Леонардо да Винчи — правда и мифы

Позвоните сейчас и закажите

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи — один из самых известных и загадочных художников в мире. Его имя окутано таким количеством легенд и мифов, что выделить правду иногда крайне трудно. Особенно после громкого успеха романа и экранизации книги Дэна Брауна «Код да Винчи», в которой автор творчески интерпретирует творчество Леонардо и усиливает ореол таинственности вокруг его фигуры.

Начнем с того, что при жизни Леонардо да Винчи (из городка Винчи) был известен скорее, как Леонардо Фиорентино (из Флоренции). На самом деле будущий художник родился в поселке Анкиано, вблизи Винчи в Тоскане. Он был сыном 26-летнего нотариуса и 16-летней служанки (а может и рабыни Екатерины). Леонардо был первенцем, а потому, несмотря на статус бастарда имел широкую поддержку родительской семьи.

По законам 15 в. бастарды не могли заниматься нотариальной деятельностью. Это, на первый взгляд, ограничения развязало руки Леонардо и позволило заняться наукой, живописью, музыкой, скульптурой и архитектурой. Единственный недостаток такого ограничения заключался в отсутствии университетского образования. Недостаток этот существенный, однако он не помешал Леонардо в фундаментальных исследованиях различных сфер познания.

Много лет Леонардо оставался единственным сыном сэра Пьеро, его любили мачехи. А когда у художника появились братья, он уже был совсем взрослым и охотно наблюдал за детьми, которые стали моделями для образов Иисуса Христа и Иоанна Крестителя на картинах художника.

Сер Пьеро всегда поддерживал Леонардо, устроил его для обучения в мастерскую выдающегося художника Андреа дель Верроккьо в («Верроккьо» в переводе с итальянского означает «правильный, меткий глаз»). Мастерская находилась во Флоренции, много заказов получала от семьи Медичи. Так юный Леонардо попал в самое сердце интеллектуальной и художественной Италии того времени.

Верроккьо был в первую очередь скульптором, поэтому многие знаний передал Леонардо. Однако да Винчи не сделал при жизни ни одной скульптуры. У него вообще было мало законченных работ. Впрочем, амбиции сделать самую большую скульптуру у Леонардо были. Уже работая в Милане при дворе Лодовико Сфорца он проектировал конную скульптуру Франческо Сфорца (отца Лодовико), которой не суждено было сбыться.

В 20 лет Леонардо получает квалификацию мастера Гильдии Святого Луки и начинает самостоятельный творческий путь. Отец помогает ему получать заказы. Однако, уже с ранних лет Леонардо затягивает работу и часто её не заканчивает. Из-за этого часто попадает в суд из-за исков заказчиков.

Во Флоренции Леонардо известен своей красотой. По словам его современников, он был наделен «нечеловеческой красотой». Леонардо был высокий, с длинными волосами и бородой, с правильными чертами лица и одевался довольно экстравагантно. Судя по записям самого Леонардо он немало денег тратил на дорогие ткани.

Еще работая во Флоренции Леонардо принимал участие в анатомических театрах. В то время это было не совсем экзотическое явление. При университетах вскрытия делали регулярно, чтобы студенты-медики могли изучать анатомию. Леонардо интересовался анатомией не только человека, но и животных и птиц.

Вообще, Леонардо было интересно как все устроено. Он ходил в горы и брал породы камней для исследований. Он интересовался возможностью всемирного потопа и мечтал создать летательный аппарат. Справедливости ради, следует отметить, что он не единственный человек своего времени, кто задавался такими вопросами. Еще со времен Древней Греции известна легенда о Дедале и Икаре, которые смогли улететь с острова Крит. Есть свидетельства о попытках полета в мавританской Испании задолго до да Винчи. Но все они заканчивались в большей или меньшей степени трагично. Леонардо также не смог заставить человека полететь.

Ориентировочно в 1482 году Леонардо едет в Милан по приглашению Лодовико Сфорца. Самая известная работа создана в это время «Тайная вечеря» (1495 — 1498 годы) в трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Леонардо да Винчи прославился среди художников будущих поколений в первую очередб фреской «Тайная вечеря». Следует отметить, что это первая большая работа Леонардо и первая фреска. Он много с ней экспериментировал, что привело к значительным повреждениям еще во время работы над ней. Во времена завоевания Наполеона в трапезной размещалась конюшня, что привело фреску к катастрофическому состоянию. А во времена Второй мировой войны, фреска уцелела чудом, потому что в трапезную попала бомба.

Фреска — это живопись по сырой штукатурке. Это сложная техника, которую художники осваивали в последнюю очередь. Существует большое ограничение по использованию пигментов в фресках. Минеральные пигменты нельзя использовать с известью. Традиционно фрески рисовали темперой (краской, замешанной на яичном желтке). До 15 столетия масляная живопись вообще не была популярной, пока её не усовершенствовал нидерландский художник Ян ван Эйк. В Италию новую живопись привез Антонелло да Мессина, а Леонардо всегда интересовало что-то новое, экспериментальное. Поэтому он решил писать фреску темперой и масляными красками одновременно. Да Винчи рассчитывал, что масло нивелирует влияние извести на минеральные пигменты, но чуда не произошло.

Леонардо игнорирует и другие базовые правила написания фрески. Живопись по сырой штукатурке предусматривает быструю работу. Художник должен закончить работу над фрагментом пока штукатурка не высохла. Однако, это не способ живописи Леонардо, он работает над фреской как над картиной на доске. Фреска не предусматривает наложения слоев различных пигментов. Леонардо же при написании хитона Христа, на белый грунт накладывает черный пигмент на основе графита, затем добавляет киноварь, сверху полупрозрачный краплак, а сверху снова киноварь. Таким образом он достигает максимальной яркости хитона, но теряет долговечность этой краски. Кроме киновари, художник использовал лазурит (пигмент, который по стоимости приближался к золоту. Его можно было привезти только из Афганистана). Однако, киноварь и лазурит — минеральные пигменты, а значит их нельзя было использовать в фреске.

Леонардо подробно подбирал образы для своих персонажей и тщательно продумывал композицию, в центре которой расположена фигура Христа, которая образует равнобедренный треугольник. Апостолы располагаются так (слева направо): Варфоломей, Иаков Меньший (младший), Андрей, Иуда Искариот, Петр (сзади Иуды), Иван. От Христа вправо: Фома (сзади), Яков (старший), Филипп, Матвей, Фаддей, Симон Кананит.

Леонардо много лет собирал типажи людей, различные позы, выражения лица и рук. Он всегда носил с собой блокнот и карандаш, чтобы зарисовывать персонажей. Художник мог целый день следить за человеком, который заинтересовал его своей внешностью и запоминать характерные особенности этой невольной модели. А потом, делать много эскизов для будущих картин. Так, для образа Христа, скорее всего, лицо и руки были взяты у разных людей.

Известно, что Леонардо сначала написал всех апостолов, а затем перешел к образу Иисуса. Джорджо Вазари пишет, что Леонардо не закончил лицо Христа потому что не смог сделать его столь же выразительным как Апостолов. Однако, скорее всего это не так. Вазари вообще часто допускает ошибки в своих текстах. Но это не умаляет их ценность, ведь он был первым, кто задокументировал жизнь и творчество итальянский художников эпохи Возрождения.

Доподлинно известно, что Леонардо выстраивал композицию на основе музыкальных гармоний. Он считал, что перспектива в живописи — это визуальное выражение музыкальной гармонии. Сам же художник был еще и хорошим музыкантом. Кроме умения играть на музыкальных инструментах, он сам их создавал. Так существует упоминание о лютне в форме лошадиной головы, с которой он приехал в Милан.

Над сценой Тайной вечери, в люнетах, расположены гербы семьи Сфорца. Для Лодовико эти гербы были крайне важны. Он старался как можно глубже укоренить свою власть в Милане.

Почти сразу после окончания работы над фреской, Милан оказывается под властью французского короля Людовика XII. Модель конной скульптуры в то время была разрушена. Леонардо покидает Милан.

1503 Леонардо возвращается во Флоренцию, где успешно работает более молодой Микеланджело. История их конкуренции заслуживает отдельного разговора. Они устраивают своеобразное соревнование в Палаццо Питти, где Леонардо должен был написать фреску «Битва при Ангиари», а Микеланджело «Битва при Кашине». Ни одной из этих фресок не суждено было быть законченными.

Во Флоренции Леонардо пишет свою самую известную станковую картину «Мона Лиза». Именно эта картина подарила Леонардо всемирную славу уже в ХХ в. Как бы странно это ни звучало, но к концу 18 в. о Леонардо да Винчи почти все забыли. 

Еще одна известная картина Леонардо «Мадонна с цветком» или «Мадонна Бенуа» о которой раскажу в статье о Мадоннах Ренесанса.

Свою жизнь Леонардо закончил в королевском замке Кло-Люсе во Франции, куда его пригласил французский король. Здесь Леонардо занимался механикой и организовывал праздники. Именно как организатор праздников он был известен и при дворе Сфорца.

У Леонардо было множество идей и планов, подавляющее большинство из которых так и не было реализовано. Однако, его универсальный ум до сих пор поражает людей. А его биография и творчество вызывают интерес.

Больше о Леонардо да Винчи Вы сможете узнать на наших онлайн лекциях и курсе по истории европейского искусства в арт-студии «Лихтарик».

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам