Бывало ли у Вас хоть раз в жизни, что в музее Вы не понимаете, что видите? А так, что человек рядом рассказывает о картине, а Вы чувствуете себя неловко, потому что не можете поддержать разговор? — Тогда эта статья для Вас. Я расскажу Вам о самых популярных картинах и покажу как их узнать в музее.
Ну что же? Начинаем.
Вот пришли вы в музей, зашли в зал ренессансной живописи… а тут кровожадные картины, где женщина (обычно хорошо одета, я бы даже сказала нарядно) отрезает голову симпатичному мужчине. У этой волшебной, нарядной дамы часто имеется служанка, которая помогает сложить эту отрубленную голову в мешок. Что же это такое? Что за криминальные хроники? — А это не криминальные хроники и не начало детективной истории. Это эпическая история о мужестве и героизме иудейской женщины по имени Юдифь. И никакая она не преступница. Юдифь — героиня библейских сказаний, она не испугалась мощного войска Олоферна (бедняга, который буквально потеряет голову). Юдифь ночью надела свою лучшую одежду и пошла на охоту. Ее целью было соблазнить Олоферна, отрезать ему голову и принести трофей в свой лагерь для поднятия боевого духа иудеев. А еще, расчет был на то, что войско врага будет не в состоянии вести войну без своего военного начальника. План Юдифь сработал, и она вошла в историю абсолютной героиней. Не так много есть иудейских женщин, которые могут таким похвастаться.
Ну и что тут можно сказать? Юдифь и Олоферн — это классический пример библейской иконографии, который дает возможность проявить художнику множество своих умений. А еще — это один из любимых примеров иконографии для женщин-художниц. Возьмем хотя бы Артемизию Джентилески, которая неоднократно обращалась к сюжету «Юдифь и Олоферн». Где бы еще она смогла вылить на холст всю свою обиду и ненависть к своему насильнику?!
Мужчины-художники тоже не чурались истории смелой Юдифь. Караваджо, известный ценитель отрубленных голов в живописи сгустил краски над этим сюжетом, акцентируя внимание на изобретенном им светло-теневом моделировании.
Оставляя старых мастеров в прошлом, обращаю Ваше внимание на данный сюжет в исполнении Густава Климта. Мастер венской сецессии делает акцент на открытом эротизме Юдифь, оставляя голову несчастного Олоферна почти без внимания.
Но, живопись штука коварная. Особенно в контексте отрубленных мужских голов. Вот посмотрели Вы «Юдифь и Олоферн», поняли сюжет. Идете дальше, а здесь прекрасная женщина несет на прекрасной блюде, мужскую голову. А еще бывает такое, что эту блюдо с головой представляет другому мужчине на троне. Что же это за оказия? Продолжение предыдущего сюжета? — Вовсе нет!
«Саломея с головой Иоанна Крестителя» — вот разгадка такого сюжета. А человек на троне — царь Ирод, которому коварная женщина представляет голову будущего святого.
В общем, в ренессансном искусстве преобладают религиозные и мифологические сюжеты. К мифологии я еще вернусь, а вот в христианской иконографии, как Вы уже поняли, есть довольно интересные вещи. Не иконами единственными, так сказать.
Ренессанс не мыслим без Италии, а Италия не мыслима без святых покровителей, которыми полнится эта славная земля. И, вероятно, самый уважаемый святой Италии, Святой Франциск Ассизский. В Ассизи (маленький городок в Тоскане) он настоящая звезда. А его образ приносит огромные прибыли туристической отрасли (ладно, приносил до карантинного года). Но, Франциск действительно интересный святой. Во-первых, он основал орден францисканцев и не нравился Папе Римскому (как правило, такие неугодные Папе святые в католической традиции самые интересные). Во-вторых, по легенде Франциск понимал язык животных и птиц, а они понимали его. К чему это я? — К популярному сюжету «Франциск проповедует птицам». Обычно на картине изображается старец в грубой одежде, подпоясанный веревкой, в окружении множества птиц.
У Франциска есть и более современный и грозный иконографический образ — когда он изгоняет бесов из Ареццо. Это буквально сюжет для голливудских блокбастеров. Тот самый аскетично одетый мужчина на фоне средневековой крепости, поднимает руки вверх и из города вылетает различного рода нечисть. Фантастика, да и только.
Еще один почитаемый святой в Италии — Святой Иероним. Его можно увидеть чуть ли не в каждом ренессансном зале любого музея. Еще бы, человек еще в пятом веке перевел Библию на латинский язык. Этим заслужил статус Отца Церкви и покровителя ученых и студентов. Поэтому, если Вы учитесь, то знаете у кого просить помощи на сессии.
Как же узнать Иеронима? Элементарно! Надо только знать самую популярную его иконографию.
Во-первых, образ ученого, сидящего за столом, который что-то читает. Здесь главное не спутать его, скажем, с Августином Блаженным. Поэтому ищите рядом льва (даже если он похож больше на кошку с гривой). Лев — это верный знак того, что перед Вами Иероним. По легенде святой спас дикого зверя, который отблагодарил его пожизненным сопровождением.
Во-вторых, Иероним любил ходить в пустыню и изгонять из себя грехи, или же выбивать их из себя камнями. Поэтому, если перед Вами седой мужчина бьет себя в грудь камнем посреди пустыни, а рядом много разнообразной живности (лягушки, кролики, совы, ящерицы — это к слову символы различных грехов), то будьте уверены, что перед Вами именно Иероним. Ну и ищите льва для уверенности.
Мадонну и Иисуса Христа Вы узнаете и без меня. Но, напомню Вам несколько иконографических типов, которые помогут описать словами то, что видите:
Переходим к мифологии. После средневековых суровых времён тема античности активно возрождается, а вместе с темой и сюжеты в живописи.
Венерами полнится живописное пространство. И если с обнаженными Венерами, которые лежат, все более или менее ясно, то с обнаженными женщинами, плывущими в ракушках по бескрайним морским просторам, вопросы могут возникать. Но, только если не знать миф о рождении Венеры из пены морской и ее первое путешествие в раковине на остров Крит.
Крит, к слову, в мифологии и живописи встречается очень часто. Смотрите сами.
Белый бык плывет в море, а у него на спине красивая девушка. Это сюжет «Похищение Европы». Бог-громовержец, а еще самый большой ловелас греческой мифологии, Зевс выбирает подобие быка и похищает красавицу Европу, чтобы отвезти ее на остров Крит для любовных утех.
С Критом связаны и сюжеты о лабиринте Минотавра и спасительной нити Ариадны. Ну и в продолжение — трагическая история о несчастной любви Ариадны, которая спасла Тесея от кровожадного Минотавра, а он ее бросил. Однако, история таки с хэппи эндом. Красавицу Ариадну от смерти спасает Вакх и это уже совсем другая живописная история.
Еще немножко не очевидного расскажу Вам. Зевс и его облики — это отдельная тема. Если из древнегреческой мифологии убрать его романтические приключения, то почти ничего не останется. Шучу, конечно. С похищением Европы разобрались. Пошли дальше.
«Даная и золотой дождь», где Зевс выполняет роль золотого дождя. Влюбился обладатель Олимпа очередной раз и решил быть оригинальным и прийти к любимой в виде золотого дождя. Поэтому, если на картине обнаженная женщина на кровати, а с неба на нее падает золотой дождь, то знайте, что это Зевс такой. Еще одна трактовка дождя может быть в виде золотых монет для служанки. Так на картине Тициана.
Еще одни похождения Зевса связанны с перевоплощением в лебедя. Трактовка сюжета «Леда и лебедь» обычно отличается большим эротизмом в изображении художниками. От этой связи родилась Елена Прекрасная, из-за которой началась Троянская война.
А тут еще один троянский сюжет — «Лаокоон с сыновьями», который активно использовался и в античности, и в Ренессансе и барокко. Суть в том, что мужчину затягивает в море чудовище, а сыновья его пытаются спасти. Этот бедняга — Лаокоон — единственный житель Трои, который не поверил в надежность и безопасность троянского коня.
Семейная жизнь Зевса и Геры стоит много серийного сериала. Чего только стоит история с незаконнорожденным сыном громовержца — Гераклом, которому отец хотел подарить бессмертие. И вот есть же как будто бы очевидный вариант — стукнуть своим жезлом и принять волевое решение. Но у греков не всё могут боги. Поэтому Зевс придумывает сногсшибательный трюк, который потом выльется в сюжет «Млечный путь». Поэтому, самый могущественный бог Олимпа прикладывает новорожденного Геракла к груди Геры, чтобы ребенок попил молока богини семейного очага и получил бессмертие. Но малый был героем с детства и кусает свою кормилицу. Гера отталкивает малыша, а ее молоко разливается на небе, где из каждой капельки рождается звезда. Прекрасная история, которую надо знать, чтобы понять, что видишь на картине.
Ну и в продолжение темы Геракла, его двенадцать подвигов бесспорно широко представлены в живописной традиции, особенно барочной. Все подвиги с иллюстрациями я детально разбираю с детьми в курсе «Мифы и рисование».
Отдельного внимания заслуживают картины с отрубленной головой (дались художникам эти головы, не так ли?) у которой вместо волос змеи. Это Горгона Медуза. Суровое было существо, которое превращало в камень всех и каждого, кто на нее смотрел. Но и она не выдержала натиска греческих героев. Обычно ее изображают уже с отсеченной головой на круглой основе, похожей на щит. Собственно, на щите голове и покоилась после отсечения.
Надеюсь, что пролила Вам немного света на живописные традиции. Больше о популярных сюжетах я рассказываю в онлайн курсе «История европейского искусства».
Мы на карте