Иероним Босх

Позвоните сейчас и закажите

Иероним Босх — вряд ли в истории искусства есть более загадочное имя. Имя одного из самых известных художников Северного Возрождения — Иероним Антониссун ван Акен. Приставка же Босх появилась благодаря городу его рождения, жизни и смерти — Хертогенбос (Северный Брабант). Художник сам выбрал себе такой псевдоним. Точная дата рождения Иеронима Босха не известна, ориентировочно это 1450 год, а вот дата смерти точная — 9 августа 1516 года.

Возможно Босх учился в Делфте или Гарлеме, точных данных нет. После окончания обучения и получения звания мастера Босх женится. Несмотря на то, что он ремесленник, Иероним женится на девушке из состоятельной семьи. Его невеста Алейд Гояртс ван дер Мервей приведет его в братство Пресвятой Богоматери, для которого он сделает большинство своих больших произведений.

Удачное с финансовой точки зрения бракосочетания позволило Босху не думать о необходимости заработка, а работать в той манере, которая его интересовала. Безусловно он был востребованным художником и одновременно имел участок земли, вероятно занимался фермерством и продавал урожай. Для нидерландских художников такое сочетание живописи и работы в других сферах никогда не будет странным.

Большинство работ Босха до нас не дошли. Мы не знаем названий его работ. Все они были придуманы исследователями много лет спустя после смерти автора. Так в чем же секрет популярности Босха через 500 лет после его смерти? Почему его работы считаются загадочными? И имел ли Босх последователей? Давайте разбираться вместе.

А начнем мы с того, что Босх вдохновил другого нидерландского художника, который стал лучшим пейзажистом своего времени и создал целую школу — Питера Брейгеля Старшего. Иеронима Босха от Брейгеля отделяли три поколения. Посмотрим на «Падение мятежных ангелов» (1562 г.) Брейгеля. Здесь можно увидеть тех самых чудовищ и странных монстров, что и в триптихе Босха «Сад земных наслаждений» или «Воз сена».

Впрочем, о работах «Сад земных наслаждений» и «Воз сена» известно чуть ли не больше всего среди всех работ Босха. Поэтому хотелось бы обратить внимание на не менее интересные, но не такие популярные работы. А именно работы, которые посвящены святому, в честь которого и назвали художника.

Иероним Босх трижды обращался к образу Святого Иеронима-отшельника:

  • Хронологически первой была «Святой Иероним за молитвой» 1476 года, которая сейчас находится в музее города Гент. Доска достаточно большая по формату (77 х 59 см), придает образу особого драматизма.
  • Еще одно изображение «Покаяние Святого Иеронима» — это центральная часть триптиха «Святые отшельники», написанная не ранее 1487 года (коллекция Палаццо Дукале в Венеции).
  • Третье, самое позднее изображение, датируется 1505-1515 годами — это правая створка «Триптих Иова» из Брюгге.
Иероним Босх

Все три изображения Святого, кисти Босха, несколько похожи. Это болезненно худой человек без волос на голове, в рваной одежде, который стоит на коленях и искупает свои грехи. При этом на всех трех досках Босх большое внимание уделяет пейзажу и множеству деталей, которые должны раскрыть нам секреты жизни Святого Иеронима. Пейзаж для Босха всегда имел большое значение. Вероятно, это и обусловило то влияние, которое Босх имел на Брейгеля.

Работа «Святой Иероним за молитвой» из Музея изящных искусств в Генте датируется не ранее, чем 1476 годом. Здесь Босх показывает нам Святого Иеронима, лежащего на земле, который держит в руках Распятие. Причем, Распятие лежит на руках Святого таким образом, что складывается впечатление будто оно является частью тела Иеронима. Босх не показывает нам непосредственно епитимию (искупление грехов), это скорее молитва о спасении души. Однако, даже без инструмента самоистязания и драматизма епитимии, напряженная фигура Иеронима передает нам всю силу его страданий.

Несмотря на то, что за спиной Святого лежит ценная кардинальская ряса (традиционно Иеронима изображают в кардинальский одежде, хотя при его жизни еще не было института епископства с такими рясами), Иероним одетый в разодранную белую тунику, которая может символизировать очищение его души от греховных помыслов. Тело Иеронима и белая одежда, которая едва прикрывает измученную плоть, представляют собой самое светлое место картины, что сразу же привлекает к себе внимание зрителя. Цвет тела Христа и цвет его повязки полностью идентичны колориту тела и одежды Иеронима. Тем самым художник пытался показать единство Святого Иеронима и Иисуса Христа в их земных страданиях. Тело Святого неправдоподобно вытянутое, длинное, как будто это готическая фигура. Диагональ, которую создает фигура Иеронима придает композиции динамики. Эту диагональ подчеркивает линия естественной пещеры, которая стала домом для Святого в пустыне.

В отличии от напряженности Иеронима, пейзаж на заднем плане представляется достаточно спокойным. Однако это спокойствие отделено от Святого пещерой, в которой он устроил себе временную келью. Эта пещера уже достаточно изувеченная ветром и другими силами природы. О недостойных праведного человека мыслях на картине указывают фрукты, которые гниют. Они перекликаются с фруктами с «Сада земных наслаждений» Босха.

Четыре ярких красных объекта составляют своеобразную раму, в которой расположена фигура Святого Иеронима. Это — кардинальская ряса за спиной Святого, галеро (головной убор кардинала), лежащий на земле, таинственный фрукт, который гниет в луже и еще один фрукт, который находится на стене пещеры.

Иероним Босх

Рядом с пещерой стоит маленькое животное. Это тот самый лев, которого Иероним освободил от нестерпимой боли и не побоялся вынуть занозу из лапы зверя. Следует отметить, что львов еще со времен средневековья изображали крайне забавно. За спиной Святого, на ветке разбитого дерева, на котором лежит кардинальская ряса, сидит сова, которую можно трактовать двояко: с одной стороны, в античности она была символом мудрости, с другой — в христианском мире, эта птица выступает символом зла и темных помыслов. Собственно, такая двоякая трактовка образа совы очень хорошо ложится на трактовку образа Святого Иеронима, который всю жизнь вел борьбу между своей античной и христианской сущностью.

Босх, возможно, также вел двойную жизнь. Часть исследований утверждают, что Братство Пресвятой Богоматери было еретическим и именно так объясняют странные образы Босха. Хотя, если обратиться к иллюминированным манускриптам, и принять во внимание то, что Босх жил в стране, которая была со всех сторон окружена морем и видел множество морских жителей, и глубже погрузиться в понимание страха Апокалипсиса 1500 года, то выбор стилистики Босха становится уже не таким странным.

В общем гентская картина выдержана в спокойном холодном колорите умбристо-зеленых тонов. Спокойный пейзаж плавно переходит от зеленого цвета долины к голубому цвету реки и неба на дальнем плане. В долине виднеется небольшое архитектурное сооружение. Мы можем предположить, что это монастырь, в котором жил Святой Иероним после возвращения из пустыни.

Другой образ Святого Иеронима кисти Босха написан на центральной створке триптиха «Святые отшельники» из Дворца Дукале в Венеции. На боковой левой створке изображен Святой Антоний, на правой — Святой Эгидий. Жития всех трех святых отражают аскетический идеал. Святой Иероним — это главный стержень композиции. Он одет в кардинальскую рясу, которая уже, правда, выглядит довольно старой и поношенной, она уже потеряла свой первозданный цвет. Перед Святым лежит галеро. Руками Святой Иероним тянется к Распятию. Но между ним и Распятием возникает сцена борьбы человека и единорога (символ целомудрия), которая размещена то ли на панели, то ли в колбе, которые художник так любит. Именно Распятие размещено на полусфере, которая напоминает греческий амфитеатр. На внешней стенке этой полусферы расположены рельефные изображения. По мнению Лауринды Диксон (одной из ведущих исследовательниц творчества Босха), одна из сцен демонстрирует нам Юдифь, которая держит в руках голову Олоферна. Также на этом импровизированном алтаре, то ли амфитеатре можно увидеть изображение человека, который прячется в корзине, возможно, это Вергилий. Вергилий был вдохновителем для художников эпохи Возрождения в изображениях пейзажей. И хотя пейзажи Босха далеки от вергилиевской идиллии у нас нет предпосылок считать, что Босх не читал Вергилия.

Иероним Босх

Одиночество Иеронима в Халкидской пустыне, по его собственным словам, разделяли лишь «скорпионы и дикие звери». Именно этих существ изображает Босх. Святой окружен дикими зверями, которых не всегда можно идентифицировать, что неудивительно для кисти Босха.

К сожалению, этот триптих сильно пострадал сначала от пожара, а затем доску просто обрезали. Сначала доска была выше и, возможно, закругленная сверху, как доска с изображением Святого Христофора. Через значительные повреждения трудно оценить колорит картины. Однако, несмотря на потери, можно сказать, что колорит картины выдержан в достаточно монохромной гамме охристых оттенков. Два цветных красных пятна выделяются на общем фоне — это уже известные нам кардинальская ряса и галеро.

Молитва Святого происходит будто на своеобразном природном подиуме. Судя по положению тела Иеронима, которое задрапировано рясой, мы можем предположить, что он стоит только на одном колене. Его правая нога совсем неестественно отставлена ​​назад. Складывается ощущение, что она и вовсе не принадлежит Иерониму.

Особое внимание привлекает колба, которая стоит на камне в левой части картины. В этой темной колбе можно увидеть светлую фигуру человека, который поднял руки к небу в молитве. Возможно, это еще одна трактовка образа Святого Иеронима Босхом. За фигурой Святого падает небольшая фигурка, которая указывает нам на падение идолов античного мира, к которым Иероним уже развернулся спиной, чтобы молиться распятию.

От мирной долины, которая раскинулась на дальнем плане картины, Святого Иеронима отделяет естественная преграда в виде скалы, в которой прорублен ход. Следует отметить, что арки и ходы занимают значительное место в этой работе Босха. На первом плане в правой части картины мы видим сразу две арки: вторая намного больше первой и ведет в подземелье. Что именно скрывает этот тайный ход не понятно, ведь в этом природном гроте сплошная темнота. Из неотъемлемых атрибутов Святого Иеронима на «Триптихе отшельников» Босх не изобразил льва.

Хронологически самое позднее изображение Святого Иеронима в творчестве Иеронима Босха было написано в 1510-1520 годах на «Триптихе Иова» из Брюгге. Правая створка посвящена раскаянию Святого Иеронима. Он традиционно предстает перед нами в образе безволосого старика, который стоит на коленях перед Распятием. Иероним одетый в кардинальскую рясу, которая, в отличие от венецианского изображения, выглядит достаточно новой. Перед Иеронимом, на земле лежит кардинальский головной убор. В руках Святой держит камень, но его лицо настолько спокойное и смиренное, что невозможно представить акт епитимии, который с ним происходит у нас на глазах. Кажется, что Иероним просто склонился над Распятием для молитвы.

Иероним Босх

По возрасту Иероним на картине с Брюгге выглядит моложе, чем Иероним на картинах из Венеции и Гента. Кроме того, его тело не такое измученное и изможденное, как на других двух картинах Босха.

На переднем плане видно насекомых, улиток и других живых существ. Однако, как и на картине «Триптих святых отшельников», не хватает льва. Фигура Иеронима размещена в гроте, который увенчивается камнем странной формы, напоминающий лягушку. Все эти пресмыкающиеся символизируют плотские грехи Иеронима. Вдалеке Босх написал мирный равнинный пейзаж, который очень похож на пейзажи с картин Венеции и Гента.

Сравнивая три картины Босха на сюжет «Покаяние Святого Иеронима», мы можем отметить, что доски с Брюгге и Гента больше похожи между собой, чем с венецианской картиной. Это сходство заключается в расположении фигуры Святого в композиции. Он стоит на коленях и держит в правой руке камень. Взгляд Святого направлен вправо, он смотрит на Распятие. Обе фигуры выглядят монументально и статично. Грот, в котором осуществляет епитимии Иероним на «Триптихе Иова» почти точно повторяет форму грота внизу «Триптиха святых отшельников». В отличие от этих двух картин, Иероним на картине из Гента предстает перед нами не в процессе епитимии, а во время молитвы, о чем свидетельствует отсутствие камня в руке. Только на этой доске присутствует изображение льва, хотя он и похож больше на домашнего кота. На всех трех картинах присутствуют разнообразные пресмыкающиеся и гнилые фрукты, которые указывают нам на греховность мыслей Иеронима. Следует отметить, что Босх всегда акцентирует внимание на лысой голове. Если для итальянской живописи был характерен нимб в изображениях сцен епитимии Иеронима, то Босх не обращается к этому символу святости. Пейзажный фон почти идентичен во всех трех картинах Босха. Зеленые долины и голубые реки четко контрастируют со скалистым пейзажем, в котором расположена фигура Святого Иеронима. По аналогии с итальянской живописью можно сделать вывод, что скалы указывают на тернистый путь Иеронима к христианству, а спокойный, мирный пейзаж на заднем плане символизирует блаженство, которое должен находить человек, принявший праведную христианскую веру.

Иероним Босх

Поэтому, как видите не только наиболее разрекламируемым работам Босха из музея Прадо в Мадриде стоит уделять внимание. Давайте смотреть глубже и узнавать новое.

В последнее время Босха часто называют первым сюрреалистом. Но такие утверждения ошибочны. Во-первых, сюрреализм — это явление ХХ в., основанное на психоанализе Зигмунда Фрейда. На этом можно было бы остановиться, но во-вторых, Босх опирался на религиозные каноны, исторические источники, дохристианские и христианские символы, которые легко читались людьми XV-XVI вв. А еще Босх жил в то время, когда люди ждали Второго Пришествия, Антихриста и Апокалипсиса. Это чувствуется не только в его творчестве, но и у других художников того периода. Отличием же Босха является его равнодушие к наработкам итальянских мастеров, которые делали акцент на теле человека. Он, как настоящий северный мастер особое внимание уделял символам и пейзажу.

Больше информации о Босхе и живописи Нидерландов можно найти на онлайн курсе по истории европейского искусства.

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам