В древние времена памятные знаки о разных событиях собирали, чтобы они свидетельствовали о власти и могуществе правителей. Такие коллекции наглядно доказывали, что обладатель этой добычи — крепкий орешек, ведь он привык завоевывать.
Музеи и теперь рассказывают о правителях и народах. Но о какой истории говорят музее Украины?
Пока музей еще достраивался, Киевское общество древностей и искусств — сообщество тогдашней интеллигенции — от нетерпения открыло там первую выставку в 1899 году. А официальное помпезное открытие произошло только через пять лет. Возглавил проект Богдан Ханенко. Тут нам следует сделать отметку, потому что к Ханенкам мы еще вернемся.
Изюминки:
Сейчас нам кажется, что музей — это бездонная бочка забытых вещей. Но взглянем на него с точки зрения киевлян ХХ-го века. К моменту открытия все художественные интересности находились за дверями частных домов в — у тех, кто имел деньги, чтобы их покупать. Например, в супругов Ханенко. А как быть, если ты заинтересованный студент или бедная супружеская пара? Музей стал для людей возможностью поучиться, поднять свой уровень. Сам Богдан Ханенко на открытии сказал, что музей — это и школа, и храм, где нужно учиться, «чтобы потом в жизни любить и уважать красоту».
Можно сказать, что сначала это был музей современного искусства, потому что он владел большей частью произведениями тогдашних художников. А теперь, в сегодняшнем XXI в., Это место, в котором собраны классические образцы украинской живописи и скульптуры, среди которых около 4000 произведений живописи только ХХ в .
Федором Кричевским, который за время карьеры успел осмотреть и проанализировать работы Густава Климта, Джеймса Уистлера, Фердинанда Годлера, и создал наш любимый триптих «Жизнь». Создал он эту картину настолько удачно, что даже стал фаворитом на Венецианской биеннале 1928 г. (выставка современного искусства).
Сравните:
Здесь представлены также картины Александра Мурашко, в частности «Карусель». Эта картина экспонировалась на Мюнхенской выставке в 1908 году, а затем была куплена для Музея изобразительных искусств Будапешта. Поэтому только эскиз к картине, выполненный в 1905 году, сейчас хранится в Национальном художественном музее Украины.
В фонде NAMU также находится одна знаменитая девушка в красной шляпе:
Здесь вы найдете работы Анатоля Петрицкого, Александра Богомазова и Михаила Бойчука.
Что касается Анатоля Петрицкого, то он известен своей сто портретной серией харьковской интеллигенции. На одном из этих портретов изображен футурист Михайль Семенко – тот самый Семенко, который писал о «осте сте би бо бу».
Согласитесь, в этом портрете есть черты комиксов. А название кафе «Пок» — это название любимой местечка представителей харьковской интеллигенции 30-х годов.
Александр Богомазов тоже встретит вас здесь. Он один из тех, чье творчество Илья Репин не мог воспринять и всячески отвергал. Его картина, ниже, это достижение NAMU последних лет: 90 лет ее никто не видел, она сохранялась по разным закоулкам в не картинных условиях. А в 2019 году наконец удалось сделать полную выставку художника, в которую вошла и эта картина — одна из последних написанных художником. Ее ценность в том, что это кубофутуризм, который не подчинялся никакой эстетической доминанте, которая царила тогда в искусстве (мнение французско-болгарского искусствоведа Андрея Накова).
Поскольку экспозиция музея построена в хронологическом порядке, вы можете наблюдать историю нашей культуры от двенадцатого века до сегодняшнего времени. Больше о художниках ХХ века, таких как Александра Экстер, Александр Мурашко, Андрей Коцка, Федор Манайло читайте в этой статье.
Если в NAMU вы увидите картины и скульптуры, то в Музее Ханенко сможете найти и на амфоры, нецке, чаши, цуба, сундуки и тому подобное. Это самая большая в Украине коллекция мирового искусства, которую супруги Ханенко начали собирать со времен своего свадебного путешествия в Италию и продолжали собирать в течение 40 лет. В 1900-х годах некоторые произведения этой частной коллекции были переданы NAMU. Это и не удивительно, потому что мы уже знаем, что Богдан Ханенко был инициатором открытия NAMU. Сегодня многие экспонаты из частного собрания супругов входят в коллекции 5 национальных музеев Киева. А на Терещенковской улице мы уже 101 год имеем музей Ханенко (Музей основан в 1919 году согласно завещанию коллекционера Богдана Ханенко (1917) и дарственной его жены Варвары).
Изюминки:
Если вы хотите научится отличать картины Средневековья от картин других эпох, вот вам небольшой лайфхак: если вы видите театральные позы, патетические жесты и впечатляющие объемы полотен, а также резкие контрасты света и тени, будьте уверены — это эпоха Средневековья. Все это найдется на холсте «Смерть Орфея» (Лука Джордано, XVII в.) В музее Ханенко.
Об этом также свидетельствует интерьер комнаты-зала: деревянная отделка, камин, витраж, стрельчатые арки. Кроме того, здесь есть сундуки-кассоне — проще говоря, это сундуки для девичьего приданого, которые во времена средневековья во время брачной церемонии проносили по всему городу, чтобы удивить завистливых соседей. А что, может, вы думали, что сундуки с приданым только украинские девушки собирали?
В комнате Возрождения сразу обратите внимание на потолок: он изображает 4 типа древних царств: Египетское, Греческое, Римское и Буддийские царства. Для картин Возрождения характерны широкие планы изображений природы. Если средневековые картины — это масштаб холста, то ренессансные — это масштабные пейзажи на заднем плане. Приходите и сравнивайте сами.
А еще вы увидите зал искусства Нидерландов. Если вы слышали о таком раскрученном художнике как Рубенс, то и его вы найдете здесь. Маленькие картины Рубенса, которые здесь размещены, не менее ценны, чем его монументальные картины, поскольку их рисовал сам Рубенс, в то время как крупномасштабные картины — в основном его ученики. Есть здесь и зал искусств Испании, которая была столовой во времена жизни Ханенко, и зал в стиле рококо — он выглядит, будто женская шкатулка для украшений.
Если же с Европой все понятно, то откройте для себя искусство буддизма, стран ислама, а также таких стран как Китай и Япония. В частности, среди экспонатов восточной традиции есть чаша капала, которая сделана из черепа монаха. Стать материалом для такой чаши было большой честью, и чтобы удостоиться ее, монаху нельзя было ни вина, ни женщин, ни обидеть даже самую маленькую живую душу. Капала, представленная в этом музее, была изготовлена в Тибете в XVIII в.
Музей образовался как результат некоего квеста: исследователь Павел Жолтовский в 80-х годах собрал команду, вместе с которой объездил и обошел всю Волынь, доставая из полуразрушенных храмов — более 370 церквей — те иконы и предметы литургии, которые еще можно было спасти. Первую выставку провели в здании СБУ в Луцке, которая сама предложила свое помещение.
Изюминки музея:
Когда музей был создан, Украина была еще в составе СССР, поэтому он стал способом спасти и иконы, и богослужебные книги, и богослужебное утварь церквей. Когда Украина обрела независимость, многое из фондов музея — и книги, и части иконостасов — были возвращены восстановленным церквям, в которых тогда катастрофически этого не хватало. Сегодня сам музей часто становится местом литургии, ведь в одном из его залов присутствует чудотворная икона Холмской Богородицы, которая имеет свою детективную историю.
История этого музея началась в год создания Харьковского университета — 1805-го. Тогда амбициозный основатель вуза Василий Каразин решил, что университет станет не только центром науки и образования в городе, но и центром искусства. Поэтому в ведомости расходов университета появилась запись: «За эстампы и оригинальные рисунки, коих числом 2477, заплачено 5000». В эту коллекцию входили произведения художников XVI-XVIII вв.: Альбрехта Дюрера, Хендрика Гольциуса, Луки Джордано, Питера Брейгеля Старшего, Антониса ван Дейка, Франсуа Буше и других. К настоящему моменту здесь вы можете насладиться полотнами Ивана Шишкина, Ивана Айвазовского, Ильи Репина.
Изюминки:
История открытия музея — это микс из истории NAMU и музея Ханенко. Дело в том, что этот дворец купил одесский городской голова Григорий Маразли, который был известным меценатом, общественным деятелем и коллекционером. Со временем он передал здание городу, чтобы создать внутри музей изящных искусств. Созданием музея занялась Одесский союз изобразительных искусств. В 1899 году он был открыт. Так же, как и в NAMU, экспозиция открывается с икон и проведет посетителя от средневековья и до наших дней.
Изюминки:
Имя Иосифа Бокшая самым лучшим образом подходит музею, поскольку он был одним из основателей закарпатской школы живописи. Фонд самого музея масштабный: он простирается от берегов Атлантического океана и до Тихого. Проще говоря, здесь есть произведения как западноевропейского искусства, так и Центральной Европы; как Украины, так и России. Временные рамки создания этих художественных ценностей тоже широки — от XVI в.
Изюминки:
В коллекции украинского искусства можно увидеть картину Ференца Хевердле:
Господин Хевердле учился в Вене, а жил на Балканах, в Будапеште, в Бухаресте, Константинополе, а затем поселился в Ужгороде и преподавал в местной гимназии. Прежде всего он прославился именно как педагог. Но похоже на то, что и художником он был как минимум неплохим, не так ли?
Этот музей — последний цветок в нашем веночке. Он разрушает стереотипы о размещении музейных экспонатов, так музеи не обязательно должны быть в домах, дворцах или замках. Почему бы не открыть его, например, в костеле?
Наш последний музей размещен в роскошно расписанном бывшем костеле Кларисок (Львов), который построили в XVII в. История этого религиозного сооружения традиционная – что-то достраивали в спокойные времена, что-то теряли в войнах, а что-то нивелировали во время часа ноль.
Сейчас в стенах костела-музея находятся работы загадочного Иоганна Георга Пинзеля.
О его личной жизни точно известно лишь несколько фактов: имел двух сыновей и умер в 60-х годах XVIII в. Общепризнанной, но не до конца точной, является теория о том, что его пригласил Николай Потоцкий из какой-то из европейских стран в Бучач, чтобы выполнить скульптурное оформление бучачской ратуши. Успешно закончив этот проект и получив положительные отзывы, Иоганн Пинзель путешествует другими городами тогдашней Украины, выполняя и там различные заказы.
Руку Пинзеля узнать легко: изюминкой его скульптур является драматическая эмоция на ликах святых, а также гибкие и тонкие, даже острые, изгибы тела. Вот посмотрите:
Важно отметить, что большинство скульптур художника было найдено на территории Украины, в то время как лишь несколько из них в Германии и в Польше. Некоторые из скульптур еще недавно были совершенно забыты — одну из них, например, Борис Возницкий выдернул из-под режущих пил, поскольку ее резали на дрова в одном заброшенном храме Ивано-Франковской области. Тот же Борис Возницкий выкопал другую наполовину закопанную скульптуру Святой Анны на кладбище Тернопольщины и привез на мотоцикле к месту реставрации.
Итак, сегодня мы завершаем еще один рассказ об искусстве и его жизни в музеях Украины. Надеемся, вам захотелось посетить хотя бы один из них. Что же, в таком случае не ждите — время договариваться об экскурсиях!
А послушать об истории искусства можно на наших курсах: «История европейского искусства», «История украинского искусства», «Музеи мира» и «Женщины в искусстве».
Мы на карте