Известные художники

Позвоните сейчас и закажите

Перечень самых известных художников мира может выйти немалый. В каждой стране, в каждую эпоху известных художников было много. А если говорить в ретроспективе и глобально, то список получится не на одну сотню имен. Но мы сегодня выделим по одному выдающемуся мастеру из крупнейших художественных центров Европы.

Итак, Диего Веласкес представит Испанию, Микеланджело Буонарроти — Италию, Эдгар Дега — Францию, Альбрехт Дюрер — Германию, Ян ван Эйк — Нидерланды.

Ян ван Эйк (1385/90 — 1441) — один из величайших художников всех времен, реформатор масляной живописи и автор всемирно известного Гентского алтаря. О биографии Яна ван Эйка известно не так уж и много. Точная дата рождения неизвестна. Есть точные данные о его работе в качестве дипломата и ряд картин и алтарей с его автографом. Ян ван Эйк был чуть ли не первым художником в Европе, кто начал подписывать свои работы.

Самым известным произведением Яна ван Эйка является «Гентский алтарь». Он был закончен и освящен в 1432 году. Заказчиком выступил Йос Вейдт, а алтарь находится в соборе Святого Бавона в Генте. Алтарь состоит из 24 частей и 258 изображений человеческих фигур. История этого алтаря абсолютно детективная.

Известные художники

В 1566 когда в Генте вспыхнуло восстание кальвинистов, алтарь был на грани уничтожения. Но его спрятали в южной башне собора. А пока кальвинисты искали алтарь, чтобы сжечь его, один из защитников стоял у входа на башню, наливал пиво и подбадривал кальвинистов. Тогда они так и не нашли алтарь, а затем немного и забыли о нем.

Во время прихода Наполеона в Гент алтарю повезло меньше. Центральная его часть была вывезена в Лувр. Однако, после реставрации Бурбонов, алтарь вновь вернули в Гент.

Впоследствии, викарий собора продал несколько досок из алтаря на черном рынке. А потом эти части алтаря оказались в собственности немецкого принца Вильгельма. В начале Первой мировой войны немцы стремились совместить весь алтарь в Берлине. Однако, проиграв войну, были вынуждены вернуть все в Гент. На этом приключения не кончились и в апреле 1934 года с собора Святого Бавона похищают одну часть алтаря, которая до этого хранилась в Берлине. Эту доску и до сих пор не нашли.

Известные художники

Но и на этом приключения алтаря Яна ван Эйка не заканчиваются. Гитлер вывозит алтарь в свои хранилища, чтобы впоследствии выставить его как главную жемчужину в супермузее в Линце. Но ему это было не суждено воплотить в жизнь. Войска союзников захватили хранилище и в конце концов вернули алтарь домой в собор Святого Бавона в Генте.

Невероятная слава к Яну ван Эйка пришла лет через 10 после его смерти, а его произведения вызывают восхищение до сих пор.

Альбрехт Дюрер (1471 — 1528) — художник, который трансформировал немецкое Средневековье в эпоху Возрождения. Дюрер оставил нам 1100 рисунков, 34 акварели, 108 гравюр на меди, 246 гравюр на дереве, и 188 живописных картин. Скажем честно, огромный творческий потенциал.

Его рисунки серебряным карандашом в 13 лет уже всё говорят о его художественном будущем. Особого внимания заслуживает его автопортрет в 13 лет, который является первым автопортретом европейского художника, который был подписан автором и дошел до нашего времени. Этот рисунок положил начало целой серии автопортретов великого художника.

Он был первым из немецких художников, кто сделал рисунок с натуры обнаженной фигуры и преподнес автопортрет в ранг самостоятельного жанра. Именно на автопортрете 1500 года мы и остановимся.

Известные художники

Здесь Дюрер трактует свой образ как Христа. Симметрия, рука в жесте похожем на благословение, анфас и темное длинные волосы делают очевидным трактовку этого автопортрета, как изображение Иисуса. Светские портреты писали сначала в профиль, потом в три четверти и отнюдь не анфас в 15 в. Именно поэтому такой ракурс еще раз подчеркивает религиозный контекст автопортрета.

1500 был годом ожидания Апокалипсиса и Второго пришествия. Поэтому тема изображения Иисуса Христа была актуальна как никогда.

Качество написания этого автопортрета поражает еще больше, если знать, что в то время зеркала были маленькими и выпуклой формы. Только через 16 лет после написания этой картины на Мурано стеклодувы изготовили первое плоское зеркало.

Дюрер имел возможность заниматься тем, что ему было интересно. Ведь потребности в деньгах у него не было. Его отец организовал брак Альбрехта с Агнессой Фрай. Ее родители были представителями семейства Медичи в Германии. Между прочим, Агнесса принимала участие в продаже гравюр своего мужа.

За свою жизнь Дюрер совершил несколько путешествий в Италию. В последнем таком путешествии он заболел малярией, от которой и умер на 56 году жизни.

Микеланджело Буонарроти (1475 — 1564) — скульптор, живописец, архитектор и инженер. Человек эпохи Возрождения — именно таким был большой мастер. В течение 88 лет, которые прожил Микеланджело в Риме изменилось 13 пап, с большинством из них он работал. Самые известные работы будут созданы для Юлия II и Льва Х.

Он был первым западноевропейским художником чья биография была напечатана при его жизни. За это мы благодарны Джорджо Вазари. Художник происходит из семьи подесты (мэра) города Капрезе. Его кормилицей была жена каменотеса. Это давало повод Микеланджело говорить, что любовь к камню он принял с молоком матери. Но мы сегодня акцентируем внимание не на его скульптуре, а на живописи.

В тринадцать лет Микеланджело попадает в мастерскую к Гирландайо. Именно здесь, против родительской воли, он знакомится с различными материалами и техниками, исследует творчество Джотто и впервые проявляет свой почерк и демонстрирует скульптурное видение человеческого тела. До наших дней дошла только одна станковая работа Микеланджело «Мадонна Дони» (около 1507). Это круглая картина (тондо) написана на доске в смешанной технике темперной и масляной живописи. Размер тондо впечатляющий — 1,20 м. Эта работа была выполнена еще до работы в Сикстинской капелле, где выдающийся художник расписал плафон, а впоследствии и алтарную стену. Вероятно, на скульптурность фигур Святого семейства повлияли античные скульптуры, которые художник видел в доме Медичи.

Общепризнанно, что картина была написана по случаю брака Аньоло Дони и Маддалены Строцци. Мадонна, Иосиф и Иоанн Креститель смотрят на маленького Иисуса Христа, а вот пять фигур на заднем плане не смотрят на него. Предполагают, что это древние язычники, которые ожидают обращения в христианство. Массивность и скульптурность всех персонажей будет иметь большое влияние на фресковую живопись в Сикстинской капелле.

Работа в капелле существенно испортит здоровье художнику, ведь он работал над ней почти без помощи. Над плафоном капеллы Микеланджело работал четыре года с определенными перерывами. В 1512 году состоялось торжественное открытие Сикстинской капеллы с фресками Микеланджело, а в 1536 году он возвращается сюда для работы над фреской «Страшный суд» в алтарной части. Его критиковали за изображение большого количества обнаженных тел, а после смерти художника цензура постановила «одеть» персонажей и перерисовать некоторые фрагменты.

Известные художники

Гробницу Микеланджело во Флоренции спроектировал его биограф Джорджо Вазари. На могиле сидят три музы: Скульптура, Живопись и Архитектура. Именно эти три музы, которые так щедро одарили художника, оберегают его теперь всегда.

Диего Веласкес (1599 — 1660) — представитель золотого века испанской живописи, придворный живописец при дворе Габсбургов. Диего родился в Севилье. В возрасте 12 лет начинает обучение живописи в мастерской Франсиско де Эрреры Старшего, но через сложный характер мастера, Веласкес переходит в другую живописную мастерскую Франсиско Пачеко. Этот переход стал судьбоносным для Диего Веласкеса не только в профессиональном, но и в личном плане. Диего впоследствии женится на дочери своего учителя. Пачеко был скорее выдающимся учителем, чем первоклассным художником. Он умел объяснить, показать, задать нужные вопросы и имел глубокие теоретические знания.

Живописная школа Севильи, к которой принадлежал Веласкес во время своего обучения, была самой известной в Испании 16 в. А популярным жанром того времени был бодегонес — бытовые сцены. Такое название происходит от слова «бодегон» — таверна в переводе с испанского. Поскольку, много картин этого жанра изображали людей, сидящих за столом именно в таверне. В такой, казалось бы, совсем банальный бытовой сюжет часто вкладывался тайный контекст религиозного характера.

Ярким примером такого сочетания бодегонеса с религиозным подтекстом является картина Веласкеса «Христос в доме Марфы и Марии» (около 1620 года).

Известные художники

Это первое сочетание жанров для художника. На первом плане изображены две женщины в интерьере обычного дома, на столе лежат чеснок, рыба (традиционно воспринимается как символ Христа), перец, яйца. Это все простая пища, которая подчеркнута светом, падающим на нее. Приемы работы со светотенью Веласкес во многом заимствует в творчестве итальянского художника Караваджо.

На втором плане Веласкес играет с нами. Впоследствии это станет его фирменным приемом. Мы не знаем библейская ли сцена второго плана — это картина на стене, отражение в зеркале или вид из окна.

Такую игру со зрителем Диего Веласкес продолжает в картине «Пряхи» (около 1644 — 1648). Здесь мы видим сцену из античной мифологии, которую Веласкес позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия. Эта книга точно была в библиотеке художника.

Известные художники

На первом плане мы видим прях, занятых своей работой. Две пряхи сидят в тех же ракурсах, что и ignudi из фресок Микеланджело в Сикстинской капелле. На втором плане Веласкес показывает нам то ли гобелен, то ли событие, которое разворачивается на сцене (как в театре). Это и есть древнегреческий миф об Афине и смертной женщине Арахне, которая осмелилась поспорить с богиней о силе таланта пряхи. Олимпийские боги устроили женщинам соревнования, в котором Афина проиграла. Чтобы отомстить, богиня мудрости и рукоделия превратила Арахну в паучиху, чтобы та всю жизнь пряла. От имени бедной мастерицы пошло название одного из страхов человека — арахнофобия — страх пауков.

Самая известная картина Веласкеса, которая связанна такой игрой со зрителем является картина «Менины» (1656 — 1657 лет).

Известные художники

На холсте 3,18х2,76 м изображен художник за мольбертом. На первый взгляд кажется, что он пишет инфанту Маргариту и ее фрейлин. Но через минуту становится понятным, что не эти герои позируют мастеру. На самом деле ему позирует король Филипп IV с королевой. Их отражение мы видим в зеркале. Они стоят на том же месте, что и мы, зрители. Но и этим не ограничивается Веласкес в игре с пространством. Параллельно с зеркалом расположены двери, которые открывает камердинер. Таким образом, на холсте создается еще одно пространство. Вот такие интересности оставляет нам художник в своих картинах.

Веласкес умирает 6 августа 1660, его хоронят завернутым в плащ ордена Сант-Яго. А уже через неделю возле него похоронят и его жену.

Эдгар Дега (1834 — 1917) — один из величайших художников-импрессионистов мира. Эдгар родился в семье состоятельного банкира и никогда не нуждался в деньгах. Между прочим, нуждался в признании.

Дега больше писал ипподромные скачки и репетиции балерин. Эти сюжеты были любимыми у художника с тяжелым характером. Как отмечает Воллар — один из первых торговцев картинами импрессионистов, Дега не терпел аромат духов других гостей в домах, куда он был приглашен. А также мог со скандалом уйти со званого вечера, если замечал там букеты с цветами.

Известные художники

Эдгара Дега интересовал процесс тренировки балерин, их тяжелая работа, которую не видно было на сцене. Тема балета была настолько интересна художнику, что он не отказался от нее даже когда начал терять зрение. Тогда он заменил хосты и краски на глину и гипс и начал работать со скульптурами. Самой известной скульптурой Дега является «Маленькая четырнадцатилетняя балерина».

Дега начинал свой творческий путь как последователь Энгра, выдающегося художника-академиста. Он учился в первую очередь рисунку, а колориту оказывал второстепенное значение. Однако, впоследствии он смог совместить четкий графический рисунок с собственным колористическим видением. Дега вывел технику пастели в ранг самостоятельных законченных картин, а не зарисовок художника. Его серии балерин и купальщиц пастелью поражают своим мастерством.

Подробнее о выдающихся художниках Вы можете узнать на курсе «Истории европейского искусства» в арт-студии «Лихтарик». Курс доступен в офлайн и онлайн формате. Формат онлайн построен по принципу марафона с глубоким погружением в историю искусства на протяжении двух недель. Доступный в студии и курс «История украинского искусства». Он также доступен онлайн и офлайн. Кроме того, в студии есть курс «Музеи мира», где Вы узнаете о самых выдающихся художественных собраниях и спланируете свои визиты в лучшие музеи. 

Оставить заявку

    Ближайшие мастер-классы
    Посмотреть весь календарь >>
    Отзывы наших клиентов
    Как нас найти

    Мы на карте

    Напишите нам