fbpx

Что нужно для гончарства? Рассказывают мастера студии “Лихтарик”

Позвоните сейчас и закажите

Что нужно для гончарства? Прекрасный вопрос в начале осени. Ведь вскоре погода испортится и срочно понадобится новое хобби. А что может быть лучше мягкой глины, которая принимает Ваше настроение, тепло ваших рук и превращается из неприглядного куска в прекрасную посуду? – Ничего!!!

Итак, чтобы заняться гончарством Вам нужна глина. Мы используем МКФ-2 из Славянска, но в небольших объемах ее найти не так просто. Кроме того, Вам нужен гончарный круг. Они бывают аутентичные деревянные, ножные и более современные электрические. На электрическом круге работать значительно легче, ведь не нужно все время крутить его ногой. У нас в студии обычно используется электрический круг, но на индивидуальных мастер-классах можно попробовать свои силы и на аутентичном ножном.

Как выбрать глину для лепки и гончарства?

На первый взгляд для гончарства подходит любая глина. Но на практике это совсем не так!

Для того, чтобы первый опыт лепки был успешным нужно понимать физические свойства глины. У художников есть такой термин – «работа не в материале». Это означает, что работа выполнена с нарушением технических или физических особенностей материала. Что это означает на практике? – Например, если из глины сделать очень тонкую тарелку, то при высыхании она треснет. С этим ничего нельзя сделать. Это чистая физика. Влага испаряется, гончарное изделие становится сверхтонким и идет микротрещинами, которые при обжиге становятся значительно больше. Второй пример: если глину плохо вымесить, то в ней останется воздух, который при нагреве керамики в печи расширится и разорвет гончарное изделие вдребезги. К сожалению, такое случается даже у профессионалов.

Давайте разбираться в видах глины вместе с нами. Выделяют несколько основных видов гончарной глины:

  • МФФ-1 для фаянсовых изделий;
  • ПФФ-3 для полуфарфоровых изделий;
  • МКФ-3 для фасадной керамики;
  • МКФ-2 для декоративно-художественной керамики.

В контексте мастер-классов по гончарству нас интересует МКФ-2. Именно такую ​​глину мы используем на наших гончарных мастер-классах. Она мягкая, легкая в работе, из нее можно лепить руками или формировать изделия на гончарном круге. В отличие от нее ПФФ-3 менее пластична и более плотная. МКФ-2 лучше впитывает воду и из нее легче делать декоративные элементы, такие как, например, ручка к чашке. МФФ-1 имеет наибольший уровень гигроскопичности, значит она лучше впитывает воду. Для профессионального керамиста это преимущество, но для начинающего может создать дискомфорт. Ведь, если глина слишком влажная, то она перестает слушаться керамиста и надо ждать пока глина немного подсохнет. В условиях мастер-класса это не удобно, потому что время тратится не продуктивно.

МКФ-3 удобна при работе с большими формами, она прочная в местах соединения различных элементов и позволяет легко склеивать детали между собой. МКФ-3 очень удобна для ручной лепки.

Глина МКФ-2 – идеальный вариант для гончарства на гончарном круге и прекрасно подходит для лепки руками. Глина для декоративно-художественной керамики лучше всего подходит для гончарных мастер-классов. Мы всегда используем ее в своей гончарной мастерской.

В своей работе мы используем глину МКФ-2 со Славянска. Там одно из крупнейших месторождений глины в Украине и работает большой завод керамических масс, который поставляет качественную глину керамистам со всей Украины.

Рекомендации по работе с глиной МКФ-2 для новичков от нашей гончарной мастерской:

  • Перед использованием глину нужно хорошо вымесить до однородной консистенции;
  • Следите за тем, чтобы Ваши руки всегда были мокрые во время лепки или гончарства;
  • Перед обжигом изделия нужно зашлифовать специальной наждачной сеткой;
  • При работе с сырой глиной ее можно покрасить ангобами;
  • Если Вы не планируете обжигать свои гончарные изделия, то их можно раскрасить обычными акриловыми красками;
  • Если глина пересохла, то ее необходимо завернуть в мокрую ткань, и она вернет свои физические свойства.

А попробовать полепить и погончарить с МКФ-2 Вы можете на мастер-классах по гончарству в гончарной мастерской «Лихтарик». Для более глубокого знакомства с материалом и процессом гончарства советуем прийти на курс гончарства, состоящий из 10 индивидуальных занятий. Обращаем внимание, что обжиг всех изделий, которые Вы сделаете на этом курсе мы сделаем Вам в подарок.

Переходим к декорированию изделий. Здесь не обойтись без стеков и ангобов. Чем их больше, тем лучше. Чем больше форм и цветов, тем интереснее будет посуда.

Групповые мастер-классы по гончарству

Ну и наконец, чтобы из глиняного изделия получить настоящую посуду, Вам нужна печь. Специальная гончарная печь, которая поддерживает температуру свыше 1000 ° С. Обжиг керамики без гончарной печи не возможен. Гончарная печь – это самый дорогостоящий и технически сложный аспект изготовления керамики. Для правильного и безопасного обжига в гончарной печи, она должна быть оснащена специальной системой вентиляции.

Обжиг гончарных изделий – это процесс превращения гончарных изделий лепных руками или сформированных на гончарном круге в полноценную посуду или другие керамические изделия. Обжиг – это финальная стадия обработки гончарных изделий.

Обжиг может быть утильный или бисквитный – это первый обжиг глиняных изделий, который превращает сухие, но хрупкие изделия на крепкие. Утильный обжиг может быть, как самодостаточным, так и потребовать дополнительного обжига. Вторым обжигом может быть молочение или глазурование.

Утильный обжиг может быть при температуре 800 – 850 градусов, если после него планируется обработка изделия глазурями. А может быть при температуре 900 – 950 градусов, если это будет единственный обжиг, или после него будет молочение.

Процесс обжига состоит из нескольких этапов:

  • Нагрев гончарных изделий в печи;
  • Выдержка керамических изделий в печи при различных температурах. Таким образом глина становится крепче и закаляется;
  • Остывание гончарных изделий в печи.

В общем, все три этапа занимают около 18 – 20 часов.

Перед обжиганием глиняные изделия должны быть абсолютно сухими. Процесс высыхания должен проходить естественно. Именно поэтому, температура и влажность в гончарной мастерской имеют большое значение для скорости высыхания изделий. Если изделия высыхают слишком быстро, то они могут потрескаться еще до обжига.

Сухие изделия затираются, чтобы не оставалось острых элементов на дне изделия. Процесс затирки изделий позволяет сделать их изящнее перед обжигом.

Современные керамические печи очень облегчают жизнь керамистам. Дело в том, что электрические печи можно запрограммировать на нужный обжиг и не думать о том, как и когда менять температуру внутри. Однако, гончар должен внимательно следить за тем как поставить в печь изделия. Они не должны прислоняться к стенкам печи, нельзя класть много изделий одно на одно, следует делить пространство печи на отдельные ярусы и уже на этих ярусах осторожно выкладывать тарелки, чашки, кувшины или вазы.

Если же Вы хотите просто попробовать гончарство или овладеть новым хобби, но не готовы к таким грандиозным переменам в своем интерьере (круг, печь, глина на балконе) – приходите на наши мастер-классы или курс гончарства. Мы предоставляем все материалы, помогаем реализовать Ваш замысел и по Вашему желанию обжигаемым изделия.

Оставить заявку
Ближайшие мастер-классы
Посмотреть весь календарь >>
Отзывы наших клиентов
Как нас найти

Мы на карте

Напишите нам