном музее Украины.        

Одесский художественный музей или OFAM

Одесский художественный музей

История открытия музея — это микс из истории NAMU и музея Ханенко. Дело в том, что этот дворец купил одесский городской голова Григорий Маразли, который был известным меценатом, общественным деятелем и коллекционером. Со временем он передал здание городу, чтобы создать внутри музей изящных искусств. Созданием музея занялась Одесский союз изобразительных искусств. В 1899 году он был открыт. Так же, как и в NAMU, экспозиция открывается с икон и проведет посетителя от средневековья и до наших дней.

Изюминки:

  • поскольку дворец построен во времена Романтизма, который тяготел ко всему естественному, сам дворец имеет подземный искусственный грот, который открыт для посетителей;        
  • для нашего комфорта разработан современный 3D тур музеем;      
  • в 2019 году музею исполнилось 120 лет, поэтому его работники решили устроить 120 часов празднования дня рождения музея. В это время экскурсии проходили нон-стоп как в дневное, так и ночное время по очень выгодным ценам. Довольно необычно, не так ли?        

Закарпатский художественный музей имени Иосифа Бокшая или Bokshay Museum

Закарпатский художественный музей имени Иосифа Бокшая или Bokshay Museum

Имя Иосифа Бокшая самым лучшим образом подходит музею, поскольку он был одним из основателей закарпатской школы живописи. Фонд самого музея масштабный: он простирается от берегов Атлантического океана и до Тихого. Проще говоря, здесь есть произведения как западноевропейского искусства, так и Центральной Европы; как Украины, так и России. Временные рамки создания этих художественных ценностей тоже широки — от XVI в.

Изюминки:

  • здесь находится самая большая в Украине коллекция работ венгерских живописцев;
  • музей находится в жупанате — историческом административном здании, которое является сердцем Ужгорода. Чего в нем только не было! И городская администрация, и тюремные камеры, и редакции закарпатских газет, а теперь здесь расквартированы, кроме музея еще и различные союзы (писателей, художников), народный музей литературы Закарпатья;
  • в здании сохранились кафельные печи со времен Чехословакии, которыми и до сих пор пользуются для обогрева вместе с современными методами отопления.

В коллекции украинского искусства можно увидеть картину Ференца Хевердле:

Господин Хевердле учился в Вене, а жил на Балканах, в Будапеште, в Бухаресте, Константинополе, а затем поселился в Ужгороде и преподавал в местной гимназии. Прежде всего он прославился именно как педагог. Но похоже на то, что и художником он был как минимум неплохим, не так ли?

Музей Иоганна Георга Пинзеля

Музей Иоганна Георга Пинзеля

Этот музей — последний цветок в нашем веночке. Он разрушает стереотипы о размещении музейных экспонатов, так музеи не обязательно должны быть в домах, дворцах или замках. Почему бы не открыть его, например, в костеле?

Наш последний музей размещен в роскошно расписанном бывшем костеле Кларисок (Львов), который построили в XVII в. История этого религиозного сооружения традиционная – что-то достраивали в спокойные времена, что-то теряли в войнах, а что-то нивелировали во время часа ноль.

Сейчас в стенах костела-музея находятся работы загадочного Иоганна Георга Пинзеля.

О его личной жизни точно известно лишь несколько фактов: имел двух сыновей и умер в 60-х годах XVIII в. Общепризнанной, но не до конца точной, является теория о том, что его пригласил Николай Потоцкий из какой-то из европейских стран в Бучач, чтобы выполнить скульптурное оформление бучачской ратуши. Успешно закончив этот проект и получив положительные отзывы, Иоганн Пинзель путешествует другими городами тогдашней Украины, выполняя и там различные заказы.

Руку Пинзеля узнать легко: изюминкой его скульптур является драматическая эмоция на ликах святых, а также гибкие и тонкие, даже острые, изгибы тела. Вот посмотрите:

«Святой Иоанн» Иоганн Георг Пинзель
«Святой Иоанн» Иоганн Георг Пинзель
«Распятие» Иоганн Георг Пинзель
«Распятие» Иоганн Георг Пинзель

Важно отметить, что большинство скульптур художника было найдено на территории Украины, в то время как лишь несколько из них в Германии и в Польше. Некоторые из скульптур еще недавно были совершенно забыты — одну из них, например, Борис Возницкий выдернул из-под режущих пил, поскольку ее резали на дрова в одном заброшенном храме Ивано-Франковской области. Тот же Борис Возницкий выкопал другую наполовину закопанную скульптуру Святой Анны на кладбище Тернопольщины и привез на мотоцикле к месту реставрации.            

Итак, сегодня мы завершаем еще один рассказ об искусстве и его жизни в музеях Украины. Надеемся, вам захотелось посетить хотя бы один из них. Что же, в таком случае не ждите — время договариваться об экскурсиях!

А послушать об истории искусства можно на наших курсах: «История европейского искусства», «История украинского искусства», «Музеи мира» и «Женщины в искусстве».

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам