Фрида Кало

Позвоните сейчас и закажите

Фрида Кало — это художница, которая не нуждается в представлении. Икона стиля, первая художница, которая стала известна настолько, насколько известны художники-мужчины, революционерка, член коммунистической партии. Она была женщиной, которая не соответствовала идеалу леди — курила, пила, была бисексуалкой, говорила открыто о своих травмах и выкидышах … Итак, что такого интересного было в жизни этой женщины? Какие были ее картины? Эти вопросы мы сегодня осветим в статье.

Фрида родилась 6 июля 1907 года в Койоакане (пригород Мехико). При рождении получила имя — Magdalena Carmen Frida Kahlo y Calderоn. Она пыталась изменить год своего рождения на 1910 год, но не для того, чтобы казаться моложе. Фрида хотела родиться в год революции в Мексике. Она происходила из интеллигентной семьи: отец был фотографом, выходцем из Германии с еврейско-венгерскими корнями, а мать — с индианскими корнями. В семье было еще трое дочерей, кроме Фриды. Было определено, что только Фрида будет иметь возможность на обучение среди дочерей. Наверное, это можно было обосновать тем, что она еще в детстве переболела полиомиелитом и ее одна нога была короче другой. Поэтому родители решили дать его шанс развиваться интеллектуально. Она ходила в немецкий колледж и читала немецкую философию. Художница мечтала стать врачом и поступил в колледж, где стала одной из 35 девушек, которые могли получить высшее образование наравне с юношами в то время. В период обучения в колледже она впервые увидела Диего (своего будущего мужа), который тогда рисовал фрески. Когда ей исполнилось восемнадцать лет, произошла одна из катастроф ее жизни — это была авария. В автобус, в котором она ехала с другом, врезался троллейбус. Одной из деталей этой аварии было то, что Фрида, после удара была полностью усыпана золотой пудрой, потому что возле нее ехал ремесленник — маляр, у которого была золотая пудра. Это выглядело как своеобразное чудо. Но это чудо принесло ей много боли и горя: позвоночник был сломан в трех местах, металлические перила проткнули матку и вышли через пах, нога была раздроблена. Врачи не давали надежды на жизнь, но она проснулась. После этого молодая Кало находилась в гипсе определенный период и была обездвижена, поэтому её отец создал специальный подрамник, который позволял рисовать в лежачем положении, и прикрепил большое зеркало под балдахином кровати, чтобы дочь могла видеть себя и пространство вокруг нее. Художница написала свой первый очерк «Авария», в котором четко изобразила катастрофу, которая ее покалечила. Она начинает свои работы в стиле кубизма, понимая актуальность этого стиля.

«Авария», 1926 г.
«Авария», 1926 г.

После того, как она становится на ноги, Фрида вступает в коммунистическую партию. Первая из ее работ — «Ла Аделита, Панчо Вилья и Фрида», 1927 года — посвящена героям повстанческой революции. Аделиты — это боевые подруги, которые следовали за повстанцами.

«Ла Аделита, Панчо Вилья и Фрида», 1927 г.
«Ла Аделита, Панчо Вилья и Фрида», 1927 г.

В этот период вместе с кубизмом Фрида Кало начинает писать автопортреты, а именно «Автопортрет в бархатном платье» 1926 г. Картина была выполнена в итальянском стиле, который в то время считался одним и из лучших.

«Автопортрет в бархатном платье», 1926 г.
«Автопортрет в бархатном платье», 1926 г.

Также она рисует портреты сестры, знакомых, друзей и своего парня, который ее бросил, когда они заболела.

«Портрет Кристины, моей сестры», 1928 г.
«Портрет Кристины, моей сестры», 1928 г.

Эти картины написаны в стиле раннего Возрождения. Это обычно были подарки для близких. Художница также пробует рисовать детские портреты в стиле, близкому к американским художникам.

Позже Фрида знакомится с Диего Ривера: она приходит к нему на выставку и показывает свои картины раннего периода творчества, заинтересовывает его, а он — ее. Она пишет картины детей и женщин, которые ближе к стилю Диего. Примером таких картин является «Портрет Вирджинии (Маленькая девочка)», «Две женщины».

«Портрет Вирджинии (маленькая девочка)», 1929 г.
«Портрет Вирджинии (маленькая девочка)», 1929 г.

Это был определенный период исследования стиля Диего для нее. В 1930 г. они женятся, хотя между ними была большая разница в возрасте. Мама художницы была против этого брака, ведь Диего был дважды разведенный и на много старше Фриду.

Ее муж произвел большое влияние на ее творчество, ведь он хотел воссоздать мотивы национальной идентичности Мексики на своих картинах. И Фрида начинает поиски мексиканского стиля, который связан с ее народом и культурой. Именно для Диего она начинает носить традиционные костюмы, которые затем становятся частью ее образа и легенды. В 1929 г. появляется картина, которая отмечает переход от раннего Возрождения к собственному стилю мексиканской художницы — это «Автопортрет. Время летит».  

«Автопортрет. Время летит», 1929 г.
«Автопортрет. Время летит», 1929 г.

Первый автопортрет в стиле старинной картины — «Фрида и Диего Ривера» 1931 год, на котором она изображена как идеальная женщина в традиционном костюме, а ее муж — крупнее и с мольбертом в руках.

«Фрида и Диего Ривера», 1931 г.
«Фрида и Диего Ривера», 1931 г.

Платья в дальнейшем становятся частью ее выставок, потому что она человек, которая создала не только картины, но и саму себя как произведение искусства. Про это говорила сама Фрида, «…родила сама себя». Затем она пишет автопортреты в образе мексиканской женщины.

Эти портреты были необходимостью примириться со своим покалеченным и травмированным телом, борьбой и созданием нового тела в живописи на замену того, которое она получила в результате аварии.

В 1931 г. она едет в США вместе с мужем, у которого был заказ на роспись в Детройте — он расписывал стены Детройтского института искусств (DIA). В этот период стиль мексиканки становится более увлекательным. В Америке ей было не очень интересно, поэтому она выражает свою печаль на картине «Витрина на улице в Детройте».

На этой картине она отражает витрину, за собственно которой — лишь пустое пространство с недоделанным ремонтом.

«Картина на улице в Детройте», 1931 г.
«Картина на улице в Детройте», 1931 г.

Свою ностальгию по родине она отражает на картине «Автопортрет на границе между Мексикой и США» 1932 года, на которой США изображена как индустриальная страна, а Мексика — страна древних руин. Отражен своеобразный контраст — мира солнца и мира месяца. Фрида будто соединяет эти две страны и демонстрирует свой выбор держа в руках флаг Мексики.

«Автопортрет на границе между Мексикой и США», 1932 г.
«Автопортрет на границе между Мексикой и США», 1932 г.

В Америке она раскрывает, возможно, самую больную тему для себя — материнство. Она хотела иметь ребенка, но это было невозможно из-за ее травм, полученных в восемнадцать. Несмотря на это, она пыталась забеременеть и выносить ребенка. Врачи предлагали различные медицинские пути решения проблемы и одним и из них был кесарево сечение. Она изобразила кесарево сечение на картине «Фрида и кесарево сечение» 1932 года. На нем изображена она, голова Риверы Диего, оперирующие врачи, и ребенок — то есть весь процесс и её видение последнего. Эта картина отражает женскую физиологию и желание иметь ребенка в наиболее откровенном виде и с теми деталями, которые позволяли ее медицинские знания. Она пыталась воспроизвести эстетику анатомического атласа, ведь когда-то хотела связать свою жизнь с медициной.

«Фрида и кесарево сечение», 1932 г.
«Фрида и кесарево сечение», 1932 г.

Более известна картина — «Больница Генри Форда (Кровать, которая летает)», где ее лечили. На картине расположены атрибуты ее страданий: поломанные кости таза во время аварии, улитка, которая отражает медлительность процесса аборта, цветок, который подарил мужчина, эмбрион и медицинские инструменты. Эта картина как своеобразный плач, печаль для женщины, которая так хотела иметь ребенка.

«Больница Генри Форда (Кровать, которая летает)», 1932 г.
«Больница Генри Форда (Кровать, которая летает)», 1932 г.

Картина «Мое рождение» появляется в период, когда умирает ее мать и она теряет ребенка. На картине будто действительно она рождает саму себя, то есть она не может родить ребенка, но может создать себя как новую Фриду.

«Мое рождение», 1932 г.
«Мое рождение», 1932 г.

Она начинает изображать свои мысли, сны и представления на картине «Мечта», которые были близки к сюрреализму. Наиболее сюрреалистическим произведением является «Что мне дала вода» 1938 года — автопортрет без автопортрета, потому что мы не видим Фриды, и эта ванна содержит много образов, символизирующих боль, горе и печаль. Эта картина была одной из картин, которая выставлялась на первой выставке, где Фриду как художницу замечает Андре Бретон — идеолог и куратор сюрреалистов.

«Что мне дала вода», 1938 г.
«Что мне дала вода», 1938 г.

В 1935 г. эти она вдохновляется газетной историей о жестоком убийстве женщины и изображает это на картине «Всего несколько царапин!». Преступник, который совершил убийство, утверждал, что убийство — это всего лишь несколько небольших ран.

Эта история для нее про Ривера Диего, который начинает изменять ей, и о ранах, которые он ей наносит.

Она начинает переживать новый этап отношений с Ривера как жестокий роман. На картине «Автопортрет с вьющимися волосами» написанной в 1935 году она изображает себя с кудрявыми волосами, хотя ее муж любит ее гладкие и прямые волосы. С одной стороны, это своеобразная работа на зло мужу, а с другой — это исследование национальной идентичности, ведь у нее в семье у родственников были вьющиеся волосы. В это время она рисует картину в наивном стиле «Мой бабушка и дедушка, мои родители и я», на которой изображены ее родители со своими родителями и Фридой в виде эмбриона и уже родившейся девочки. Эта картина была написана в период, когда Гитлер запрещал межнациональные браки, а она хотела подчеркнуть и выделить свои смешанные корни. Фрида не очень часто откликается на события в мире, но картина «Они просили самолет, но получили соломенные крылья» написанная в 1938 году как раз появляется в период гражданской войны в Испании и символизирует самолеты, которые бомбят Испанию. Это очень редкий для нее жанр, обычно для ее характерен аллегорический смысл о жестокой любви. В картине «Память, сердце» написанной в 1937 году изображена Фрида в европейском костюме, в котором ее не любит Диего, школьной форме (в которой они познакомились) и мексиканский традиционный наряд, который пронзает стрела. Как упоминание об аварии изображена травмированная нога. Эта картина — аллюзия на измену мужа с ее сестрой.

Она хотела восстановить свое «Я» и свою историю как человека. Это выливается на картине «Кормилица и Я» 1937 года, на которой изображена няня-кормилица индианка с маской на лице, поскольку художница не помнит этой кормилицы. Тут как будто бы художница возвращает нас в прошлое своей Родины, а с другой стороны — это идол, который как будто бы держит Фриду для жертвоприношения. 

В 1937 году у Фриды Кало был довольно известный роман с Львом Троцким, Ривера в то время дал Политическое убежище для семьи Троцкого. Картина «Автопортрет, посвященный Льву Троцкому (между шторами)» 1937 года был прощальным портретом об окончании этого короткого романа. Эпизод с бурных политических перипетий, связанных с Троцким ярко описан в фильме «Фрида» (2002 года), основанный на фактах из биографии художницы.

Как мексиканская художница, Фрида унаследовала традиционное отношение к смерти — в Мексике существует День мертвых, яркость празднования которого известна всему миру. Эти традиции отражены на картине «Четыре жители Мехико» 1938 года, на которой Фрида — это маленькая девочка в окружении картонного скелета с праздника, соломенного чучела и идола. Здесь также присутствует Иуда — картонная фигура, которая участвует в мексиканских карнавалах в комбинезоне рабочего. Этот Иуда немного напоминает ее мужа. Для Фриды существует мир, в котором есть она, муж и только эти фигуры. Идея материнства не покидала Фриду, поэтому она как бы окружала себя куклами или домашними животными. Это все влияет на его творческий путь и отображается на картине «Я и моя кукла» и «Автопортрет с обезьяной». Обезьяна с одной стороны символизировала дьявола, а с другой она как бы заменяла материнство и сливалась с животным миром. Идеи несчастливой любви отображаются на картине «Автопортрет с терновым ожерельем и колибри» 1940 года. Мертвое колибри на ожерелье использовалось для любовных приворотов. Эти животные давали возможность проникать в собственный мир, далекий от реального.

В 1939 году картины художницы выставлялись на выставке во Франции, куда приходили Пикассо и Марсель Дюшан. Французские сюрреалисты ей не нравилась, она считала их слишком интеллектуальными, декадентскими. Дюшан стал единственным человеком, который ей нравился во французской компании. Если говорить о стиле, то можно причислить Фриду к сюрреалистам. Ведь именно в это время появилась заинтересованность женским искусством, и всем, что противоречило предыдущему рациональному видению.

Своеобразными являются ее натюрморты, которые становятся автобиографичными: она изображает фрукты раскрытыми и разорванными, дополняет их скелетом, маленькой фигуркой — названой собой. Арбузы на самом деле символизируют женские органы, а на ее натюрмортах они разрезаны и как будто бы кровоточат. В 1939 году Фрида и Диего расстались, и в этот день она почти закончила картину «Две Фриды». Одна Фрида сидит  в национальной одежде с неповрежденным сердцем и держит в руках миниатюрный портрет Диего с кровью. Другая Фрида сидит в белом платье с обнаженным сердцем и внизу она держит хирургический зажим перекрывая кровь, которая течет из фото Диего.

В 1940 году она пишет «Автопортрет с короткой стрижкой», где она сидит на стуле, стоящем на коричневой земле, покрытой ее черными волосами. На ней мужской костюм, похожий на Диего, а в руках она держит ножницы. Но несмотря на развод, они любят друг друга и впоследствии женятся во второй раз. Ее «Автопортрет с косой» 1941 года можно рассматривать как возвращение к браку. Волосы, которые были распущены на предыдущем автопортрете, здесь были заплетены в виде кренделя как символ возвращения к женственности.

В 1944 году Фрида написала картину «Диего и Фрида 1929 — 1944» в качестве подарка Диего на их годовщину. На картине лицо состоит из двух половинок Фриды и Диего, которые не сходятся.

«Диего и Фрида 1929 -1944», 1944 г.
«Диего и Фрида 1929 -1944», 1944 г.

В картине «Диего и Я» 1949 года она плачет, а волосы будто душит ее. Изображение мужа над бровями дает представление о том, что Диего всегда был в мыслях Фриды. В дневнике, который художница вела последние 10 лет жизни, она выражала эмоции к своему мужу.

В середине 40-х гг. ее здоровье ухудшилось: она похудела, имела высокую температуру, у нее усилились боли в ноге и спине. Ей нужно было носить металлический корсет, чтобы поддерживать спину. «Сломанная колонна» 1944 года была написана после операции. Гвозди на ее теле напоминают о боли, Корсет символизирует несвободу человека с инвалидностью. Вместо ее позвоночника заметна треснувшая колонна, вместо живого — осколки.

«Сломанная колонна», 1944 г.
«Сломанная колонна», 1944 г.

Позже она перенесла еще одну операцию на позвоночнике, но ее состояние не улучшалось, а ухудшалось с каждым днем. В начале 1950-х годов ей стало еще хуже, и она находилась в больнице в Мехико и перенесла несколько операций. Когда ей становилось лучше — рисовала. Там была создана картина «Портрет семьи Фриды», на которой было изображено ее генеалогическое дерево. Живопись была ее вдохновением, поэтому она мечтала, чтобы ей стало лучше, и она смогла рисовать. После трех лет в больнице, она нарисовала «Автопортрет с портретом доктора Фарилла» как знак благодарности. С ухудшением ее состояния привязанность к Диего и коммунизму становилась сильнее. Об этом она писала в своем дневнике. В начале 1953 года врачи говорили, что стоит ампутировать ногу из-за гангрены.

«Ноги … для чего они мне, если у меня есть крылья». В дневнике она описывает свои страдания, через которые она готова была убить себя … Но несмотря на боль, она сохраняла живой деятельный дух всю жизнь. Однажды в холодный день после всех 33 несчастий, которые художница перенесла, Фрида поднялась с постели, чтобы взять участие в коммунистической демонстрации — это было ее последнее появление на людях. Насколько она была сильной, не так ли?

Иногда искусство становится спасением, даром, который утешает в момент боли, помогает переосмысливать страдания. Иногда оно становится канвой для биографии. Искусство может озарить жизнь, как Вифлеемская звезда, поэтому позвольте ему осветить ваши сердца – заказывайте подарочные сертификаты  и приходите на наши мастер-классы.

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам