Картина «Крик» Эдварда Мунка

Позвоните сейчас и закажите

Сегодня, мы поговорим с вами о картине известного норвежского живописца и графика, одного из первых представителей экспрессионизма.

Эдвард Мунк — это всемирно известный норвежский художник, самая узнаваемая картина которого — «Крик» (на самом деле существует 4 варианта картины, написанные в промежуток между 1893 и 1910 годами).

В 1994 году за 50 секунд двое мужчин ограбили Национальную галерею в Осло. Забрав картину, они оставили взамен наглую записку: «Спасибо, что это было так просто». К счастью, и картина, и похитители были найдены через 3 месяца. Воры хотели получить выкуп в размере в 1 миллион долларов, а получили судебный приговор.

В 2004 году история повторилась — несколько человек в масках ворвались в Музей Мунка в Осло, и пока один похититель держал всех под прицелом, второй снимал картину со стены. В этот раз найти их оказалось труднее — это дело забрало в местной полиции 2 года. Но и на этот раз картину успешно вернули в музей.

Эта же картина сейчас известна не только благодаря знаменитым и провальным историям похищения, но и через свой пророческий характер — выражение лица ее главного героя воплощает все ужасы ХХ века, которые надвигались на Европу. Широко открытый рот героя взывает о своих чувствах, но услышат его только в послевоенный период. Именно тогда, когда Европой пронесутся две войны, человеческий слух наконец-то уловит этот «Крик». 

Лицо с этой картины невольно стало символом для многих экологических кампаний — они использовали и до сих пор используют «Крик», чтобы привлечь внимание к катастрофическим природным изменениям. А учитывая, что одним из первых названий картины был «Крик природы», эти кампании часто так и называют:

Более того, творцы известного фильма ужасов «Крик» сделали Мункового героя «лицом» своего персонажа. И хотя сначала создается впечатление, что это незначительный факт, стоит присмотреться к нему внимательнее — не свидетельствует ли это, что «Крик» действительно произвел уникальное влияние на культуру ХХ века?

Картина «Крик» сейчас тиражируется в невероятном количестве экземпляров. Поспособствовал этому Энди Уорхол и сам Эдвард Мунк. Последний увлекался печатными техниками, поэтому еще при жизни начал производить черно-белые копии шедевра. А Энди Уорхол в 80-х годах ХХ в. заметил, что стиль Мунка совпадает с его эстетическими взглядами. Как результат, Энди Уорхол и себе создал серию печатных «Криков», но он полностью отказался от черно-белой гаммы и решил сделать их кислотно-яркими.

Литография «Крика», созданная Эдвардом Мунком
Литография «Крика», созданная Эдвардом Мунком

Часто случается так, что в ходе истории некоторые работы признанных мастеров отодвигают на периферию, а некоторым придают статус иконических. Так произошло и с «Криком», поскольку Эдвард Мунк известен прежде всего, как автор этой картины. Но «Крик» на самом деле является частью целого цикла картин.

Цикл, о котором мы говорим, художник начал создавать в 90-х годах ХІХ в. Название цикла лаконично и всеобъемлюще одновременно — «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». Этот цикл сейчас состоит из 22 картин, которые проводят зрителя всеми стадиями человеческой жизни. Но среди них человеку без художественного образования знаком только «Крик». И хотя для Мунка этот цикл был неразделим — он хотел, чтобы все картины были показаны зрителям вместе в каком-то достойном выставочном зале, мы знаем «Крик» прежде всего, как самостоятельную работу. Мунк хотел, чтобы «Крик» и другие картины с «фриза …» не разделяли. А учитывая идею цикла — переход жизненных стадий — они действительно составляли единство.

Место «Крика» в цикле заслуживает отдельного комментария. Дело в том, что Мунк был влюблен в девушку по имени Тулла Ларсен. Но он не мог быть с ней, поскольку она была замужем за другим. Несколько лет он мучился из-за чувств к ней, но в конце концов, Мунк пришел к выводу, что у них нет будущего. Поэтому из-за того, что любовная линия в личной жизни Мунка была несчастливой, часть «фризы» о любви заканчивается картиной «Крик». Интересно, не так ли? Между прочим, на одной из картин «фризы» Тулла изображена стоящая в стороне от Мунка, который как будто бы помолвлен с другой женщиной. Ту таинственную женщину критики трактуют как искусство, которому посвящает себя мужчина. Этот взгляд имеет право на существование, поскольку Мунк при жизни не создал собственной семьи, а собственные картины он воспринимал, как родных детей. Поэтому художник не любил их продавать.

Хотя мы и указали на место «Крика» во фризе, все же не стоит считать, что идея создать эту картину возникла из-за несчастной любви. Причины для ее появления были совершенно другие. Вот, что на самом деле побудило художника к работе над ней:

[Запись в дневнике 1892 года]

«Я шел по дороге с двумя товарищами, как вдруг небо стало кроваво-красным. Я остановился, почувствовав страшную усталость и взрыв меланхолии, и оперся на перила. Над городом виднелась кровь и огонь. Друзья пошли вперед, а я остался один. И услышал бесконечный крик, который пронизывал природу».

Это ощущение слишком далеко от мучений об утраченной любви, не так ли? Оно захватило художника так неожиданно, но и укоренилось в сознании настолько прочно, что господин Эдвард неоднократно брался за попытки отобразить его. Но первые попытки Мунка имели вид несколько отличный от того классического «Крика», о котором мы знаем теперь. Вот как они выглядели:

Красный цвет слишком сильно бросается в глаза, не правда ли? Именно об этом подумал Мунк и отказался от этого варианта. Ему не хотелось, чтобы небо отвлекало вас от чувства тревоги. Небо не главный герой на холсте, здесь главным героем является чувство.

Также среди первых этюдов были изображен одинокий человек, который идёт по пустыне. Однако «в какой-то момент он понял, что эскизы недостаточно сильны. Вместо страха, который он испытывал, создается меланхолическая атмосфера. И для Мунка облака не были облаками — это была свернувшаяся кровь», — объясняет Магн Брутейг, старший куратор Музея Мунка. Поэтому художник начинает менять зарисовки, понемногу разворачивая фигуру лицом к зрителю. 

«Отчаяние» (следующая версия), Эдвард Мунк
«Отчаяние» (следующая версия), Эдвард Мунк

Следующее «Отчаяние» изображает мужчину в полуобороте. Теперь мы видим, насколько он уязвим и подавлен. На предыдущей работе его выражение лица остается неизвестным, а сама фигура кажется более независимой и устойчивой. Чем больше Мунк поворачивает своего героя к зрителю, тем сильнее он раскрывает его внутреннее состояние и обостряет эмоции.

Через год после «Отчаяния» — в 1893 году — Мунк пишет еще одну картину на эту же тему и с подобной композицией. Но в этот раз он создает картину пастелью, а не маслом, как предыдущие работы. И на этот раз на ней уже появляется крик.

«Крик», Эдвард Мунк, 1893 год

Это была первая картина в истории, действующим лицом которой был крик. Взглянем на лицо героя картины — оно искажено ужасом. Поэтому мы даже не можем узнать в нем человека. В конце концов, возникает даже вопрос: а это вообще человек? Внутренняя меланхолия, которая разрывает мир. И мир, который обременен этой меланхолией. Но человек ли здесь основной? И как Эдварду Мунку удалось транслировать это ощущение ужаса на нас?

Существует несколько возможных ответов на последний вопрос. Во-первых, нас поражает цветовая гамма, с помощью которой создается ощущение тревоги. Картина наполнена типичными для Мунка красками — красно-оранжевыми — а синие тона создают поразительный и неприятный контраст. Во-вторых, композиция картины также вызывает чувство тревоги. В той части, которая слева, мы наблюдаем строгие законы перспективы — как дань реальному миру. Но правая часть построена по другим законам — перспектива исчезает, поэтому и герой, и пейзаж написаны в одной плоскости. Создается впечатление, что еще чуть-чуть, и человек сольется с волнообразными линиями природы и растворится в них. Эти линии служат символом шаткого метафизического мира. А состояние героя близко к чувствам, которые испытывают во время экзистенциального кризиса. Когда человек проходит этот этап жизни, ее засасывает в водоворот мыслей о смысле жизни, в постоянное ощущение тревоги и дискомфорта по этому поводу. Такой этап проходили герои произведений Ф. Достоевского, В. Пидмогильного и чуть ли не каждый живой человек на этой планете. У Валерьяна Пидмогильного в «Городе» находим такие строки о главном герое: «… вечера обнимали его страшным беспокойством, чувство страшного одиночества угнетало его». Не похожи ли эти эмоции на то, что произошло с Эдвардом Мунком во время прогулки?

Благодаря этому сложному набору психологических особенностей картину считают символом экзистенциализма. А благодаря насыщенным краскам – началом экспрессионизма, в котором главное – отобразить чувства через смелое сочетание красок. Возможно, тоска героя становится для нас очевидной именно благодаря этой экспрессии.

Поскольку на картине чувства становятся основным действующим лицом, пейзаж нарисован так, чтобы он был их отголоском. В нем настолько искривляется мир, он имеет настолько размытые рамки, что мы не можем даже узнать в нем волшебный норвежский фьорд. Он раскинулся под кровавым небом и отражает его желтые тона. Говорят, что в те годы увидеть красный закат здесь было вполне возможно через извержения вулкана Кракатау. Но если бы мы сейчас увидели реальное место, на котором Мунк почувствовал этот ужас, мы бы вряд ли провели параллель между этой локацией и картиной. Но отбросим догадки — посмотрите на фото этого места и сравните с «Криком»:

Дорога с картины Эдварда Мунка
Дорога с картины Эдварда Мунка

Именно по этой дороге у холма Екеберґ шел Мунк с товарищами, когда услышал «пронзительный крик». Знатоки местности утверждают, что у Мунка были все шансы услышать здесь реальный крик души. Дело в том, что рядом с этой дорогой располагалось сразу несколько страшных мест — скотобойня и женская психиатрическая больница. Кроме того, это место получило трагическую славу из-за самоубийств, которые происходили здесь, а это, в свою очередь, могло давить психологически.

Словом, чувство было пережито, а «Крик» написан. Поэтому, казалось, что можно отложить кисть и продать эту работу. Но по определенным причинам Мунк еще не раз будет совершенствовать вид картины. С 1893 до 1910 год художник создаст четыре основных варианта «Крика». Три из них теперь хранятся в норвежских музеях, а один — в частной коллекции. Поэтому «Крик» — это скорее серия работ, а не одна картина. Следующие версии «Крика» имели ту же композицию и героя – очевидно Мунк наконец-то изобразил его так, как хотел — но художник продолжал экспериментировать с выразительными средствами, поэтому в следующих вариантах он будет использовать не только пастель, но и масляные краски, темперу, а также он переместит сюжет на больший формат.

Кстати, недавно проведенное инфракрасное сканирование картины выявило едва заметную надпись карандашом в левой верхней части, на которой отмечалось: «Это мог нарисовать только сумасшедший». Проведенный анализ почерка Мунка подтвердил, что эту надпись сделал именно Эдвард Мунк. Это произошло в результате сильной критики, которую вызвала картина и разговоров по поводу его психического состояния. Сильные переживания по этому поводу, как будто бы привели к тому, что он сделал такую надпись карандашом.

4 основных варианта «Крика», Эдвард Мунк, 1893-1910 гг.
4 основных варианта «Крика», Эдвард Мунк, 1893-1910 гг.

По одной из версий, прообразом «Крика» стала перуанская мумия, которую художник мог видеть во время учебы в Париже. Время, которое Мунк провел в Париже было непродолжительным, но определяющим для него. Там молодой художник перенял у импрессионистов склонность к использованию ярких цветов и окончательно убедился в том, что рисовать нужно не лишенные жизни натюрморты — к чему приучали в Королевской академии в Осло – а искренние и актуальные чувства и события. Но добыть стипендию на обучение в Париже молодому норвежскому художнику было нелегко. Его, как это традиционно сложилось в художественном мире, не понимали. Сыпались упреки о том, что картины Мунка недорисованные, а еще грубые, и вообще — неопрятные какие-то. Но очевидно, что в них всё-таки что-то было, потому что уже на первой персональной выставке в 1889 году Мунка заметили и предложили оттачивать мастерство в Париже. Там Мунк попадает под влияние своего учителя Кристиана Крога, который, собственно, и подтолкнул его к воспроизведению собственных идей, а не к подражанию академическим тенденциям. Но радости обучения оборвались — дома, в Норвегии, у него умирает отец. В депрессии Мунк возвращается домой. Еще одна смерть в его семье. «В нашем роду одни лишь болезни и смерти. Мы с этим рождаемся», — запишет художник в одном из дневников. Учитывая действительно трагическую историю его семьи, это не меланхолическое преувеличение. Это смиренное признание факта. Поэтому попробуем понять Мунка.

Когда ему было 5 лет, от туберкулеза умерла его мать. Отец впал в депрессию и углубился в размышления об аде. Поэтому каждый раз, когда его дети баловались, он пугал их геенной огненной. Эти истории влияли на Мунка настолько сильно, что он маленьким мальчиком бывало просыпался посреди ночи и думал, что попал в ад. Затем туберкулез унёс жизнь сестре. Другая его сестра большую часть жизни провела в психиатрической больнице, а младший брат умер вскоре после своего бракосочетания. Проиллюстрировать восприятие Мунком этих всех фактов может фраза из дневника: «Болезнь, и смерть, и безумие стояли над моей колыбелью». Сам Мунк тоже был очень болезненным мальчиком в детстве. А во взрослом возрасте ему даже приходилось проходить стационарное лечение в психиатрической клинике. Учитывая все те 33 несчастья, постигшие его семью, художник был склонен к тревожности и другим проблемам. Но какое счастье, что искусство спасало его. Какое счастье, что он смог прокричать всю свою боль в картине и справиться с бедой таким образом. Возможно, его постоянное обращение к теме «Крика» было связано именно с драматическими событиями детства. Возможно, «Крик» был его терапией.

Об искусстве как терапии мы знаем много. Но оно имеет и сотни других функций, например, эстетическую. Если вы хотите добавить эстетики в свою жизнь или снять стресс от ежедневных вызовов, мастер-классы в арт студии «Лихтарик» созданы именно для этого. Кроме того, для Вас мы создали лекции по истории искусств. Позвольте искусству войти в вашу жизнь — приходите на занятия в нашу студию.

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам