Что почитать об искусстве?

Позвоните сейчас и закажите

Один из самых популярных вопросов моих слушателей на лекциях по истории европейского и украинского искусства: «Что почитать?». Казалось бы, на книжном рынке есть огромный выбор, но это и усложняет задачу выбрать именно ту книгу. Поэтому у меня возникла идея книжного клуба. Это своего рода бесплатное приложение к лекциям по истории искусства и мотивация к чтению.  

Когда я училась в Академии искусства на заочном отделении, то ждала каждую сессию. Потому что это был глоток свежего воздуха. За три сессионные недели у меня формировался список литературы на два года вперед, список фильмов к просмотру на несколько месяцев и список выставок для посещения на сезон.

Атмосфера общения с творческими людьми способствовала постоянному развитию. Скажу честно, что организовать такой же темп чтения самостоятельно крайне сложно. Поэтому, предлагаю объединить усилия.

Правила книжного клуба крайне просты:

1. Раз в месяц я буду предлагать к чтению книгу об искусстве.

2. Все желающие читают вместе со мной в течении месяца.

3. Раз в месяц мы встречаемся онлайн или офлайн для обсуждения.

А пока делюсь своими любимыми книгами, прочитанными за последний время.

«Невероятные женщины, которые изменили искусство и историю» Бриджит Куинн от издательства Аrt.Huss — это достойная книга для подарка себе. 15 имен талантливых художниц, которые имели огромное влияние на историю искусства, но остались в тени из-за своего пола. Книга, захватывает внимание с первой страницы. Истории, которые не оставляют равнодушными. Не могу не выделить Артемизию Джентилески (ее картина, которая была представлена в 2019 году в Вене на выставке «Караваджо и Бернини», поражает едва ли не больше, чем картины великого Караваджо). Выдающаяся художница 17 века досконально изучила уроки гения светотени.

Девочка с художественной семьи, решила пойти по пути своего отца. Она училась у друга семьи, который ее изнасиловал. Артемизия была смелой девушкой и подала в суд на обидчика. В те времена такие дела были крайне редкими из-за своей публичности, женщины не хотели детального обсуждения и публичного позора, которому подвергались во время таких судебных разбирательств. Артемизия прошла весь этот путь и выиграла суд. Она не отказалась от своей цели стать художницей и научилась выливать на холст всю экспрессию, злобу и неприятие существующей ситуации. Молодая художница овладела линией, светом и тенью, поставила их на службу своим художественным потребностям и навсегда вошла в историю мировой живописи.

Артемизия сбежала из Рима, где все знали ее историю, в тихую Флоренцию, но там ей было тесно, и она поехала работать в Великобританию.

Еще одна невероятная художница 17 века – Юдит Лейстер. Ее картину Лувр в свое время принял за работу Франса Халса (а это уже не шутки). О ней известно крайне мало. Мы не знаем, кто имел влияние на ее творческое становление. Однако, смотря на ее автопортрет в возрасте 25 лет, мы точно понимаем, что это выдающаяся художница.

И это только два имени из пятнадцати. Берите книгу, открывайте новые имена и погружайтесь в неизведанный мир живописи. «Невероятные» — это не сугубо женская книга, как может показаться на первый взгляд. Безусловно она имеет феминистический уклон, но эта книга будет интересна каждому кто интересуется живописью.

В продолжение женской тематики в искусстве нельзя пройти мимо Марины Абрамович и автобиографической книги «Пройти сквозь стены». Когда Марину Абрамович называют «бабушкой перформанса» — это звучит очень странно, ведь в свои 70+ она точно не выглядит бабушкой. Она продолжает великое дело своей жизни, развивает собственный фонд и создает своеобразную библиотеку перформансов 20 в.  

Автобиографическая книга Марины Абрамович читается как исповедь. Если Вы хотите понять почему перформанс — это искусство — эта книга для Вас.

Жизнь Марины Абрамович никогда не была легкой. Ее с самого детства преследовал тоталитаризм: начиная с государственного уровня в тогдашней Сербии и заканчивая уровнем семьи с невероятно жестким воспитанием мамы. Но дух свободы, и до сих пор живет в душе выдающейся художницы, который всегда был против любых ограничений. Они выбрала, наверное, самый не очевидный путь борьбы против системы и выиграла эту свою собственную, личную войну.

Сейчас перформансы Марины Абрамович можно посмотреть на видео и попробовать прочувствовать всю отчаянность ее борьбы. Чего только стоит ее разрешение делать с собой, что угодно каждому посетителю перформанса, где ее чуть не убили. Или действительно эпический поход с Улаем (ее любимым и творческим партнером в течение многих лет) через Великую Китайскую стену. Да собственно и эти личностно сложные и очень творчески продуктивные отношения с Улаем описаны в книге от первого лица.

Книга идеальна для всех, кто жалуется на свою жизнь и не в силах на борьбу. Здесь живет источник вдохновения.

В нашем окружении много книг и разнообразной информации о мировом искусстве (преимущественно европейском). Мы много знаем о Леонардо и Рафаэле и все же, охотно, выбираем посмотреть новый фильм о них или почитать новую книгу.

Я считаю, что если бы больше людей знали, какая удивительная украинская культура, то интереса к ней не было бы предела. Прекрасной книгой, которая может заинтересовать, дать толчок для того, чтобы окунуться в украинское искусство с головой, является книга прекрасной Дианы Клочко «65 украинских шедевров». Есть книги, которые нужно долго и вдумчиво читать, прежде чем влюбиться в них, есть книги, к которым следует возвращаться снова и снова, чтобы понять их, а есть книги, в которые влюбляешься с первых предложений. Как в книгу ессеев Дианы Клочко. Книга прекрасна как эстетически, так и интеллектуально.

С первых слов позиция автора отзывается в сердце. Я согласна с госпожой Дианой, что украинские шедевры выглядят сиротами. Найти адекватную, подробную информацию об украинском искусстве — это еще тот челлендж. А здесь в одной книге есть подборка из 65 прекрасных художественных произведений, которые не только привлекают читателя, но и побуждают его поинтересоваться тем, что еще есть в нашей художественной сокровищнице. И это едва ли не самое важное, лишить наши шедевры сиротства и наконец поставить их в контекст европейского искусства на давно заслуженное ими место.

Читая каждую из 65 историй, Вы погружаетесь в увлекательное, фантастическое, однако нередко печальное и детективное путешествие во времени. Каждая история шедевра имеет множество параллелей и закрученные сюжеты, клубок которых так и хочется распутать.

После прочтения 65 ессеев, Вы просто не сможете усидеть на месте. Вы почувствуете потребность пойти в музеи и посмотреть на эти сокровища. А там встретите еще новые шедевры. И дальше уже ваш интерес к украинскому искусству не остановить, а вместе с интересом и гордость за наше искусство.

Всегда интересно заглянуть в голову художнику. Интересно узнать, что его вдохновляет, какие связи связывают художника с художественной традицией. Огюст Роден. «Беседы об искусстве» — книга которая позволяет заглянуть в голову одного из величайших художников ХХ века. Взгляд великого скульптора на скульптуру разных эпох. Читается за один вечер, а размышлений оставляет на несколько месяцев. Кстати, после Родена советую почитать об Александре Архипенко — украинского скульптора, который первым начал экспериментировать с кубизмом в пластике, создал огромное творческое наследие и стал одним из самых дорогих скульпторов ХХ в. Архипенко был авангардным художником и спорил с Роденом о видении скульптуры.

Возвращаясь к вышеупомянутой книге: она построена как интервью, где Роден отвечает на вопросы о реализме и движения в искусстве; природы, как главного источника творчества; рисунке и цвете; динамике и статике. Роден рассуждает о красоте, мысли, тайне в искусстве. Он излагает свои мысли о античной скульптуре и невозможности почувствовать и понять ее в музее. Ведь скульптура при создании имеет определенное место, которое рассчитывается скульптором и влияет на все пропорции. В музее учесть эти особенности первоначального замысла невозможно. В музее нет того света на которое рассчитывал скульптор, работая над своей скульптурой.

Беседы об искусстве с Роденом — это как диалог с художником, который нельзя пропустить.

Лучшая книга о импрессионистах. Именно так я бы охарактеризовала мемуары Амбруаза Воллара «Воспоминания торговца картинами». Для всех, кто любит импрессионистов — это просто must read. Воллар был один из первых, кто почувствовал потенциал импрессионистов. За ним закрепилась слава человека, который открыл Поля Сезанна.

Воллар был близок ко всем выдающимся художникам последней четверти XIX в. Он был одним из первых, кто начал продавать картины импрессионистов. Однажды он поплатился за это своей работой. Дело в том, что картины импрессионистов считались откровенно плохими и наглыми. Когда владелец магазина узнал, что Воллар продает картины этих удивительных художников, то уволил его из-за волнения за репутацию своей семьи. У владельца была дочь, которая должна была скоро выйти замуж. Вот так воспринимали импрессионистов.

На самом деле у художников часто не было денег на краски. Только Эдгар Дега и Эдуард Мане были из богатых семей, другие же импрессионисты были вынуждены жить очень скромно. Если бы они знали, что станет с их картинами через 50 — 100 лет.

Воллар дает много интересных деталей о художественном Париже той эпохи. Он подробно описывает сложный характер Эдгара Дега, его нелюбовь к цветам и ароматам женских духов.

Он открывает читателям двери в мир импрессионистов, который нельзя увидеть в искусствоведческой литературе. Эти мемуары как захватывающий детектив. Стопроцентно любимая книга о импрессионистах.

Уилл Гомперц. «Что это вообще такое?» Понятная книга о современном искусстве. А это уже не мало! Уилл Гомперц семь лет работал директором галереи «Тейт». У него есть удивительная способность писать просто о сложных вещах, он умеет выстроить понятные логические цепочки и провести читателя тернистым путем развития современного искусства начиная с Реализма и Барбизонской школы, через Импрессионизм и Постимпрессионизм он приводит нас к Футуризму, Орфизму, Баугаусу, Сюрреализму и Перформансу.

Уилл Гомперц уделяет внимание всем важным направлениям искусства ХХ в. У него можно найти интересную информацию о влиянии Пегги Гуггенхайм на развитие американской школы. Он показывает, что стало поводом для массовой миграции художников в Америку (в первую очередь военные действия середины ХХ в.).

Для меня очень ценно то, что Гомперц признает, что сам не все понимает в современном искусстве. Это очень редкая черта для художественного критика.

«Что это вообще такое?» — это своего рода антология современного искусства. Это настольная книга каждого, кто интересуется искусством и стремится понять искусство современное.

Йохан Хёйзинга. «Homo ludens. Человек играющий». Имя Йохана Хёйзинги неизвестно широкой публике. Его книги — это серьезная научная литература. Однако, они незаменимы в библиотеке. Главной темой исследований нидерландского учёного было западноевропейское Средневековье и Возрождение. Он всю жизнь работал над типологизацией культур и изучением игры как базового принципа становления культуры в человеческом обществе. Собственно, этому и посвящена указанная выше книга.

Впервые этот предмет своего исследования Хёйзинга озвучивает в своей ректорской речи в Лейденском университете, а после того много лет занимается исследованиями роли игры в человеческой культуре.

Автор раскрывает природу и значение игры в жизни и культуре человека. Он акцентирует внимание на том, что игра встречается во всех аспектах человеческой жизни: от детских игр, спорта до культовых обрядов и религиозных верований.

Эта книга имеет исторический, культурологический и философский смысл. Книга для глубокого и вдумчивого чтения.

Приятного чтения и до встречи в книжном клубе. А уже с сентября в «Лихтарике» начинается новый курс по истории украинского и европейского искусства. Будет интересно и эмоционально. Бронируйте места.  

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам